Смекни!
smekni.com

Осада Троице- Сергиева монастыря в Смутное время (стр. 4 из 7)

7. Николаева Т. В. Народная защита крепости Троице - Сергиева монастыря в 1608-1610 годах.

Говорил, что в ту же ночь преподобный Сергий явился во сне многим казакам и многим полякам, грозя донести все вышнему царю, и показал им посредством образов, как страшно все они погибнут. Это сонное явление заставило некоторых Донских казаков уйти от Лисовского.

Выслушав показание Дедиловского, подтвержденное Рязанцем, воеводы приказали поставить в монастыре острог, сзади которого сделали прируб, насыпанный землей, для того чтобы на нем поставить артиллерийские орудия. Острог этот воеводы, очевидно, поставили затем, чтобы в случае взрыва поляками монастырской стены не дать им ворваться в монастырь.

8 ноября, праздник собора архангела Михаила, был для осажденных днем скорби. Прошло уже тридцать дней и тридцать ночей, как поляки непрестанно бомбардировали монастырь со всех своих батарей, и в этот день неприятельские ядра причинили осажденным несколько несчастий. У одного монаха, по имени Корнилий, когда он шел за обедню в Троицкий собор, оторвало ядром правую ногу, так что он скончался; потом была убита одна старица, которой оторвало правую руку и с плечом.

Во время пения вечерни, когда все стоявшие в церкви с просили у Бога милости, вдруг неприятельское ядро ударило в большой колокол на колокольне и отразилось от колокола в алтарное окно Троицкого собора, пролетело в алтарную арку и пробило образ архангела Михаила, пробив образ, ударилось в церковный столп, а от столпа отразилось в стену, от стены – в подсвечник, что пред образом святой Троицы, и, сделав выбоину в подсвечнике, отразилось от него в левое крыло, у которого и развалилось. Едва люди, стоявшие в церкви, перестали с трепетом следить за полетами этого ядра, как другое ядро прошибло южные железные двери церкви, ударилось в местный образ Николая чудотворца и пробило его доску, за которою и скрылось, не быв потом найдено. Тогда на всех стоящих в церкви напал ужас, и она огласилась воплями и рыданиями, а на пол ее полились реки слез.

Во время пения стихир архимандрита Иоасафа было видение, видит он архистратига Михаила с лицом, сияющим, как свет, и со скипетром в руке, который говорил к противникам: «О враги лютори! Се ваша, беззаконницы, дерзость и до моего образа дойде: всесильный Бог воздаст вам вскоре отмщение»

. Архимандрит сообщил о видении всей братии и отпел молебен всемилостивому Богу и архистратигу Михаилу. Вместе с этими ободрявшими дух осажденных видениями порадованы были они в праздник и одной удачей в обороне. В числе орудий батареи, которая находилась в Терентьевой роще, была у поляков очень сильная пищаль, которую звали трещерой. Двумя удачными выстрелами по ней, с монастырской стены, привели ее в состояние негодности.

Но если праздник архангела Михаила был для осажденных днем плача и сетования, то следующий день, 9 ноября, был для них днем величайшей радости и ликования, так как в этот день Господь даровал им великое одоление поляков. Решено было рано утром в этот день сделать вылазку тремя отрядами. Первый отряд вышел в потайные ворота, ведущие в ров, чтобы сделать нападение на неприятелей, находившихся под Красной горой у подкопного рва; второй отряд вышел с Пивного двора и пошел на поляков, стоявших на горе Волкуше; третий отряд вышел через Конюшенные ворота и направился на польские заставы, стоявшие на северной стороне монастыря.

Когда из монастыря тремя ударами в осадный колокол дали знать, что отрядам пора начинать нападение, то третий отряд, стремительно бросился на поляков, которые не выдержали и обратились в бегство. Второй отряд вступил в битву с поляками, находившимися на горе Волкуше. __________________________________________________________________

8. Газета «Вперед» 1983 г.. Статья «История родного края. Подвиг Запечатленный».

Первый отряд, напав на поляков, стоявших у подкопного рва, сбил их на Нижний монастырь и за мельницу и – что всего важнее – нашел устье подкопа. Нашлись мужественные и самоотверженные люди, которые решились взорвать подкоп пожертвовав своею жизнью: «вскочше же тогда во глубину подкопа ради творимаго крестьяне клементьевские Никон, зовомый Шилов, да Слота и егда зажгоша в подкопе зелие и скалы и смолу, заткнувши устие подкопа, и взорва подкоп, Слота же и Никон ту в подкопе сгореша»

.

Второй отряд, напав на поляков, находившихся на горе Волкуше, был отбит ими и прогнан до Нижнего монастыря; тогда первый отряд, прогнав неприятелей, стоявших у подкопного рва, соединился со вторым, и общими силами они прогнали сейчас указанных врагов в Терентьевскую рощу и на Волкушу.

В то время как второй и третий отряды бились с поляками на восточной и южной сторонах монастыря, у некоторых монахов загорались сердца желанием сделать нападение на польские батареи, стоявшие на западной стороне монастыря. Побежали они на Пивной двор к старцу Нифонту Змиеву и просили его: «Отче Нифонте! врази наши одолевают нам, но святая Троица дарова нам бедным велику помощь над враги, – подкопы у них отняли и зарушили, и к тебе сего ради приидохом, даждь нам совет, чтобы еще отняти у Литовских людей туры на Красной горе и своему воинству помощь и отраду сотворити»

. Старец Нифонт, посоветовавшись с другими старцами, взял с собой двести человек ратных людей и тридцать монахов, с которыми и пошел с Пивного двора на вылазку.

__________________________________________________________________

9, 10. Сказание Авраамия Палицына. Державина О.А.

Перейдя речку, отряд поднялся на Красную гору к батареям. Когда в монастыре стало известно, что некоторые отправились на польские батареи на Красной горе, нашлись желающие присоединиться к ним. Поляки открыли по шедшим на них жестокий огонь и сбили их под гору. Наши, несколько оправившись, пошли во второй раз на батареи, но и во второй раз были сбиты под гору. Тогда они отступили в овраги Благовещенский и Косой, или Глиняный, и притаились в них, чтобы заставить поляков думать, что они совсем ушли. Помедлив несколько времени они разделились надвое, и одна половина неожиданно напала на неприятелей с тыла, а другая стремительно напала спереди. Неожиданность и стремительность нападения в итоге привели к тому, что ратники овладели одной за другою тремя батареями. У четвертой и у пятой батарей поляки вступили с нападавшими в жестокий бой. Но к братии скоро подоспела помощь из монастыря, и они с подоспевшими прогнали поляков и таким образом овладели всей линиею батарей, находившейся на Красной горе. О богатой военной добыче, которую поляки оставили нашим на Красной горе, Палицын говорит: «Да тут взяли восмь пищалей полуторных и полковых и всякаго оружия Литовскаго, затинных и изрядных самопалов и рушниц, копей же и оскордов, палашей и сабель, пороху бочки и ядр и всяких запасов множество»

. Наших убито было 174 человека, а поляков – более полутора тысяч человек.

9 ноября был поистине радостным днем для сидевших в Троицком монастыре; в знак победного ликования архимандрит приказал звонить в колокола до полуночи, а сам со всей братией отпел благодарственный молебен Господу Богу и Божей Матери, преподобным Сергию и Никону и всем святым. Решено было тотчас же послать в царю известие о великой победе, одержанной над поляками. __________________________________________________________________

11. Сказание Авраамия Палицына. Державина О.А.

Установившаяся уже около 8 ноября зима должна была остановить военные действия, заставив поляков уйти в их станы. Но желая отомстить, хотели нанести поражение осажденным применив хитрость; эти, в свою очередь, не давшись в обман поляков, сделали против них вылазку и вступили с ними в ожесточенный бой. В один из следующих дней поляки послали к стенам монастырским небольшие толпы своих, чтобы они выманили на себя осажденных и навели их на засады. Осажденные, увидев под монастырем небольшие толпы поляков сделали вылазку. Но стражи, стоявшие на колокольне, увидели сидевших в засаде, начали бить в осадный колокол и возвратили назад вышедших на вылазку.

13 ноября утром был сильный туман. Пользуясь им, монастырские воеводы решились устроить вылазку, которая превратилась потом в сильное побоище и окончилась победой осажденных над поляками. Воеводы послали вылазных людей на заставы из полков Сапеги и Лисовского. Высланные против застав Сапеги скоро побили их гарнизоны. В свою очередь, Сапега послал против них свои роты – завязался великий бой, который окончился тем, что наши прогнали поляков к Клементьевскому пруду.

Лисовский, увидев нападение осажденных на его заставу, решил придти на ее выручку с конными и пешими людьми и заставил осажденных отступить в городовой ров (т. е. ров, который был подле восточной стены). Тогда воеводы, на помощь защитникам, послали из монастыря конную вылазку, командирами которой назначили старцев Ферапонта Стогова и Малафея Ржевитина. Сначала все вместе бросились на Лисовского и прогнали его под гору, но потом Лисовский поспешил присоединиться к Сапеге, и они вместе напали на монастырских вылазных людей, остававшихся на Красной горе, которых и согнали к Пивному двору.

Но тут среди защитников нашелся герой, или богатырь, который остановил натиск поляков. Это был крестьянин по прозвищу Суета, великан ростом и полный силой, зато неловок и неумел, поэтому постоянно служил предметом насмешек. Возгласив: «Сегодня умру или получу славу от всех», Суета начал страшно сечь поляков направо и налево и, поддержанный другими, заставил их отступить.

Лисовский повернул к Косому оврагу на находившихся там запасных, резервных Троицких людей, у которых начальником был монастырский слуга Пимин Тенетев. На пригорке у рва, который был выкопан поляками впереди их батарей, между поляками и нашими завязался жестокий бой, но, наконец, первые, опасаясь засады, постепенно начали отступать, а осажденные в свою очередь начали отходить в Глиняный овраг.