Смекни!
smekni.com

Первая Балканская война (стр. 5 из 7)

Ранним утром 17 ноября, после обстрела редутов у Деркоса, болгары перешли в наступление. На правом фланге у села Езетин вели наступление 1-я, 6-я и 10-я дивизии 1-й армии. В 9 часов утра болгарам удалось войти в несколько местных сёл, а 9-я и 4-я дивизии потеряли поддержку артиллерии и окопались в километре от двух турецких редутов. К полудню к побережью Чёрного моря подошли турецкие броненосцы, которые начали обстрел болгарских войск. В 3 часа дня 1-я армия Болгарии окопалась за полкилометра от редутов противника, а в 9 часов вечера болгары заняли три редута противника, перерезав всех их защитников. В свою очередь турки предприняли вечернюю контратаку, но 1-я армия удержала позиции и отбила нападение. 18 ноября болгары из-за больших потерь всё же отошли на исходные позиции. В ходе атаки болгарская армия безвозвратно потеряла 10 000 человек, ещё 20 000 были ранены.

19 ноября 1-я и 3-я болгарские армии начали сооружать укрепления и рыть окопы, чтобы вести позиционную войну. К тому моменту и в болгарских войсках началась холера и тиф, из-за чего снижалась дееспособность солдат. В таких условиях после нескольких дней позиционных боёв воюющие стороны начали думать о перемирии[6]. Начались переговоры.

3.3. Перемирие

Подписание перемирия

Мехмед V, турецкий султан. Правил Османской империей в годы Балканских войн

После того, как наступление болгар на Чаталджу захлебнулось, осада Эдирне затянулась, черногорцы безуспешно обложили Шкодер, а турки опасались приближения болгар к Стамбулу, начались переговоры о перемирии. Переговоры были одобрены странами Европы, которые опасались вступления в войну новых стран. К тому моменту в Европе сложилась опасная ситуация, так как Австро-Венгрия готова была вступить в войну на стороне Турции из-за боязни усиления про-российского Балканского союза. Австро-Венгерская империя могла вовлечь в конфликт новые европейские государства, что угрожало новой общеевропейской войной.

Болгарской армии необходимо было отдохнуть и пополнить запас провизии и боеприпасов, а турецкая понесла значительные потери на всех театрах войны, поэтому стороны не спешили подписывать договор и затягивали переговоры. Сначала Балканский союз требовал сдачи Эдирне и Чаталджинских позиций, вскоре эти требования были отклонены, но на этот раз болгары требовали отвода турецких войск в Сан-Стефано. Всё это время шла позиционная война под Шкодером, Эдирне и Чаталджой.

Вечером 2 декабря был подписан мирный договор. Его не подписала только Греция, мотивировав это тем, что если греческий флот прекратит блокаду турецких портов, турецкие корабли смогут беспрепятственно свозить пехоту в Македонию. Несмотря на то, что Греция не подписала договор, позже её делегация всё равно отправилась в Лондон на мирную конференцию. Согласно договору о перемирии[6]:

1. Войска обеих воюющих сторон остаются на позициях, на которых они находились до подписания договора.

2. В осаждённые турецкие города не будут поступать провизия, боеприпасы, лекарства и др.

3. Силы Балканского союза, находящиеся на фронте, могут снабжаться всем необходимым по контролируемым ими путям сообщения и по Чёрному морю, где находился турецкий флот

4. 26 декабря того же года в Лондоне должны начаться мирные переговоры

Провал переговоров

26 декабря 1912 года в британской столице — Лондоне — начались мирные переговоры между Грецией, Болгарией, Черногорией и Сербией с одной стороны и Османской империей с другой. По поводу невыгодного туркам договора уполномоченный от Турции Осман Низами-паша прямо заявлял: «Мы приехали не подписывать мир, а доказывать, что Турция достаточно сильна, чтобы продолжать войну».

Из-за несогласия Турции с её территориальными потерями переговоры затянулись до января 1913 года. Чтобы ускорить процесс, 27 января великие державы Великобритания, Германская империя, Австро-Венгрия, Франция, Российская империя и Италия подписали коллективное обращение к правительству Османской империи. В нём говорилось о недопустимости распространения военных действий на Малую Азию в связи с приближением болгар к Стамбулу. В связи с этим великие державы просили Турцию заключить мирный договор, в обмен они обещали помочь в восстановлении страны после войны.

22 января все члены турецкого правительства были созваны на совет. Обсуждалось коллективное обращение великих держав к Турции. Было принято решение заключить мир ввиду того, что «возобновление войны подвергнет империю великим опасностям и что при данных обстоятельствах приходится последовать советам могущественных европейских кабинетов»[6].

Фотография участников младотурецкой конференции 1902 года

Однако произошла неожиданность, которую не могли предвидеть противники Турции, желавшие скорейшего подписания договора. 23 января, на следующий день после созыва совета, члены партии «Единение и Прогресс» и их сторонники (в том числе офицеры и солдаты), возглавляемые Энвер-пашой, ворвались в зал заседаний, где находились члены правительства. В ходе столкновения в зале погибло несколько министров, в частности визирь и военный министр. Кроме того, солдаты избили министров иностранных дел и связи, которые являлись христианами. Энвер-паша в своём обращении к находящимся в зале заявил[6]: «Так как вы стоите за постыдный мир с уступкой Эдирне и почти всех европейских владений, а готовая идти на смерть нация требует войны, то от имени всей страны и армии предлагаю кабинету немедленно подать в отставку».

Кабинет, как и предлагал Энвер-паша, ушёл в отставку. В свою очередь, власть в Османской империи перешла в руки к младотуркам. В сложившейся ситуации 28 января Балканский союз отправил новому турецкому правительству ноту: «Недавние события в Стамбуле, по видимому, устранили всякую надежду на заключение мира, почему союзники, к крайнему своему сожалению, вынуждены объявить переговоры, начатые в Лондоне 3 декабря минувшего года, прекращёнными»[6]. Главнокомандующий болгарскими войсками в тот же день телеграфировал турецкому командованию, что война начнётся 3 февраля в 7 часов вечера. Болгария за время ведения переговоров полностью приготовилась к войне.

3.4. Второй период войны

Возобновление военных действий

Потопление турецкого броненосца Фетхи Булент греческим торпедным катером в порту Салоник. В углу портрет капитана катера Воцис, Николаос

3-я армия болгар, окопавшаяся перед Чаталджинской линией ещё в конце ноября 1912 года, к возобновлению боевых действий никуда не отступала. Наоборот, пока шли переговоры, болгары сильнее укрепили свои позиции, а их солдаты смогли отдохнуть после масштабных осенних боёв. Тактика союзников сводилась лишь к позиционной войне с целью измотать противника и не дать ему освободить оккупированные территории.

3 февраля война официально возобновилась, и турки под Чаталджой перешли в наступление. Болгары смогли отразить эту атаку. Под Коважом, на другом участке фронта, болгарам даже удалось перейти в наступление. Турки отступили за Булаирскую укреплённую линию, которую намеревалась штурмовать 1-я и недавно сформированная 4-я болгарские армии. Болгарам и грекам было необходимо предпринять штурм линии для того, чтобы выйти к Дарданеллам, уничтожить береговые батареи турок, после чего греческий флот вошёл бы в Мраморное море. Под угрозой бомбардировки Константинополя Балканский союз принудил бы Турцию к миру[6][13].

Штурм Адрианополя

Осада Адрианополя, начавшаяся в первой фазе войны, продолжалась. Из крепости пришли сведения, что в ней провизии осталось ещё на несколько дней и Адрианополь вот-вот падёт. Как позже выяснилось, это было дезинформацией: в действительности Адрианополь был в состоянии продержаться ещё два месяца, так как туркам удалось ещё в декабре 1912 года найти запасы зерна. Шукри-паша, комендант крепости, в ноябре 1912 года установил строгий паёк. Каждому жителю города выдавалось 800 граммов мяса, 800 граммов хлеба и головка сыра. В феврале 1913 количество сыра значительно уменьшилось, хлеба выдавалось 300 грамм, мяса тоже 300 грамм[6].

Болгары сначала хотели с помощью блокады принудить турок к сдаче крепости, но затем болгарское командование начало разрабатывать план штурма крепости. Планировалось нанести главный удар по северо-западной части города, мимо которой проходила железная дорога. Именно сюда болгары имели возможность подвозить на поездах тяжелые артиллерийские орудия. Существовал и запасной план, согласно которому удар должен производиться с востока. Турки не ожидали такого поворота событий, так как на востоке города не проходило качественных дорог и железнодорожных путей, по которым можно доставлять боеприпасы и подкрепления. Болгары решили применить для подвоза боеприпасов буйволов.

Болгарские солдаты, погибшие при штурме Адрианополя

В 1 час дня 11 (24) марта болгары начали общий обстрел города со всех позиций. В 8 часов вечера она прекратилась на юге города, в полночь — на севере. Турки, привыкшие к многодневным обстрелам Эдирне, решили, что это лишь перерыв перед очередной бомбардировкой и расслабились. В 2 часа ночи 12 (25) марта бомбардировка возобновилась с новой силой, а в 5 часов утра болгары были полностью готовы к штурму города. Турки этого не заметили из-за мощных обстрелов города артиллерией противника.

Болгары застали турок врасплох. Передовые позиции турецких войск находились на окраинах города вне крепости. Болгарские солдаты под грохот артиллерийских орудий незаметно подкрались к окопам противника, расположившись от них на расстоянии 50 шагов. После этого болгары внезапно ринулись на турок в окопах с криками. Прежде, чем турецкая пехота сумела опомниться, болгары уже спустились в окопы и начали рукопашный бой. Через полчаса все передовые турецкие позиции были заняты 2-й болгарской армией. Из захваченных 8 пулемётов и 20 орудий болгары открыли огонь в спину бегущим к крепости туркам. Теперь турки оказались блокированы в Адрианопольской крепости.