Смекни!
smekni.com

Английское чаепитие (стр. 2 из 3)

Чайные сады постепенно закрылись в первой половине XIX века. Но традиция продолжала жить, например, в парках богатых людей, где ле­том были приняты чаепития на лоне природы. А чтобы не лишать себя удовольствия и в другие сезоны, многие строили чайные беседки и да­же домики. И сегодня высшая степень английского счастья — это чай в саду. Когда эти две страсти сливаются в одну, на земле (английской) временно воцаряются мир и покой. Большинство открытых для публи­ки усадебных парков и садов имеет непременную чайную, что обяза­тельно указывается во всех справочниках и является непременным ат­рибутом подобного рода музеев. Столики расставлены прямо в саду, на зеленых лужайках, под вьющимися кустарниками или рядом с клумбами, так что в сезон цветения все вокруг благоухает. И ни внезапно на­чавшийся дождь, ни снег, ни ураган не могут испортить радости посети­телям, выпивающим свою традиционную чашку чая с молоком в этом райском окружении.

Значение чая в Англии росло год от года. Теперь он стал не просто коммерческим продуктом, приносившим большие доходы, но и факто­ром экономической, культурной, общественной и даже политической жизни страны. Один из современных английских авторов даже полага­ет и доказывает, что процветание страны было связано именно с вне­дрением чая. Бурное развитие капитализма, индустриальная револю­ция, неудержимый рост имперских владений, укрепление военной и по­литической мощи — все это, по его мнению, в своей основе имеет чай, открывший стране новые возможности.

2. "Чайные" традиции в Англии в XIX веке

В XIX веке чайные традиции в Англии приняли формы незыблемых за­конов. Теперь это уже не просто и не только чашка горячего напитка, это еще и культура питания и поведения. Послеполуденный чай (afternoontea), пятичасовой чай (знаменитый «файф-о-клок» - five-o-clock), чай на двоих (tea-for-two), «большой чай» (hightea) - все это очень важные общественные действа, часть английской истории и культуры. Для того чтобы что-нибудь не перепутать и не ошибиться, ритуалы закрепляются в книгах хороших манер, число которых неуклонно растет и пользуется неизменным спросом на протяжении всего девятнадцатого столетия[4].

Согласно этим «законодательным» документам, чай разливает соб­ственноручно хозяйка дома, чашки и угощения раздает джентльмен, если таковой присутствует в компании, или юные девушки. Книги пре­дусматривают самые разные возможные ситуации и положения. Например, в холодную погоду чай рекомендуется серви­ровать около горящего камина, в теплую — в саду. Перчатки во время еды можно не снимать. Бутерброды, если масло не выступает, тоже бе­рут руками в перчатках, но многие боятся испачкаться и пьют чай пу­стой, что, по мнению докторов, очень вредно для здоровья. Поэтому так незаменимы в этом случае сухие бисквиты. Юные девушки, уже взро­слые для нахождения в детской, но слишком юные для участия в общем разговоре, могут занимать себя сервировкой стола или жареньем то­стов в камине специальной вилкой — автор книги совершенно уверена, что это вызовет много радости и смеха.

Еще больше внимания уделяется разговору во время чаепития. Здесь законы и правила так же незыблемы, как и в вопросах сервировки. Бе­седа - ключевая составляющая английской «чайной церемонии», и ее никак нельзя было пускать на самотек. Особые рекомендации даются хозяйкам на те случаи, если беседа пойдет в ненужном, слишком легкомысленном направлении. Интересно, что один из авто­ров книги об этикете рекомендует даже составить своеобразные «ме­ню для беседы» и разложить их около тарелок гостей. Это позволит поддержать правильный разговор в случае затянувшейся паузы. Сегод­ня все это кажется смешным и наивным, но главное - за этим скры­вается важнейшая функция чая, как части общественной жизни, непре­менной составляющей общения.

Считается, что традиция пить послеполуденный чай в пять часов рас­пространилась в середине ХIX века в высшем английском обществе в связи с тем, что обеды, раньше приходившиеся на дневное время, по ме­ре развития и усложнения светских ритуалов все больше отодвигались на вечернее время. Теперь было необходимо перекусывать между лан­чем и обедом. Честь по внедрению подобных чайных перекусов леген­да приписывают Анне, седьмой герцогине Бедфордской, которая якобы первая придумала таким образом утолять голод свой и своих гостей в ожидании обеда. Это был не просто чай, к нему подавали булочки, сэн­двичи, холодное мясо, свежие ягоды со сливками, кексы, пирожные.

Постепенно из необходимости послеполуденный чай в пять часов пе­рерос в целое искусство. Церемония предполагала не только опреде­ленное поведение и разговоры, но и антураж. Все должно было быть гармонично — чайная мебель, скатерти и салфетки, цветы в вазе, посу­да и даже, в идеале, закуски. Вот как выглядел модный в XIX веке сливочно-абрикосовый чай. На столе расстилалась скатерть сливочного цвета, расшитая шелком соответственно абрикосового цвета, и подходя­щие салфетки. В центр стола ставились цветы сливочного или абрико­сового оттенка, например бегония. Рекомендовалось также расставить стаканы с плавающими в них абрикосовыми цветками. Чайный сервиз должен быть либо подходящего цветового сочетания, либо просто глад­кого сливочного цвета. Вся еда, находящаяся на столе, должна была со­ответствовать заданной цветовой гамме. Рекомендовались следующие фрукты: абрикосы, белая малина, очищенные бананы и апельсины, по­сыпанные сахаром, дыня абрикосового цвета, а также, естественно, густые жирные сливки. Булочки, печенья, варенья и даже начинка для сэндвичей должны были быть также подобраны по цвету. Не чай, а про­сто произведение искусства. Интересно, что любовь к красивой посуде сохранилась и в современной Англии: чай, который вам подадут не только в чайной, но и в любой гостинице, будет, как правило, очень гар­монично сервирован множеством подходящих по цвету предметов, ва­зочкой с цветочком и т.п.

Близко к послеполуденному чаю в пять часов и понятие «большого» чая (hightea), нередко их используют как синонимы. Но «большой» чай - это чаще всего ранний ужин, особенно в бедных семьях, когда подоб­ное чаепитие устраивалось после возвращения мужчин с работы. По­клонники чая считают, что это было очень полезно и положительно сказалось на здоровье английского рабочего класса, так как та еда, ко­торую раньше ели всухомятку или с пивом, теперь запивалась горячим полезным чаем.

В ХIХ веке уже никто не сомневался в полезном воздействии чая на организм человека. Главным его свойством теперь считался бодрящий и оживляющий организм эффект[5].

Пишут о том, что чай преобразовал Англию, как до этого Ки­тай и Японию. Чай, считают некоторые исследователи, несет с собой спокойствие, любовь к порядку и семейным устоям. Англичане, желез­ной рукой правившие половиной мира в XIX веке, мало подходят под этот идеальный образ. Может быть, дело все-таки в том, что народы, обладающие определенными национальными особенностями, выбира­ют чай, а не чай формирует их характер?

Настоящий переворот, своего рода чайная революция, произошел в XIX веке в вопросах производства и продажи чая. До этого времени, несмотря на все более широкое распространение, чай оставался про­дуктом довольно дорогим.

В середине XIX века чайные плантации возникали од­на за другой, фермеры-добровольцы отправлялись в индийские джун­гли, жили в труднейших условиях, умирали от незнакомых болезней, но дикий индийский чай был приручен и вскоре появился на лондонских рынках и вытеснил китайский. Это был свой, английский (Индия была частью Британской империи, а, следовательно, своей территорией) чай, который немедленно завоевал сердца патриотически настроенных ан­гличан. К тому же он был гораздо дешевле китайского.

Вытеснил китайский чай, также принадлежащий Британской империи остров Цейлон, где с 1860-х годов посаженные индийские сорта стали приносить неслыханные урожаи. С этого момента чай стал массовым напитком Англии, а Англия превратилась в величайшую чайную держа­ву, диктовавшую моду на этот напиток всему миру.

3. "Чайные" традиции в Англии на современном этапе

Сегодня чай в Англии по-прежнему пьют все и повсеместно.

Сегодня англичане предпочитают индийский черный чай всем осталь­ным сортам. И это несмотря на то, что общепризнанным является тот факт, что индийский чай значительно уступает китайскому в качестве. Он продается всегда в измельченном виде, с добавлением низкока­чественной досыпки и пыли. Причины его популярности самые разные. Конечно, сказывается многолетняя привычка считать индийский чай своим, а свое, как известно, всегда вкуснее. К тому же индийский чаи быстро заваривается, дает насыщенный цвет и терпковатый вкус. Его хорошо пить с молоком и сахаром, то есть как раз так, как любят англи­чане. Особняком стоит индийский чай Дарджелинг из посаженных ки­тайских чайных растений, менее урожайный, растущий высоко в горах. Его называют «шампанским среди чаев», подчеркивая тем, видимо, его изысканность и тонкий вкус. Много чая завозят и из африканских стран, прежде всего Кении, а также из Шри Ланки (бывший Цейлон)[6].

Китайский чай по своим вкусовым качествам продолжает оставать­ся вне конкуренции. Пьют его ценители и знатоки, сегодня он все боль­ше вновь входит в моду. Некоторые магазины, например Фортнум и Мэйсон, стали выпускать в продажу специальные серии «Редкие чаи» или «Эксклюзивные чаи», сырье для которых выращивают, как и преж­де, на маленьких китайских фермах и обрабатывают традиционными способами.

Сегодня принято говорить о том, что царство чая к Англии подошло к концу. Ссылаются при этом на снижение качества чая, на массовое предпочтение пакетиков настоящей заварке, на популярность кофе, особенно среди молодежи.

Качество чая упало во всем мире, и перелом наступил в тот момент, когда количество произ­водимого продукта стало массовым. Массовое производство практиче­ски всегда сопровождается снижением качества. Пакетики удобны и практичны, что очень важно для современного человека. Но ведь зна­чение и особенности чайной культуры в Англии совсем не в качестве продукта. Оно всегда было разным, вспомним хотя бы осиновые и бе­резовые листья, подкрашенные медным купоросом, которые добавля­ли в дешевый чай в XVIII веке. Дорогой и качественный чай всегда был достоянием только состоятельных людей.