Смекни!
smekni.com

Татары Пермского края (стр. 2 из 4)

Помню ту шумную конференцию. В зале - море делегатов, съехавшихся из многих, даже самых отдаленных городов и районов Прикамья. Что лишний раз убедило: да, мы - сила, с которой придется считаться властям.

В создание областного национального общественного объединения существенный вклад внесли выходцы из Бардымского района. И сейчас без бардымцев не обходится ни одно мероприятие областного масштаба: ни сабантуй, ни концерт, ни конференция. Они приезжают в Пермь из своего района целыми автобусами, разумеется, при поддержке местной администрации, возглавляемой Рифом Исмагиловым. И участвуют во всем: поют, танцуют, музицируют, верховодят в спортивных состязаниях, особенно национальной борьбе.

А заместитель главы администрации Бардымского района, член координационного совета областной администрации по национальным вопросам Салим Назин - душа нашего татаро-башкирского объединения с момента его создания. Бывая в Перми, он непременно заглядывает в 308-ю комнату культурно-делового центра, где разместилось наше правление. Да и двери гостеприимной квартиры самих Назиных всегда открыты для нас. Супруги Салим и Нурия (а у них в семье пятеро детей!) - радушные хозяева: непременно угостят чаем, предложат отведать молока, сметаны со своего подворья.

Конечно, дорожат традициями не только в Бардымском районе. В Октябрьском районе, который мне тоже довелось исходить вдоль и поперек, действуют 18 национальных школ, вокруг не умолкает татарская речь, звучат родные напевы. И везде есть свои заводилы, неуемные подвижники. Это Маймуна Мамонова из райцентра, учительница Ишимовской школы Светлана Гайнетдинова, глава мусульманской общины села Енопаево поэтесса Масхуда Миркадамова. Это Виль Камильский из села Иштиряки Уинского района, ставший несколько лет назад лауреатом Всетатарского конкурса гармонистов имени Файзуллы Туишева, - бессменный участник наших мероприятий, непревзойденный знаток народной музыки. Это член правления национально-культурной автономии, сын погибшего фронтовика, мой однофамилец Данир Галимзянович Закиров. Благодаря своему деятельному, подвижническому характеру он прошел путь от горняка Кизеловского угольного бассейна до доктора технических наук, академика Международной академии энергетической безопасности, генерального директора Ассоциации энергетиков Западного Урала.

И как не сказать хотя бы несколько слов о нынешнем председателе правления национальной автономии Фаузии Сунгатовне Пак, сумевшей организовать впервые в истории миллионной Перми детсад-школу "Чулпан" ("Венера") для татарских и башкирских малышей?! Как обойти вниманием Саубана Габдурахмановича Чуганаева - композитора, музыканта, певца, чьи песни "Яран гюль" (Герань"), "Балан" ("Калина") и другие звучат сегодня по всему татарскому миру - и в России, и в зарубежье?! Нельзя не назвать и нашего юного талантливого шахматиста, школьника Ильдара Хайруллина, который уже в 9 лет стал чемпионом России среди юниоров, а в 10-летнем возрасте завоевал шестое место на Всемирном чемпионате юных шахматистов в Испании.

Неравнодушное отношение к делу, профессионализм отличают пермских татар и башкир. Они настоящие хозяева и на общественном поле, и на своем подворье. Заезжайте в любую из наших деревень - вы непременно увидите отливающие желтизной крепкие дома, от вида которых, кажется, и вокруг, и на душе становится светлее. Только в Бардымском районе ежегодно поднимаются до трехсот свежесрубленных просторных домов усадебного типа. Они строятся с расчетом на сыновей, дочерей, внуков. Чтобы и новые поколения врастали корнями в родную землю и ставили рядышком новые дома для своих потомков.

А дом, обустроенный быт, крепкие корни - святое для моих сородичей. Так было, есть и будет.

ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ САБАНТУЯ

Сабантуй стал одним из самых массовых и любимых национальных праздников пермских татар и башкир. Исторические корни праздника уходят в глубокую древность. Он символизирует пробуждение природы, плодородие земли. В наши дни праздник посвящается окончанию весенне-полевых работ, чествованию тружеников села, хлеборобов.

Заразительная лихость, всеобщее веселье, жизнеутверждающий народный юмор - все это характеризует неповторимую атмосферу праздника. Каждый из присутствующих одновременно участник и зритель. Сабантуй развивает национальную самобытность и культуру татар и башкир, формирует уважение к историческим корням народа.

30 июня 2001 года в Перми, по инициативе Региональной национально-культурной автономии татар и башкир Прикамья и при поддержке администрации области, состоялся грандиозный праздник. В программе: парад делегаций городов и районов области, чествование победителей весенне-полевых работ, выступления художественных и фольклорных коллективов, конкурсы гармонистов, национальные игры и аттракционы, выставка-продажа изделий народных промыслов и национальных блюд, соревнования по борьбе курэш и другим национальным видам спорта, народные забавы для детей и взрослых.

В этом народном празднике приняло участие около десяти тысяч человек. Организация его в условиях нашего региона приобретает важное значение, а участие в торжестве руководителей области придает ему высокий статус.

ФОНЕТИКА

По составу фонем говор пермских татар не отличается от татарского литературного языка. В нем совершенно отсутствуют черты, составляющие специфику башкирского литературного языка (Дмитриев, 1948; 23-32; Махмутова, 1962-в: 59). Однако говору присущи архаичные явления, а также довольно интересные с точки зрения истории языка особенности.

Исследование собранных нами материалов показало, что основные фонетические особенности говора охватывают всю территорию его распространения. Тем не менее, в нем имеются такие фонетические черты, которые носят локальный характер и являются второстепенным или побочным признаком, или которые охватывают лишь отдельные группы слов и т. д. (Бурганова Махмутова, 1962: 10).

По своим фонетическим особенностям исследуемый говор относится к среднему диалекту. Но в то же время в нем обнаруживаются и такие особенности, наличие которых говорит о сходстве данного говора с восточным и мишарским диалектами. .........

По материалам Всесоюзной переписи 1979 года татар в Пермской области насчитывается 157 726 человек, Они расселены островками среди русских, марийцев, удмуртов и других в южных районах области, в основном по бассейнам рек Тулвы (Бардымский район), Мулянки (Пермский район), Ирени (Октябрьский, Ордынский районы), Сылвы (Суксунский, Усть-Кишертский районы) и ее притоков Шаквы (Березовский район) и Бырмы (Кунгурский район) и др.

Татары Пермской области делят сами себя на две группы: гайнинцы (гэйнэ ягы - гайнинская сторона) и кунгурцы {Конгер татарлары, - кунгурская сторона), хотя гайнинцы не приемлят названия гайнинцы. Такое разделение, естественно, связано с историей формирования татар Пермской области, т. е. имеет под собой историческую почву.

После падения Казанского ханства и с постепенным присоединением бывших под протекторатом этого ханства земель к Русскому государству, предки современных пермских татар оказались разделенными на две административные единицы. Первая из них возникла в связи с основанием г. Кунгура (1648 г.) и образованием в Пермском крае Кунгурского уезда, который охватывал почти всю территорию края, заселенную татарами (см., например, Шишонко, 1872). В Кунгурский уезд входили все вышеуказанные поречья за исключением нижнего течения и левобережья реки Тулвы (как сообщают писцовые книги от 1623/24 года, кунгурцы занимали и небольшую часть поречья Тулвы: В. Шишонко. Там же). Кунгурская часть татар, после установления в крае власти Русского государства, ясак платила в город Чердын, потом в город Верхотурье. Уезд был разделен на 4 четверти: Карьевскую, Шаквинскую, Верхиренскую и Сылвинскую. В архивных источниках и исторической литературе такие названия, как иренские татары, сылвинские татары, карьевские татары, кунгурские татары, шаквинские татары и т. д. фигурируют вплоть до начала XX века.

Возникновение второй административной единицы и включение в нее части предков нынешних пермских татар, связано с падением Казанского ханства и образованием в 1568 году Уфимского края, именованного Башкирией. На северо-западе территория этой административной единицы-Башкирии охватывала и "Беловоложскую землю", т. е. бассейн реки Белой в пределах ее нижнего течения. Как известно, "Беловоложская земля" в русских источниках до XVII в. фигурировала как отдельная единица, наряду с такими делениями, как "Башкирские улусы", "Орды Нагайская" и др. Данный регион постоянно находился под влиянием поволжских татар и сохранял свое постоянство по территориально-административной принадлежности: Булгарскому государству, далее Казанскому ханству (Дмитриев, I; Шпилевский: 159; Смирнов, 1938; 1951; 1952; 1957: 99; Руденко, 1955: 31; История, 1937; Греков, Калинин, 1948: 102; Усманов, 1960; Мажитов, 1971: 15; Халиков, 1971: 34; Кузеев, 1974: 408, 482 и др.).

После падения Казанского ханства "стало возможным присоединение к Русскому государству всего Западного Урала" (История, 1976:45), и бассейн нижнего течения р. Белой в пределах традиционных границ, т. е. включая и пригород Казани (город Оса), оказывается в ведении Казанского приказа (ЦГАДА, ф. 1209, on. I, кн. 153) и далее-до 1728 года - как часть Уфимской провинции, находится в составе Казанской губернии (История, 1937: 487).

Тем самым, татар, оказавшихся в ведомстве г. Осы в составе Уфимской провинции, со II половины XVI в. коснулись все законы, принятые ведомством к исполнению всем населением Уфимского края. В то же время законы эти отличались от принятых их соплеменниками в Кунгурском крае.