Смекни!
smekni.com

Основные тенденции мирового развития в 30-е годы 20 века в условиях наростания мирового кризиса (стр. 4 из 4)

В эти годы гитлеровская партия, влачившая до того жалкое существование, резко увеличивает свое влияние, превращается в крупнейшую политическую силу. Фашистская социальная и националистическая демагогия в условиях кризиса, разорения мелкой буржуазии, массовой безработицы находит отклик среди отчаявшихся, потерявших политическую ориентировку людей! Лозунг «Долой Версаль!», демагогические обещания покончить с плутократией, еврейским капиталом, установить контроль над трестами, закрыть универсальные магазины, ликвидировать безработицу, провести аграрную реформу производили сильное впечатление на разорившихся лавочников, крестьян, некоторую часть рабочих. Оголтелый антисоветизм и антикоммунизм, обещание покончить с революцион­ным движением, призывы к внешнеполитической экспансии, обещания создать «великую» Германию импонировали монополистической буржуазии. Правда, многих ее представителей настораживали некоторые пункты программы НСДАП. До мирового экономического кризиса и в начале его Гитлер получал финансовую помощь только от отдельных германских монополистов. С целью привлечения на сторону нацистов новых приверженцев в начале 1932 г. было организовано несколько выступлений Гитлера перед представителями монополистического капитала. Так, 27 января 1932 г. в Дюссельдорфе Гитлер произнес речь перед представителями германских концернов, в которой он рассеял все их сомнения. Под бурные аплодисменты присутствовавших он обещал защиту частной собственности, уничтожение демократии и «большевизма», проведение агрессивной внеш­ней политики с целью завоевания для Германии «жизненного пространства». С этого момента резко возросла финансовая помощь со стороны монополий гитлеровской партии, которая полечила возможность вести широкомасштабную пропаганду. Банды вооруженных штурмовиков терроризировали противников фашизма. Рост влияния нацистов легко проследить по результатам выборов в рейхстаг. В 1928 г. за них голосовало 800 тыс., в 1930 — 6,4 млн., а в июне 1932 г.— 13,7 млн. избирателей.

Предотвратить приход фашистов к власти можно было только путем создания единого рабочего фронта и привлечения на сторону пролетариата других демократических сил. Многое зависело в этот момент от поведения лидеров СДПГ и профсоюзов. В социал-демократической партии насчитывалось более миллиона человек. И хотя число поданных за нее голосов на выборах 1932 г. Заметно сократилось по сравнению с 1928 г. (с 9,1 до 7,2 млн.), она сохраняла довольно прочные позиции в рабочем движении. Лидеры СДПГ возглавляли правительство Пруссии и контролировали прусскую полицию, имели свою военизированную организацию - рейхс-баннер. Не было поколеблено влияние этой партии и на Всеобщий германский профессиональный союз, в рядах которого насчитывалось более 4 млн. членов. При условии проведения последовательной классовой политики в союзе с компартией и другими демократическими силами германская социал-демократия могла внести большой вклад в борьбу против фашизма. К сожалению, этого не произошло. Ослепленные антикоммунизмом и антисоветизмом, Вельс, Мюллер, Зеверинг и другие лидеры социал-демократии проводили в эти годы трусливую, порочную «политику меньшего зла», т. е. поддерживали все буржуазные правительства, кроме фашистского, не замечая, что Брюнинг и сменивший его в 1932 г. фон Папен, а затем и Шляйхер по существу прокладывали дорогу к власти Гитлеру. Когда фон Папен 20 июля 1932 г. разогнал прусское социал-демократическое правительство О. Брауна, руководство КПГ предложило социал-демократам призвать германский пролетариат к всеобщей забастовке. Лидеры СДПГ не последовали этому призыву, ограничившись подачей «жалобы» в Лейпцигский верховный суд.

В сентябре 1932 г. фон Папен специальным декретом разрешил предпринимателям дальнейшее снижение зарплаты рабочим и служащим, на что трудящиеся ответили новой волной забастовок. Это обстоятельство и четко обозначившийся спад влияния фашистской партии (потерявшей, как свидетельствовали итоги выборов в рейхстаг в ноябре 1932 г., за несколько месяцев 2 млн. голосов) напугали германскую монополистическую буржуазию и юнкеров. По инициативе Я. Шахта 19 ноября президенту Гинденбургу от имени крупной буржуазии было направлено требование назначить Гитлера рейхсканцлером и включить фашистов в новое правительство.

Президент, презиравший нацистского выскочку и демагога, должен был исполнить волю господствующего класса. 30 января 1933 г. Гитлер был назначен главой германского правительства. Формально новое правительство было коалиционным, фактически же в нем .уже тогда доминировали фашисты.

Компартия 31 января призвала социал-демократов немедленно организовать всеобщую политическую стачку и добиться свержения правительства. Лидеры СДПГ остались глухи и к этому призыву. Ссылаясь на законный, якобы не нарушающий Веймарскую конституцию приход гитлеровцев к власти, правление СДПГ призвало рабочий класс оставаться на почве конституции, не нарушать ее первым. Лидеры СДПГ в решающий исторический момент проявили политическую трусость и близорукость. Таким образом, приход гитлеровцев к власти произошел при отсутствии организованного массового сопротивления со стороны немецкого рабочего класса.

Победа фашизма в Германии стала возможна прежде всего благодаря поддержке Гитлера германским монополистическим ка питалом, который в обстановке глубокого социально-политического кризиса для защиты своих интересов отбросил в сторону буржуазно-парламентскую форму правления и взял курс на установление открытой террористической диктатуры. Приход фашизма к власти в Германии был облегчен расколом немецкого рабочего класса, ответственность за который несут прежде всего лидеры СДПГ, грубыми просчетами в их политике. Наконец, следует признать, что германская компартия, героически и последовательно боровшаяся против фашизма, не избежала в своей деятельности серьезных ошибок. Так, применявшаяся в первые годы кризиса тактика «класс против класса» мешала созданию широкого антифашистского фронта, а лозунг борьбы за установление диктатуры пролетариата и Советской власти в Германии находил отклик только у самой революционной части рабочего класса. Сотрудничеству с социал-демократией мешала неправильная ее оценка коммунистами как «умеренного крыла фашизма».


Вывод

Период великокого кризиса 1929-1933 гг., за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа рзвития системы регулирования в том, что феномен этотизации получает достаточно прочное оборснование в кейнсианской теории. В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы государственного регулирования экономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал-соцализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., что свидетельствует о повсеместности данного процесса.


Список литературы

1. Александров В. В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1918 – 1945 гг.: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «История». – М.: Высш. шк., 1986. – 591 с.

2. Новейшая история зарубежных стран: Европа и Америка, 1917 – 1945: Учеб. для пед. ин-тов по спец. «История»/В. К. Фураев, Д. П. Прицкер, С. Н. Чернецовский; Под ред. В. К. Фураева. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 447 с.

3 . Экономическая история: Учебное пособие/ В.Г. Сарычев, А.А. Успенский,
В.Т. Чунтулов- М., Высшая школа, 1985 г.-237 –239с.