Смекни!
smekni.com

Власть домовладыки (стр. 3 из 4)

2) если подвластный умирает, и отец не участвует в наследовании ему ab intestato (например, его исключают из наследования нисходящие подвластного), то отец сохраняет узуфрукт пожизненно.

К bоna adventicia irregularia принадлежит:

а) имущество, которое подвластный наследует вопреки воле отца;

b) имущество, которое подвластный наследует вместе с отцом от другого нисходящего того же отца;

с) имущество, которое третье лицо дарит подвластному с особой оговоркой о том, что отец одаренного не должен иметь на это имущество никакого права.

Воnа adventicia irregularia стоят в полной собственности подвластного. Управляет ими он сам, если дееспособен; если же он недееспособен, то назначается особый curator, каковым в случаях a) и b) прежде всего является отец, если он способен быть попечителем; в случае с) опекун назначается властями свободно, если нет особого распоряжения со стороны предоставителя имущества[9].

Завещать bona adv. irreg. подвластный не может; в случае его смерти они переходят к его наследникам.

В древнем римском праве, когда подвластный не мог иметь никакого собственного имущества и все приобретал для отца, немыслимы были и юридические сделки между домовладыкой и подвластным, равно как и судебные процессы имущественного характера между ними. С появлением peculium profecticium - фактического имущества подвластного - сделки между домовладыкой и подвластным по поводу этого имущества устанавливают obligationes naturales, которые принимаются во внимание при вычислении суммы пекулия в тех случаях, когда третьи лица производят взыскания с отца посредством actio de peculiо, но исковой защитой, по общему правилу, не снабжены.

С появлением peculium castrense и quasi castrense, относительно которых filius familias был полноправным хозяином, признаны были вполне действительными сделки между подвластным и домовладыкой, стоящие в связи с этими массами собственного имущества подвластного сына. Эти сделки порождали исковые обязательства между отцом и подвластным. Тоже самое правило, вероятно, следовало бы распространить и на сделки между отцом и подвластным, которые касаются bona adventicia; но источники молчат об этом, и Юстиниан упоминает в своей компиляции только о полной силе сделок, заключаемых между отцом и подвластным сыном по поводу pecul. castrense и quasi castrense[10].


4. Прекращение отеческой власти

Следующие события ведут к прекращению отеческой власти:

1) Смерть домовладыки, она делает лицами sui juris тех подвластных, которые непосредственно стояли под властью умершего, прочие подвластные меняют домовладыку.

2) Смерть самого подвластного.

3) Потеря civitas со стороны подвластного или домовладыки (например, осуждение к deportatio).

4) Потеря libertas со стороны домовладыки (например, осуждение в каторжные работы в рудниках). Взятие в плен домовладыки имеет следующие результаты: если домовладыка возвращается из плена, то он вновь получает отеческую власть так, как будто она не прекращалась; если же он умирает в плену, то власть его считается прекратившейся с момента взятия в плен.

5) Потеря libertas со стороны подвластного. Подвластный, взятый в плен, по возвращении считался и невыходившим из-под власти; умирая в плену, он считался умершим в момент плена.

6) Домовладыка мог потерять отеческую власть в наказание за известные преступления: за выкидывание подвластного и оставление его без помощи, за сводничество дочерей, за вступление в кровосмесительный брак.

7) Приобретение детьми известных почетных званий. По классическому праву отеческую власть уничтожало получение подвластным звания flamen Dialis или virgo Vestalis; no позднейшему праву такое значение имело получение почетного звания патриция (которое давалось бывшим консулам, praefecto praetorio и urbi, magistri militum и officiorum).

8) Отдача подвластного в adoptio plena.

9) Эманципация. Она совершается домовладыкой с согласия подвластного, если только последний не infans. Юстинианово право знает три способа совершения эманципации:

- через рескрипт императора, полагаемый apud acta (т.е. в суде);

- через заявление домовладыки apud acta;

- в форме emancipatio tacita: отец фактически предоставляет подвластному свободу в течение долгого времени.

Эманципация может быть вынужденной:

- если домовладыка дурно обходится с подвластными;

- если он принял по завещанию третьего лица легат, с которым соединено поручение эманципировать кого-либо из подвластных легатария;

- если аррогация оказывается невыгодной для impubes arrogatus по достижении им pubertas[11].

Между эманципатором и эманципированным возникает особое отношение вроде патроната; parens manumissor имел особое наследственное право; в юстиниановом праве осталось лишь предпочтительное право на опеку.

Эманципация разрушает агнатскую связь, если противное не оговорено, но не когнатскую (если последняя не является простым следствием агнатства.


Заключение

Итак, отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей в законном браке, а также путем узаконения или усыновления. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Узаконение могло быть произведено:

а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;

б) путем получения соответствующего императорского рескрипта;

в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно, и императорам приходилось вводить различные поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение).

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.

Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris), это называлось arrogatio; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio. По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio - путем занесения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.

Необходимые условия усыновления:

а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина - в виде исключения, а именно, если она до усыновления имела детей и их потеряла);

б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше чем на 18 лет.

В отношении аррогации требуется еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого.

В результате arrogatio самостоятельное лицо поступает под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.

Подвластный сын может совершать имущественные сделки. Но все, что он приобретает, автоматически, независимо от его воли, поступает в имущество отца: по исконному римскому правилу подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республиканский период не имел.

Пекулий - имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным его имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну. В связи с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но эти обязательства не были снабжены исковой защитой.

С течением времени появились другие виды пекулия, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их настоящими участниками гражданского оборота (военный и квазивоенный пекулий).

Отцовская власть прекращается:

а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере - под власть отца);

б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти);

в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи и т.п.);

д) приобретением подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившимся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например, нанесения тяжких обид.


Библиографический список

1. Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения / Под ред. Ю.В. Преснякова. - М.: Юридическая литература, 1989. - 448 с.