Смекни!
smekni.com

Внешние функции государства (стр. 10 из 12)

Государство есть прежде всего организованное общество, и его властные акты имеют в виду создание властной организации, ее конструирование. Таким образом, нужно в первую очередь на­звать те властные акты, при помощи которых образуются офици­альные носители власти в государстве как верховные, так и подчиненные. Это и будут организационные функции государст­ва, учение о которых в современной теории излагается в отделе о подзаконных организационных указах. Между тем в государстве зачастую наблюдается организационная деятельность предзаконного, дозаконного характера. Происшедшие во время и после вой­ны революции дают нам примеры таких предзаконных организационных функций. Образование временных прави­тельств после крушения старого строя всегда является организа­ционным актом, в основе которого не лежит предшествующий ему закон. В значительной степени неподзаконно и образование Учредительных собраний и т.д.

4.1. Самопровозглашение

Самопровозглашение является тем наиболее первичным властным актом, посредством которого устанавливается сущест­вование верховных официальных носителей государственной власти. Так самопровозглашает себя главой государства отдель­ный человек, явившийся родоначальником вновь возникшей мо­нархии. Так самопровозгласили себя императорами Наполеон I и Наполеон III, так самопровозгласил себя великий князь Москов­ский государем всей России. Но так же самопровозглашает себя и та совокупность лиц, которая становится официальным органом государства под именем «голосующего корпуса граждан». Тщетно пытаться обосновать иначе власть этого первичного верховного органа современной демократии, который совершенно так же, как и первичный верховный носитель власти в монархии, «конститу­ируется произвольно, на основе известного положения и в силу самоопределения, согласно которому люди утверждают себя но­сителями голоса и представителями нации». Представители эти сами себя «называют таковыми по праву автономии»[8]. Функци­ональная форма провозглашения остается поэтому всегда одной и той же, разница только в том, кто считается в тот или иной исто­рический период имеющим право на провозглашение себя вер­ховным носителем официальной власти: один человек или известная группа лиц (все, достигшие известного возраста, оседлые и обладающие известным имуществом мужчины) или боль­шинство всех взрослых людей обоего пола. Путем самопровозгла­шения было образовано «рабоче-крестьянское» правительство в России после октябрьского переворота 1917 года. По тогдашней официальной терминологии, это был «разрыв» с обманчивыми формами буржуазно-демократического парламентаризма. В ре­зультате такого разрыва октябрьская революция провозгласила советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов единствен­ной организацией, способной «руководить борьбой угнетенных классов» «за их полное освобождение». Расхождения между сто­ронниками Учредительного собрания и сторонниками советов сводились к спору о том, кто более имеет право провозгласить се­бя верховной властью — голосующий ли корпус граждан, состоя­щий из совокупности отдельных индивидуумов, или рабочее население, стремящееся к организации в Советы.

4.2. Назначение и выборы

Это суть организационные формы властной деятельности, посредством которых образуются вто­ричные носители власти в государстве: назначать или выбирать может только некто, уже обладающий верховной властью и к тому управомоченный. Там, где нет первичного носителя вла­сти, не может быть выполнен ни акт назначения, ни акт выборов. Теория новейшего западного демократического госу­дарства придала этим двум актам смысл некоторой принципи­альной противоположности, отделяющей государство народное от государства автократического. Первое все покоится на из­брании, второе — на назначении. Оттого борьба демократии против монархии и символизировалась в форме борьбы избира­тельных учреждений с назначаемой бюрократией. Тем самым избирательные учреждения приобрели особую роль в жизни новейшего демократического государства: они образуют собою «народное представительство», которое противопоставляет се­бя всем другим органам государства как нечто особенное, иск­лючительное. По весьма распространенной теории, народные представители суть «поверенные» народа, а не обычный орган государства. И акт избрания есть нечто бесконечно более существенное и важное, чем акт назначения. На самом деле и тот, и другой акт имеют совершенно тождест­венную природу и представляют собою только способы наделе­ния известных лиц способностью быть носителями официальной власти. Разница между ними сводится к тому, что избрание есть облечение некоторых лиц властью на основе го­лосования многих, на то управомоченных, а назначение есть изъявление индивидуальной воли одного человека или коллек­тива, облекающей некоторых лиц общественной властью. В де­мократическом государстве, в котором отсутствуют прерогатив монарха, и избранные, и назначенные одинаково являются офи­циальными носителями власти. Вопрос о преимуществах той или иной формы не есть вопрос принципиальный, но только технический. Равным образом, на основании технических соображений должен быть решен вопрос о иерархических отноше­ниях избранных и назначенных носителей власти. В заключение нужно прибавить, что практика западного демокра­тического государства в настоящее время значительно отступи­ла от преимущественного выдвижения принципа избрания перед назначением. Прежде всего она выработала целый ряд переходных форм организационных актов, совмещающих в себе начало избрания с началом назначения. Так, например, кабинет министров в современных парламентарных государствах обра­зуется не при помощи избрания палатами, но посредством сло­жной системы сговора партий при участии назначения со стороны главы государства. Депутаты в парламентах, при гос­подстве партийной системы, сначала «выдвигаются» партийны­ми организациями, а потом уже голосуются населением.

4.3. Функции верховного управления

Деятельность управления в государстве новой европейской культуры имеет строго подза­конный характер, и юридическая теория государства обычно не знает никакого самостоятельного понятия управления как сово­купности внезаконных или надзаконных властных государствен­ных актов. Современная теория государства не замечает условно исторического характера того различия, которое проводится в этом отношении между деятельностью управления и законом. Различие это совершенно отсутствовало в государствах других эпох и других культур. Уже учреждения абсолютной монархии могут убедить, что в пределах ее деятельность управления нельзя считать простым исполнением законов, так как в названной исто­рической форме государства не создалось еще точного закона и не выкристализировались еще отличия между законом и подзакон­ным указом. Вообще говоря, если взять государство в широких исторических перспективах, то для властных проявлений его дея­тельности характерно отнюдь не издание каких-либо норм, будь то нормы общие или нормы частные, изданные по поводу какого-либо определенного индивидуального жизненного случая, для властной деятельности государства характерно, скорее, издание единичных приказов, которые только в довольно условном смыс­ле могут быть названы «нормами». Объявление войны, например, этот исторически обычный в практике властный акт — вовсе не есть норма. Не есть «норма» и заключение мира. Когда старая го­сударственная власть в лице ее носителей приказывала, напри­мер, не восстанавливать разрушенных замков или не взимать пошлин разве все это были нормы в смысле современной юриди­ческой теории государства — законы или указы?[9] Для обозначе­ния первоначальных властных актов, которые еще не дошли до различения между общим и частным и не имеют в виду ни созда­ния правил, ни определения исключений, но просто содержат вы­явление властной активности, может быть лучше всего применено созданное Л. И. Петражицким понятие нормативного факта (или еще точнее нормативного акта). Под нормативным же фактом он понимает различные повеления, запреты и иные изре­чения, которые не суть законодательные нормы, но особого рода действия и поступки людей, имеющие быстро преходящий, исче­зающий характер. Нормативные факты как бы уже не существуют после произнесения соответствующих слов или подписания соот­ветственного документа, тогда как нормы представляются как не­что длительное или постоянно существующее. Нормативные факты, сами не будучи нормами, могут вызвать в жизни целый ряд норм различного содержания, например акт объявления вой­ны — целый ряд законов, касающихся уголовных, гражданских, полицейских, хозяйственных отношений[10].

Наиболее обычной формой нормативных актов являются приказы. По содержанию своему приказы или предписывают ка­кие-либо положительные действия, например уплату известной суммы денег или доставление каких-либо иных предметов, совер­шение каких-либо работ и т.п.; или предписывают воздержание от чего-либо, например от посягательств на чужую жизнь, здоровье, честь, имущество; или, наконец, приказы могут состоять из пред­писаний терпения, безропотного перенесения чужих действий, например, использования собственником его собственности, тер­пение чужого устного или печатного слова, пропаганды чужих мнений и т.п.[11]. В двух последних случаях приказы содержат в се­бе известные предоставления другим лицам прав, например неприкосновенности личности, неприкосновенности имущества, прав свободы или известных притязаний на получения, на уплату денег. Вся государственная история всех времен и народов полна примерами таких приказов, к изданию которых и сводилась обы­чно деятельность правительств и отдельных правителей. Причем, ранее, чем принять форму каких-либо общих законов, подобные приказы издавались в совершенно конкретной форме, в виде об­ращения к определенным лицам или группам лиц, в виде отдель­ных привилегий или изъятий, в виде частных поручений и предоставлений. Однако форма приказа не является единствен­ной формой, в которой проявляются нормативные акты, исходя­щие от государства. Государство может объявлять свою волю также в виде торжественного обещания, договора, соглашения и т.п.