Смекни!
smekni.com

Военно-уголовный кодекс Петра I (стр. 2 из 4)

Артикул воинский с еще большей определенностью заменяет прежние (характерные для Соборного Уложения. Новоуказных статей и указов первых лет петровского царствова­ния) термины "воровство", "вор", употреблявшиеся для обозначения всякого уголовно наказуемого деяния и лица. его совершившего, термина­ми "преступление", "преступник". Но законодатель и в этом документе не всегда достаточно последовательно употребляет новые термины. Напри­мер, артикул 205 использует прежний термин "вор" и для наиболее опас­ных преступников — "чрезвычайные воры" (бунтовщики, изменники), и для "обыкновенных воров" (совер­шивших другие, так называемые "партикулярные", преступления).

Термин "преступление" употреблен чаше всего в смысле нарушения за­кона, нарушения норм, установлен­ных указами. Артикулом воинским. Это позволяет сделать вывод о том, что под преступлением понималось прежде всего нарушение закона. Но не только- Под уголовно наказуемым деянием понималось и нарушение царской, государевой воли (что ти­пично для феодального государства периода абсолютизма). Это означало, что в качестве преступления могло рассматриваться и деяние, прямо за­коном не предусмотренное.

В Указе от 24 декабря 17|4г. сказа­но: "...Многие, якобы оправдывая себя, говорят, что сие не заказано было, не разсуждая того, что все то. что вред и убыток государству приключить может, суть преступления"1. Это же положение есть в Указе 1713 года — “все преступники и повредители ин­тересов государственных и многих других”.

В петровском законодательстве по­является понятие (не формулируемое еще достаточно четко) аналогии, т.е. предусмотрена возможность решения дела в случае отсутствия прямого указания в законе на основе анализа других статей; при этом требовался, правда, совет "генеральной консилии". Закон формулирует требование вносить в этих случаях предложения о подготовке новых нормативных актов, дабы ликвидировать пробел в законодательстве.

Многие указы Петра I, Артикул во­инский, Устав морской содержат тре­бование о наказании только "вин­ных" людей, "и по вине, кто чего до­ведется", "по вине смотря"'.

Субъектами преступления являлись прежде всего российские подданные. Во многих законодательных актах Петра I говорится об уголовной от­ветственности иностранцев. Так. в 1705 году было введено правило об ответственности людей и крестьян имеретинского царя Арчила в По­сольском приказе (кроме разбоя, убийств и других тяжких преступле­ний)2.

Указом от 16 октября 1720 г. опре­делялась подсудность "служивых" иноземцев. Дела о привлечении их к ответственности должны были (кроме государственных преступлений) рас­сматриваться в Юстиц-коллегии. Интересен Указ от 14 сен­тября 1708 г. "О нечинении никаких оскорблений иноземным послам и об отсылке людей их в случае задержа­ния по какому-либо делу в Посоль­ский приказ"3. Закон формулирует неприкосновенность послов.

Указ от 17 июня 1718 г. карает за нарушение правил отправления и по­лучения почтовой корреспонденции за рубеж и из-за рубежа. Наказание установлено одинаковое российским подданным и "чужестранным здесь пребывающим торговым и другим, кроме публичного характера лю­дям..."4 Таким образом, и здесь ис­ключение для официальных предста­вителей иностранных государств. По­явилась возможность требовать выда­чи российского подданного, совер­шившего преступление в России или только подозреваемого в этом и убе­жавшего в другое государство, если это условие было определено трактатом с указанным государством.

Законодательство Петра 1 уточняет подсудность духовных лиц. Лица ду­ховного звания подлежали действию общих уголовных законов по тяжким уголовным преступлениям; по мало­важным — суду духовному. В этом отношении примечателен Указ от 12 апреля 1722 г. "О предметах, подле­жащих светскому суду и Синоду, об отсылке в оные дел, о решении оных, о розыске, наказании и О штрафах за неисповедание, о власти Синода, о неукрыьании раскольников, о коло­кольном звоне в урочное время, о на­казаниях за церковные преступления и обидах, наносимых Синоду, и о держании в домах духовных особ дру­гих вер с дозволения Святейшего Си­нода"1.

Формы вины наиболее четко опре­делены в Артикуле воинском и Уста­ве морском. Законодательство прово­дит различие между деяниями умыш­ленными, неосторожными и случай­ными. Случайные деяния не наказы­ваются. Последние не определены за­коном достаточно четко.. Наиболее четко случайное дея­ние определено в арт. 159 Артикула воинского Оно названо "неумыш­ленным и ненарочным"2, Это вполне совпадает и с современным понятием случая — деяния, имеюще­го внешние признаки преступления, но лишенного элемента вины.

Виновность определялась как необ­ходимое условие наступления ответ­ственности, что не мешало приме­нять объективное вменение и опреде­лять наказание без вины.

Законодательство Петра I устанав­ливало ответственность не только ви­новных в совершении преступления, но и их семей. Так, согласно Указу 1699 года, преступники, не подлежа­щие смертной казни, направлялись в ссылку "в Азов с женами н детьми... на вечное житье". В том же 1699 году Указом "О наказании посадских людей за взятки..." устанавливалось "бить кнутом без пощады и сослать в ссылку в Азов на вечное житье с же­нами и детьми, и быть им на катор­гах в работе..." 3

Указ 1693 года дает достаточно ясное представление о том, что зако­нодатель различает вину умышлен­ную ("воровством своим или пьянст­вом") и неосторожную ("небрежени­ем")". Более четко (хотя терминоло­гически и по-разному — иногда упот­ребляется "умысел", "умышлять", "намерение", "волею", "нарочно") формулируется умышленная вина, менее четко — неосторожная ("нена­рочно", "без вымысла", "неволею", "от несмотрения", "от небрежения") вина. Артикул воинский требует уста­новления причинно-следственной связи между действием и преступным результатом, 0б этом говорится в арт. 154, определяющем наказание за убийство.

Законодатель отличает покушение (начало исполнения преступления) от совершенного преступления. Инте­ресны в этом отношении арт. 144, 161, (67, 185. Наказание устанавлива­лось по-разному. Покушение на убийство (арт. 161) наказывалось одинаково с совершенным преступ­лением, Артикул 167 устанавливает наказуемость покушения на изнаси­лование по усмотрению суда. Артикул воинский определяет раз­личные формы соучастия: подстрека­тельство к совершению преступления (арт. 2). недоносительство по политическим преступлениям (арт. 19), пособничество (арт. 95), укрыватель­ство вора, вещи (арт.. 190) и некото­рые другие. Наказание для соучаст­ников устанавливалось, как правило, одинаковое, независимо от степени их участия (например, арт. 189).

Законодательство Петра I, и в том числе Артикул воинский, впервые пытается определить случаи, когда деяние не вменяется в вину или смягчает тяжесть наказания, В толковании к арт, 195 сказано. "Наказание во­ровства обыкновенно умаляется, или весьма отставляется, ежели кто из крайней голодной нужды (которую он доказать имеет) съестное или пи­тейное, или иное что невеликой цены украдет, или кто в лишении ума воровство учинит, или вор будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть".

Законодательство Петра 1 (см арт 152) говорит о состоянии аффекта (крайнего возбуждения) и предусмат­ривает уменьшение наказания за пре­ступление, совершенное в этом со­стоянии. Совершение преступления в пьяном состоянии отягчало вину и усиливало наказание (арт. 43

Законодательство признает различные отягчающие вину обстоятельства (на­пример, совершение убийства каким-либо особо мучительным или ковар­ным образом — отравление, убийство отца, матери, ребенка, офицера). Грабеж, воровство, учиненные во время пожара ("О поимке и наказа­нии кнутом тех, кои на пожаре вхо­дят в домы для воровства и грабе­жа..."1, рассматривались как совер­шенные при отягчающих вину обсто­ятельствах. Предусматривалось при­менение более тяжкого наказания за рецидив (см. арт. 189, 191).

Одной из важнейших целей наказа­ния по законодательству Петра I было устрашение (так же как и в Со­борном Уложении). Формулировка "под жестоким страхом" обычно весьма часто применялась в указах того времени.

Генеральный регламент (гл. 47) со­держал общее положение: "Надлежит публичному месту быть, где в указан­ное время все наказанье на теле и лишение живота чинено быть имеет, дабы всяк смотря на то от таких погрешений и преступлений себя мог охранять"1.

Применение членовредительных наказаний (таких, как клеймение, рвание ноздрей) в определенной мере имело целью борьбу с рецидивом и беглыми.

Другой целью наказания были изо­ляция преступника (тюрьма, ссылка на каторгу вечно или на срок) и ли­шение его тем самым возможности совершать новые преступления. Ши­рокое распространение получило в то время использование труда осужден­ных: на галерах, на каторге, на по­стройке гаваней, крепостей, заводов И на других "государевых" работах. Наказание использовалось и для за­селения новых, осваиваемых террито­рий, например Сибири.