Смекни!
smekni.com

Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование Русского централизованного государства (стр. 4 из 5)

рассматриваемый период.

б) Социально-политические факторы

Централизация - процесс не стихийный. Его осуществляли конкретные исторические субъекты - люди, группы людей, народы, наделенные разумом и волей. Кто же был заинтересован в объединении земель ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что собой представляло русское общество в XIII-XIV вв.

Крупные землевладельцы – вотчинники – князья, бояре, духовенство. Иерархия - великие князья; удельные князья; бояре и служилые князья; слуги под дворским (управяющим княжеским хозяйством) - княжеская администрация, впоследствии называемая дворянством. Землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалась в море крестьянских общин. До конца XV в. в Северо-Восточной Руси преобладали так называемые черные земли. Для черных земель было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей. Отношения в общине регулировались посредством выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации - наместников и волостелей. В XIV веке вместо многих терминов, обозначавших различные категории крестьянства, появляется новый термин - «крестьяне». В его среде выделялись две категории: чёрные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины. Чёрные крестьяне платили налог. Крестьяне владельческие были лично зависимы от феодала, но степень этой феодальной зависимости была различной. В период формирования централизованного государства основной формой зависимости становится полевая барщина.

В конце XIII-XIV вв. с постепенным ростом владельческих и удельных земель возникает потребность в рабочих руках для их обработки в полевой барщине. Крестьяне, оставаясь в массе в этот период еще свободными и будучи вынужденными в поте лица трудиться на своей земле (вспомним низкую урожайность и короткий цикл полевых работ), физически не могли и не хотели

работать на поле помещика. Нужна была сила, способная их заставить. Такой силой могла стать крепкая государственная власть. Однако прикрепление крестьян к земле еще не стало главной целью землевладельцев. Они в тот период были больше заинтересованы в привлечении на свои территории свободного земледельческого и ремесленного населения, в освоении новых земель, в колонизации. В этом смысле колонизация населения в Северо-Восточные земли находила поддержку у тех, кто стремился к единению земель и созданию единой государственной власти. На почве экономической и политической необходимости у феодальной знати начинает складываться общий центростремительный интерес. И вот этот эгоистичный, своекорыстный интерес господствующего сословия действительно, как писал В.О.Ключевский, встретился с народными нуждами и стремлениями. И не только на почве колонизации. Прежде всего на почве борьбы с внешней опасностью, с татаро-монгольским игом, сковывавшим исторические силы народа, мешавшим его дальнейшему развитию.

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы был трудным. Александр Ярославич Невский был последним князем, обладавшим сильной властью в пределах Северо-Восточной Руси. После его смерти в 1263 г. великокняжеская столица Владимир пришла в упадок, и в борьбу за обладание владимирской короной вступили младшие князья из периферийных княжеств.

Основным содержанием начального этапа объединительного процесса (конец XIII-первая половина XIV вв.) было появление в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего. Главными соперниками в борьбе за роль центра объединения стали Москва и Тверь, превратившиеся из столиц небольших периферийных княжеств в крупные экономические и политические центры Северо-Восточной Руси. Экономическому подъему и политическому возвышению этих княжеств способствовало быстрое увеличение их населения за счет притока в эти менее доступные для грабительских набегов татар земли крестьян и ремесленников

Существенную роль в этой борьбе играла Орда. Перед ней стояла дилемма: чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы, нужна была централизованная власть. Но сильный князь был бы опасен, а единство Руси под его властью - прямая угроза владычеству Орды. Поэтому Орда не могла допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась в соперничество московских и тверских князей, искусственно подогревая его.

После драматической борьбы Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославича Тверского, закончившейся гибелью обоих в Орде, пришло время Ивана Даниловича Калиты. (брат Юрия, 1328-1340, внук Александра Невского). Время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти ее сторону, нейтрализовать её губительное действие. Иван Калита очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда тверской князь убил его брата: регулярный и всё возрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевающих перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Необходимо было упорядочить сбор дани. Личные интересы Калиты - победа над Тверью, получение ярлыка - требовали мирных отношений с Ордой. Он воспользовался восстанием в Твери против татарского баскаческого отряда во главе с Чол-Ханом и пошел с татарами карать Тверь. 50-тысячное ордынское войско жестоко расправилось с тверичами и подвергло все Тверское княжество такому погрому, что тверские князья надолго выключились из борьбы за политическое господство. Иван Калита получил ярлык на великое княжение и право собирать ордынский выход. На некоторое время наступила тишина на русской земле.

Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом. Город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской земли. В 1299 г. митрополичий престол с митрополитом Максимом был переведен из Киева во Владимир. Во время феодальной войны между Москвой и Тверью князья, конечно, стремились заручиться поддержкой митрополита. Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве еще при жизни своего старшего брата Юрия, в 1326 г. построил в городе первую каменную церковь - Успенский собор и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился, но в том же году умер и был погребен в Москве. Его приемник Феогност окончательно сделал Москву центром русской митрополии. Поэтому перенос столицы из Владимира в Москву некоторые историки относят к 1326 г.

Калита добился очень нужного для московской политики союза с мятежным и сепаратистским Новгородом. Этот союз был закреплен в 1335 г. в результате поездки в Москву по приглашению Калиты новгородских властей - посадника, тысяцкого и архиепископа. С первого и до последнего дня своего великого княжения Иван Калита поддерживал тесные связи с Золотой Ордой, ездил в Орду, жил там по нескольку месяцев, щедро одаривал хана, его жен, исправно платил дань, чем заслужил полное доверие Орды, не упуская при этом возможности утаивать часть ордынской дани. Это позволяло ему укрепить позиции Московского княжества, заложить основы его могущества. Калиту называют первым собирателем земли русской, положившем начало возвышению Москвы. Он уделял много времени и внимания строительству новой столицы Русской земли - Москвы. После Успенского собора вскоре были выстроены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору. После пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших старый Кремль, Иван Калита в 1339-1340 гг. соорудил новую крепость из дубовых брёвен. К сожалению, от Кремля Ивана Калиты ничего не сохранилось. Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название «Великая Русь». Отсюда и происходит наименование «великорусский народ».

Со второй половины XIV в. начинается второй этап объединительного процесса, основным содержанием которого был разгром Москвой своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой её политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига.

Другим выдающимся деятелем эпохи образования централизованного государства, возглавившим борьбу с татаро-монголами, был Дмитрий Иванович Донской (1359-1389). Он родился в 1350 г. и значительную часть своей молодости провел в Золотой Орде. Дмитрий Иванович успешно продолжал дело своего деда Калиты - крепил могущество Москвы. В этом огромную поддержку ему оказывал митрополит Алексей, оставшийся верным

московской династии и использовавший авторитет церкви для предотвращения княжеских усобиц.

Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. В 1362 г. одиннадцатилетним юношей он выступил со своим войском против недруга Москвы - суздальско-нижегородского князя, который вынужден был уступить великокняжеский стол Москве. С той поры в период княжения Дмитрия Ивановича войны почти не прекращались. Московский князь смело вступил в борьбу с сильными врагами - Тверью, которая вновь окрепла, Рязанью, Литвой. После страшного московского пожара 1366 г., уничтожившего Кремль, Посад, Загородье, Заречье, Дмитрий Иванович, предвидя упорную борьбу со своими противниками, решил укрепить столицу. Менее чем за два года на месте сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены. Были укреплены и дальние подступы разросшейся столицы - построены крепости - монастыри.