Смекни!
smekni.com

Александр I 5 (стр. 3 из 4)

В конечном счете, сформировалась третья антифранцузская коалиция, участниками которой являлись Россия, Англия, Австрия, Швеция и неаполитанское королевство. В 1805 г. русская армия под командованием М.И.Кутузова выступила в поход. Военные действия развивались для союзников неудачно. Австрийская армия была окружена Наполеоном в Ульме и капитулировала. М.И.Кутузову, правда, удалось вывести из-под удара русские войска, оказавшиеся после разгрома основных сил австрийцев в очень тяжелом положении. Сражение при Аустерлице, происшедшее 2 декабря 1805 г., было, однако, союзниками проиграно с большими потерями. Третья коалиция фактически прекратила существование после того, как в декабре 1805 г. Австрия заключила мир с Наполеоном.

Борьба с Францией вступила вскоре в новую фазу. Осенью 1806 г. сложилась четвертая антифранцузская коалиция, объединившая Россию, Англию, Пруссию и Швецию. Наполеон молниеносным ударом наголову разгромил прусскую армию, занял Берлин и оккупировал большую часть территории Пруссии. Театр военных действий приблизился к западным границам России. Зимняя кампания 1806-1807 гг. оказалась для французов весьма тяжелой. В кровопролитном сражении у Прейсиш-Эйлау Наполеону не удалось разгромить русскую армию. Тем не менее, в битве при Фридланде в июне 1807 г. Наполеон одержал победу. Это обстоятельство, а также обозначившееся ухудшение русско-английских отношений вынудило Александра I начать переговоры с Наполеоном. 7 июля 1807 г. в Тильзите были подписаны мирный договор между Россией и Францией и направленный против Англии союзный трактат. Александру I пришлось признать осуществленную Наполеоном перекройку карты Европы. Царь, впрочем, сумел убедить Наполеона сохранить Пруссию как самостоятельное государство, хотя и в крайне урезанных границах. Из отнятых у Пруссии польских земель Наполеон образовал герцогство Варшавское. Став союзником Франции, Россия брала на себя обязательство присоединиться к объявленной Наполеоном континентальной блокаде Англии.

Международное положение России после Тильзитского мира оставалось весьма сложным. Поражение в борьбе с Францией Александр I попытался компенсировать завоеванием Финляндии. В 1808 г. началась русско-шведская война, окончившаяся поражением Швеции. По Фридрихсгамскому мирному договору (1809) к России была присоединена Финляндия, получившая весьма широкую автономию в составе империи. Еще в 1806 г. началась русско-турецкая война.

Русский флот под командованием Д.Н.Сенявина одержал ряд крупных побед над флотом Османской империи. Однако боевые действия затянулись. Лишь в мае 1812 г. М.И.Кутузов, разбив турецкие войска при Рущуке, вынудил Османскую империю заключить мир. По условиям Бухарестского мира к России отошли Бессарабия и часть Черноморского побережья Кавказа с городом Сухуми.

Союз России и Франции, заключенный в Тильзите, оказался весьма непрочным. Отношения между обоими партнерами довольно быстро начали ухудшаться. Разрыв торговых связей с Англией в результате присоединения России к континентальной блокаде сильно ударил по интересам русских помещиков и купцов, повлек расстройство финансовой системы страны. Александр I уклонялся от строгого соблюдения условий блокады, что вызывало раздражение Наполеона. Александр I, опять-таки к неудовольствию Наполеона, стремился проводить самостоятельную линию в международных делах, фактически отказавшись, в частности, помочь Франции во время ее войны с Австрией в 1809 г. Господство Наполеона практически над всей Европой создавало постоянную угрозу России и, кроме того, противоречило собственным внешнеполитическим амбициям царя. Неудачное сватовство французского императора, задумавшего было жениться на сестре Александра I Анне Павловне, присоединение к Франции герцогства Ольденбургского, которым владел родственник царя, способствовали дальнейшему усилению франко-русских противоречий и готовили почву для новой большой войны на европейском континенте.

4. Смерть Александра I

Александр I давно знал о су­ществовании тайных обществ, но странно бездействовал. Осенью 1825 г. императорская чета уехала отдыхать в Таганрог. В конце октября царь не­надолго съездил в Крым. Вернулся нездоровым, несколько дней перемогался, а затем тяжело заболел. 19 ноября 1825 г. Александр I скончался в трасте 47 лет.

Внезапная смерть царя, физически здорового, но душевно надломленного, поразила современников. И долгие годы после того ходила легенда, будто под сводами Петропавловского собора обрел покой другой человек.

Александр же оделся в простую одежду, накинул на плечи котомку и ушел народ. Ходил он, беспаспортный, по городам и селам, назывался старцем Федором Кузьмичем, терпел от властей обиды и, наконец, нашел приют в какой-то глухой сибирской деревне. Ел с мужиками картофель, учил грамоте их детей и замаливал свои грехи, вольные и невольные.

Когда стали разбирать оставшиеся после Александра бумаги, обнаружили несколько до­носов с именами членов тайных обществ. Начальник Главного штаба генерал И. И. Дибич слал все бумаги в Петербург и распорядился об аресте руководителей Южного общества.

У Александра не осталось детей. Наследовать престол должен был Константин, второй сын Павла. Но в свое время он был так потрясен убийством отца, что дал зарок не вступать на престол. А потом и вовсе отрезал себе доро­гу на трон, женившись на польской дворянке. Александр завещал престол своему следующе­му по старшинству брату — Николаю. Имея привычку окружать тайной все важнейшие го­сударственные дела, Александр засекретил и это свое распоряжение.

Известие о смерти царя пришло в столицу 27 ноября. Великий князь Николай Павлович начал было говорить о завещании и о своем праве на престол. Но его резко осадил военный губернатор Петербурга, герой Отечественной войны М. А. Милорадович: существует закон о престолонаследии, все права у Константина, а, кроме того, он, Николай, не очень любим в гвардии. Николая действительно не любили. «Зол, мстите­лен, скуп», — говорили о нем офицеры. Получив отпор, Николай вместе со всеми присягнул Константину.

Константин оставался в Варшаве. Узнав о смерти брата, он заперся в кабинете, никого не принимал и не распечатывал пакетов, адресованных ему как императору. В письмах к Николаю он подтверждал свое отречение от престола, но, не очень доверяя брату, отказывался приехать в Петер­бург и отречься публично. Ему казалось безопасней оставаться в Варшаве, под прикрытием верных ему войск.

Междуцарствие затягивалось. Препираясь между собой, братья роня­ли свой авторитет. Многие понимали, что выбор любого из них обещает мало хорошего: резкий, вспыльчивый, весь в отца Константин и холодный, надменный Николай. В армии и среди столичного дворянства заговорили о конституции. Взоры многих обратились в сторону тайного общества, кото­рое с некоторых пор фактически перестало быть тайным. На собраниях у Рылеева толпилась масса народа, и никто уже точно не знал, кого приня­ли в общество, а кого еще нет. Милорадовичу было известно об этих со­браниях, но он смотрел на них сквозь пальцы. В считанные дни выявилась влиятельная оппозиция самодержавию, включавшая в себя некоторых сенаторов и членов Государственного совета, часть генералитета и офицер­ства и значительную долю столичной интеллигенции. Сердцевиной этой оппозиции стало Северное общество.

Наоборот, центром притяжения консервативных сил стал Николай, и вскоре заговорили о новой присяге. Это заставило руководителей Северного общества наметить план действий. Было решено Николаю не присягать, поднять гвардейские полки и собрать их на Сенатской площади. Ес­ли бы собралось внушительное число войск, Николай отпал бы сам собою. Тогда Сенат должен был обнародовать манифест о созыве Великого собора для решения вопроса о форме правления. До созыва Собора власть пе­реходила к Временному правительству. В его состав предполагалось при­гласить наиболее уважаемых и заслуженных людей: адмирала Н. С. Мордвинова, М. М. Сперанского, сенатора И. М. Муравьева-Апостола (отца трех членов Южного общества), московского архиепископа Филарета. Члены общества надеялись также на содействие генерала А. П. Ермолова, командующего Отдельным Кавказским корпусом. Тогда же было решено, что власть над войсками, собравшимися на площади, вручается полковни­ку Трубецкому. Этот выбор объяснялся тем, что князь являлся как бы связующим звеном между сановно-аристократической частью оппозиции и Северным обществом.

Но в несколько дней обстановка круто изменилась. Путем обещаний и угроз Николай перетянул на свою сторону, подавляющую часть высших сановников и генералов. Другие, как Мордвинов, оказались в изоляции. 14 декабря Николаю присягнули Государственный совет и Сенат. Начался разброд и в самом Северном обществе: уже не знали, на кого можно поло­житься, а на кого нет. А некоторые прямо заявляли, что не верят в успех. Между тем присяга войск была назначена на 14 декабря. Не выступить было нельзя, ибо дело зашло слишком далеко и общество перестало быть тайным. В случае неудачи решили отступать в район военных поселений. Заговорщики надеялись, что войска, присягнувшие Николаю, не будут стрелять в своих братьев по оружию и компромисс будет достигнут.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, идеи эпохи Просвещения оказали известное влияние на Александра I. Царь стремился модернизировать социально-экономические и политические институты (он имел, в частности, программу решения крестьянского вопроса путем постепенной ликвидации крепостного права), надеясь тем самым избавить страну от внутренних потрясений.