Смекни!
smekni.com

Украинский флот 1917 1919 (стр. 7 из 10)

Неокрепшая Украинская Держава после долгого бумажного мытарства со своими союзниками, наконец, смогла организовать собственный боевой флот. Но морское ведомство не останавливалось на достигнутых результатах. Работа над созданием национального флота продолжалась. Ощущалась потребность в новых военно-морских кадрах. Проблему организации подготовки офицерского состава для флота должно было решить создание военно-морских школ и пр. Поэтому морское ведомство попыталось организовать работу этих учреждений.

С этой целью Военным министерством была создана «комиссия по созданию военных школ и академий». Однако вышло так, что комиссия не смогла рассмотреть вопрос о формировании военно-морских школ. Эту работу Морское ведомство продолжило самостоятельно. Планировалось, что главным учебным заведением для Украинского Державного Флота станут Гардемаринская Школа в Николаеве и Морской Кадетский корпус. В свою очередь, оба заведения объединялись в Морской Корпус. Начальником этого объединенного заведения планировалось назначить контр-адмирала Сергея Фролова — бывшего начальника отдельных Гардемаринских классов в Петрограде. После принятия окончательного решения об открытии Гардемаринской школы в Николаеве там было определено здание, которое могло бы удовлетворить соответствующим для этого дела запросам. Это было здание бывшей Фельдшерской школы, на ремонт которой было выделено 40 тыс. гривен. Однако открытие первого украинского военно-морского учебного заведения затянулось до конца ноября. Наладить его нормальную работу не удалось из-за начавшегося антигетманского восстания

В июле Украинской Державе представилась возможность вернуть себе весь флот. Фельдмаршал Эйхгорн предложил гетману совершить демонстрационный поход украинского флота в Средиземное море под украинским военно-морским флагом. За это фельдмаршал обещал вернуть Украине сразу весь флот без организации призового суда. Но гетман рассмотрел в этом предложении уловку. Для Антанты такой поход значил бы официальный переход Украинской Державы на сторону Четверного Союза, что никак не входило в планы гетмана. Да и украинский флот для совершения такой операции тогда был ещё слишком слабым — в сложившейся ситуации только 4 корабля Украинского Державного Флота теоретически могли достигнуть Средиземного моря, где они, скорее всего, были бы запросто уничтожены превосходящими силами флотов Антанты. Несмотря на заманчивую перспективу возвращения флота, гетман отказался от предложения фельдмаршала, настолько оно было рискованным и неоднозначным по своим вероятным последствиям.

Летом возник ещё один вопрос — вопрос о военно-морском флаге. В мае 1918 г. для решения вопроса с символикой флота гетман распорядился создать геральдическую комиссию, которая пришла к выводу, что существующий военно-морской флаг, утвержденный 14 января 1918 года не позволяет разработать на его основе разветвленную систему должностных и межведомственных флагов. Следует отметить, что в комиссии работали капитаны первого ранга Протасов, Овод, Пчельников, старший лейтенант Билинский, полковник Савченко-Бельский и капитан-лейтенант Шрамченко, а также известнейший художник Юрий Нарбут.

Единого мнения касательно того, каким должен быть флаг Державного Флота не существовало. Например, 20 мая 1918 года начальник портов Чёрного моря адмирал Покровский и старший лейтенант Деменко обратились к товарищу морского министра контр-адмиралу Н.Максимову с просьбой утвердить военно-морской «андреевский» флаг России в качестве кормового флага Украины. Максимов согласился[28].

Возрождение андреевского флага объяснялось тем, что апостол Андрей проповедовал именно на территории Украины, к тому же в самой России этот флаг уже официально не употреблялся. Покровский считал, что украинцы внесли огромный вклад в развитие российского флота, поэтому Украинская Держава имеет полное право на этот флаг. Однако андреевский флаг для украинского флота так и не был утвержден.

Тогда был предложен следующий вариант. 16 июля 1918 года гетман Скоропадский одобрил, а приказом 192/44 (18 июля) утвердил новый образец военно-морского флага, созданный геральдической комиссией на основе флагов германских и британских флотов, но с учетом украинских морских традиций. В этот же день товарищ Морского министра контр-адмирал Н.Максимов огласил:

Его Величество Гетман, в присутствии Своём в городе Киеве 16 июля изволил утвердить рисунок Военного флага по приложенному описанию. Объявляя это предписываю на Военных судах поднять этот флаг являющийся отныне эмблемой нашей Державы. Все положения, принадлежащие по законам Российской империи к кормовому военному флагу считать в силе по отношению к Военному флагу Украинской Державы.

Флаг был белый, с синим крестом, равным по толщине 1/11 части длины полотнища, крест обрамлялся узкими белой и синей полосками (ширина обеих равнялась 1/8 толщины креста), в крыже располагался украинский национальный флаг, поверх которого находился золотой трезубец с крестом над средним зубом. Крест над трезубцем был сохранен «яко традиція, що походить від того хреста, який був на запорозьких прапорах, під якими вони плавали на чайках по Чорному морю в дні далекої славної минувщини», а прямой синий крест на флаге символизировал славу Черноморской казацкой флотилии, которая в XVIII веке прославилась в боях за Очаков, Одессу и Измаил. 17 июля 1918 года товарищ Морского министра Н.Максимов отослал Министру иностранных дел описание и рисунок этого военного флага, и уже вскоре новый флаг был поднят повсеместно на всех кораблях украинского флота. Вид флага при Директории не менялся; этот же флаг и в настоящее время является флагом возрожденных ВМС Украины.

Примечательно, что гюйс по просьбе Покровского решили оставить прежним, повторяющим российский гюйс времен Российского Императорского Флота. По его мнению, это символизировало былую славу Черноморского флота.

17 сентября того же года дополнительно были утверждены морские должностные флаги и вымпел(майвець).

Особняком стоял вопрос о военно-морской униформе. В мае 1918 года геральдической комиссией был представлен проект униформы для Украинского Державного Флота, определивший более чем на следующие 50 лет внешний вид украинского моряка. За основу были взяты элементы российской и английской морской униформы, однако, с развитой системой национальных ранговых знаков отличий и эмблем.

Закон об униформе был введен приказом по Морскому генеральному штабу от 15 июля под № 166/28. Согласно этому приказу, жестяная кокарда для головного убора для матросов и унтер-офицеров представляла собой круглую золотую выпуклую «звезду», диаметром 27 мм, на которую накладывался покрытый голубой краской эмалированный кружок диаметром 18 мм с золотым ободком и гербом Украинской Державы. Она ничем ни отличалась от общеармейской кокарды, введенной в это же время. Для офицеров и адмиралов вместо трезубца на кружке размещался золотого цвета якорь, а трезубец располагался над «звездой», притом, он мог быть как жестяным, так и вышитым, притом последний вариант, судя по всему, был более распространенным. Вокруг этой композиции располагался золотого цвета лавровый венок, переплетенный внизу лентой с голубыми кантами. Ранговые знаки нашивались золотистым галуном на рукава, поверх этого был трезубец с крестом; такие же нашивки нашивались на мягкие погоны, на последних крепился для младших и старших офицеров золотого цвета якорь, для адмиралов — трезубец с якорем. Летняя выходная офицерская униформа одежды была белого цвета, к ней прилагались серебристого цвета аксельбанты; нарукавные ранговые знаки при ней отсутствовали, только погоны.

Матросская форма флота Украинской Державы наследовала российские и европейские образцы, была белого и темно-синего цвета. Матросский гюйс имел две (синюю и белую) полоски вокруг. Ремень был белого цвета с латунной бляхой и выбитым на ней трезубцем с якорем. Матросский состав пользовался нарукавными знаками отличия, погоны были только на шинелях для холодной погоды.

Такой внешний облик моряков Украинской Державы, а затем Украинской Народной Республики сохранялся очень долго. [32]. 31 августа 1918 года был издан приказ, вводивший новую униформу:

Всем офицерам Украинского Флота запрещаю носить погоны, кокарды, нашивки, установленные приказами Временного Правительства от 16.04.1917 ч. 125 и 21.04.1917 ч. 150. и предлагаю с 10 сентября строго придерживаться формы одежды, объявленной в приказе по Морскому Ведомству от 15 июля этого года под ч. 166. Всем начальникам предлагаю строго следить за исполнением настоящего указания. Товарищ морского министра капитан 1 ранга Максимов.

При Директории серьёзные изменения произошли лишь в форме морской пехоты. Как известно, летом 1919 усилиями морского ведомства был организован 1-й гуцульский полк морской пехоты, чуть позже 2-ой, который комплектовался из жителей Надднепрянской Украины. Для офицеров морской пехоты УНР была установлена новая морская форма, представлявшая собой чёрного цвета френч, чёрные штаны-галифе (с красными или золотыми лампасами, в.з. от старшинства). У локтя нашивался ромбический шеврон с красной выпушкой, на котором был вышит золотого цвета якорь (у нижних чинов — якорь был чёрного цвета). Якорь золотистого цвета присутствовал и на погонах. На погонах, помимо этого жёлтым цветом была обозначена принадлежность их владельца к 1 или 2-ому полку морской пехоты. Нарукавные знаки отличия для офицеров представляли собой малиновые галуны, для унтер-офицеров — желтые шевроны под жёлтым якорем. Головным убором была установлена фуражка с чёрным околышем и кокарда общеармейского образца.