Смекни!
smekni.com

Казаки 3 (стр. 2 из 2)

и принял мученическую кончину в Старочеркаске. В 1932 году, в ростовской тюрьме был расстрелян митрополит Кавказский Серафим(Мещаряков). Вместе с митрополитом Серафимом были расстреляны протоирей Дмитрий Пыжёв, протоирей Карп Щубков и ещё 120 человек белого и чёрного духовенства. В этом же году, в той же тюрьме умер архиепископ Александр ( Белозёров). В 1937 году, пройдя все ужасы Соловецкого лагеря были расстреляны два бывших векария Донской епархии: епископ Аксайский Митрофан (Гринёв), и архиепископ Воронежский Захария (Лобанов).

По-разному сложилась участь казачьих эмигрантов. Казачья эмиграция, в то числе и казачье духовенство, разделилось на два лагеря: сторонников казачьей независимости и сторонников единой и неделимой России. Последние были преимущественно в юрисдикции Русской Православной Церкви за Границей (РПЦЗ). Первые же, зачастую не желая иметь, что-либо общее с русскими, входили в юрисдикции различных Поместных Церквей, преимущественно в Сербскую Православную Церковь. Так, например, в 1958 году в США казаками был построен Свято-Покровский казачий монастырь, который вошёл в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Различна была судьба казачьих эмигрантских архипастырей. Донской казак, уроженец станицы Нагайской, выпускник Донской духовной семинарии и Киевской духовной академии, Григорий Иванович Максимов, приняв в 1010 году монашество с именем Гергомен, был возведён в сан епископа Аксайского, викария Донской епархии. Во Великом войске Донском был казачьем архипастырем. В 1920 году эмигрировал за границу. Вошёл в епископат РПЦЗ, где являлся духовником донских казаков за границей. В 935 году был возведён в сан архиепископа, а в 1945 году, в Загребе, в возрасте 80 лет митрополит Гермоген(Максимов) был расстрелян партизанами Тито.

В пост советское время начался довольно сложный процесс возрождения казачества. К сожалению, не удалось сохранить казачество единым. Появилось реестровое и общественное казачества, причём «общественники» также не едины между собой и представляют из себя враждующих друг с другом организаций. Нет и единого духовного оформления казаков.

--Секты на Дону.

Однако, к сожалению, среди казаков были не только святые подвижники, но и ересиархи, родоначальники сект. Так, основателем многочисленной секты духоборцев стал донской казак Сиулан Колесников, живший в селе Никольском Екаринославской губернии. Эта секта возникла ещё в конце 18 века и сильно распространилась в Южной России, Закавказье, Сибири и Северной Америке. Духоборческое учение представляет собой смесь старообрядчества и баптизма, толстовством и элементами древних ересей динамизмаи арианства. Духоборнические общины действуют и поныне на территории Ростовской области.

Другой донской казак Гавриил Зимин, в 1838 году основал секту немоляков. Сектанты получили своё название из-за того, что отвергали любые наружные проявления молитвы. Отвергвали немоляки также все таинства, кроме крещения, которое совершают у избранной старухи. Отвергались ими также все посты и иерархичность. Старейшин у себя они не имели. Таким образом, секта немоляков, представляла собой одну из разновидности безпоповщины.

Приписной казак Павлоподольской станицы Моздокского уезда Исаия Крылов основал секту молокан Донского толка, или же донских молокан. Донские молокане, наподобие баптистов любят себя называть «евангелическими христианами». Донские молокане, еакже как и просто молокане, отвергают почитание Божией матери, святых, икон, кресты, крестное знамения и установленные посты. Однако, в отличие от молокан, донские молокане признают таинства священства крещения, причастия, покаяния, брака и елеосвящение, причём чины свершения этих таинств во многом заимствованы из православных требников и служебников. Донские молокане существуют и ныне.

Донская епархия была учреждена 5 апреля 1829 года. Епархия учреждалась по второму классу, с соответствующим этому статусу содержанием от казны. Для пребывания архиерея со всем его штатом и консисторией предусматривалось построить в Новочркасске приличный дома счёт казны. К архиерейскому дому предлагалось определить необходимое число служителей из крестьян экономического ведомства и отвести из казённых и оброчных статей положенное количество земли с угодьями, мельницу и рыбные ловли. Новочеркасскому архиерею на обзаведения было выдано из казны единовременное пособие в 10 тысяч рублей. Архиерей новоучреждённой епархии получил наименование – Новочеркасский и Георгиевский. Различные принадлежности архиерейского служения были пожертвованы митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) и доставлены в Новочеркасск из кафедральной ризницы Чудового монастыря. Первым Новочеркасским архипастырем был архиепископ Афанасий ( Телятев). Эффективному управлению мешала огромность территории епархии. По этой причине высочайшим указом от 17 июля 1842 года из состава Новочеркаской епархии была выведена Кавказская епархия. Оставшаяся часть получила название - «Донская и Новочеркасская», сохранившего до 1930- х годов. Архиерейская кафедра находилась в Новочеркасске.

Административные границы Донской епархии совпадали с границами Области войска Донского, исключая города Ростов -на- Дону, Таганрог и Азов. Эти города с прилегающими территориями относились к Екатеринославской епархии, а в 1919 году из них была образована новая епархия – « Ростовская и Таганрогская» с центром в городе Ростове -на – Дону. В период гонений на Русскую Православную Церковь со стороны советского государства, репрессии против духовенства. Донская епархия с центром в Новочеркасске прекратила своё существование. Её территория в 40 – е годы 20 века вошла в состав Ростовской епархии, которая с 1948 года стала именоваться «Ростовская и Новочеркасская».

За 175лет своего существования Ростовская епархия, как правопреемница Донской, пережила много счастливых и трагических дней. Вскоре после учреждения в епархии началось храмостроительство. К началу 20 века в епархии насчитывалось более 500 храмов. Из монастырей наиболее известен был мужской Кременской Вознесенский общежительный монастырь, основанный по указу Петра Iоколо 1693 года. Впоследствии появились ещё два женских и два мужских монастыря. Храмы Донской епархии строились под наблюдением первоклассных архитекторов, нередко отличались внешним великолепием , богатством отделки, разнообразием архитектуры. До сих пор некоторые из них, как например, Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор, поражают посетителей своим величественным видом, являясь шедевром мирового искусства.

Во время революционной катастрофы в России Донская епархия стала центром организации Временного Высшего Церковного управления на Юге России, представителем которого стал Донской архиепископ Митрофан ( Симашкевич). После окончания гражданской войны, революционная власть стремилась расшатать внутреннее единство церкви. Обновленческий раскол широко распространился в епархии и был преодолён лищь в середине 1930 – х годов. Но испытания на этом незакончились. Повсеместно закрывались храмы и монастыри, начались массовые расстрелы и ссылки духовенства. В 1940 году во всей огромной епархии оставался лишь один действующий храм – Преображенская церковь хутора Обуховка Азовского района.

В настоящее время Ростовская епархия находится в стадии возрождения. За время от празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) по сей день епархии возвращены более 100 церквей и несколько монастырей. Уже проведена и ведётся огромная работа по восстановлению этих разрушенных, осквернённых православных святынь. Здесь надо отметить большую заслугу бывших архипастырей Ростовской епархии митрополитов Владимира ( Сабодана ) и Владимера ( Котлярова), ныне управляющего епархией архиепископа Пантелеимона (Долганова).

По инициативе владыки Пантелеимона в Ростовской области с 1996 года действует программа «Духовное возрождение Донского края», разработанная совместными усилиями областной администрацией и епархией. Такое сотрудничество духовных и светских структур даёт видимые результаты в деле возрождения и обновления духовности нашего региона, воссоздания подлинных основ нравственности.

1. Сборник материалов научно-практической конференции « История Донской (Ростовской) епархии XX век.» - 2003 год

2. Чибисов С. П. «История Донской епархии (Ростовской-на-Дону) епархии в биографияхархипастырей» - 2006 год