Смекни!
smekni.com

Евреи во Второй мировой войне (стр. 9 из 12)

Через 4 месяца после того как Уинстон Черчилль стал премьер-министром, в августе 1940 года Вейцман обратился к нему с предложением создавать воинские части из евреев Эрец-Исраэль. По мнению Вейцмана, они легко могли бы мобилизовать 50 тысяч человек. Черчилль одобрил эту идею на встрече с Вейцманом в сентябре 1940 года[215].

Учитывая принятие Белой книги 1939 года, которая существенно ограничила еврейскую иммиграцию в Палестину как раз в то время, когда европейские евреи особенно нуждались в ней, лидер ишува, будущий премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион 19 сентября 1939 года в беседе с британским верховным комиссаром в Палестине Гарольдом Макмайклом сформулировал отношение к британской политике так:[97][216]

Вооружённые организации сионистов в Палестине также встали на на сторону союзников.[217] 11 сентября 1939 года еврейская подпольная организация Иргун опубликовала заявление:[218]

Давид Разиэль — глава Иргуна, погибший в Ираке при выполнении боевого задания британского командования

Аналогичных взглядов придерживался один из самых авторитетных лидеров правого крыла сионистов — Зеев Жаботинский. Глава Иргуна и Бейтара, Давид Разиэль, недавно выпущенный из британской тюрьмы, во главе диверсионной группы из 4 человек был заброшен англичанами в Ирак, где погиб 20 мая 1941 года.[219]

В мае 1941 года по согласованию с британской администрацией в рамках организации еврейской самообороны Хагана были созданы «Ударные роты» (на иврите «Плугот махатц» — Пальмах). Командовал ими Ицхак Садэ[220]. В том же месяце бойцы Хаганы под британским командованием осуществили ряд диверсионных рейдов в вишистскую Сирию и Ливан. В одной из операций в Сирии был ранен и потерял глаз будущий министр обороны Израиля Моше Даян.[221] Отряды Пальмаха принимали участие в подавлении пронацистского мятежа Рашида Али аль-Гайлани в Ираке, операциях британской армии по захвату Ливана и Сирии летом 1941 года[218] и некоторых других операциях[222]. Многие члены Хаганы вступили добровольцами в британскую армию и созданную в сентябре 1944 года Еврейскую бригаду.

Единственной организацией, продолжившей вооружённую борьбу и террористические акции против британских целей в Палестине стала отколовшаяся от Иргуна группа под руководством Авраама Штерна — Лехи. Штерн пытался наладить контакты с нацистской Германией для координации действий, но безрезультатно[223].

Иргун во главе с Менахемом Бегиным возобновил диверсионные и террористические акции против британских целей в феврале 1944 года, ещё до окончания войны, в связи с тем, что Великобритания по-прежнему препятствовала еврейской иммиграции в Палестину, не давая спасать европейских евреев от нацистского геноцида. Это привело к конфликту между Иргун и руководством ишува.

Многие члены сионистских организаций сражались в рядах армий антигитлеровской коалиции, в подполье и партизанских отрядах на оккупированной нацистами территории. В борьбе с нацистами объединились члены организаций как левой (Ха-шомер ха-цаир), так и правой (Бейтар) политической направленности. Например, в рядах 201-й стрелковой дивизии только из членов рижского «Бейтара» сражалось 71 человек, из них 38 погибли в боях[29].

7. Еврейские беженцы

До начала войны сионистские организации прилагали усилия для обеспечения выезда преследуемых евреев с территории Третьего рейха. После начала войны и особенно после запрета еврейской эмиграции в октябре 1941 года[224] усилия были направлены в основном на привлечение внимания союзников и нейтральных стран к фактам массового геноцида и нелегальную переброску евреев на территорию неподконтрольную нацистам. Однако, другие страны не стремились допускать к себе еврейских беженцев, а Великобритания, в частности, вела активную борьбу с нелегальной иммиграцией.[225] Ещё с октября 1938 года в паспорта уезжающих евреев по просьбе швейцарского правительства пограничники Третьего рейха ставили штамп «J» — «Jude» (еврей). В августе 1942 года федеральная полиция Швейцарии издала инструкцию, согласно которой «беженцы, ставшие таковыми исключительно из-за преследований на расовой почве, не могут считаться политическими эмигрантами». Граждане Швейцарии пытались помочь жертвам преследований, правительство Швейцарии выдавало большинство беженцев нацистам, а помогающих им - преследовало.[226] 8 марта 1995 года правительство Швейцарии официально извинилось за практику непредоставления статуса беженцев лицам из Германии, имевшим в своих паспортах штамп «J»[227].

19-30 апреля 1943 года состоялась англо-американская Бермудская конференция (англ.), посвященная проблеме беженцев из оккупированных нацистами стран. На Бермудской конференции не удалось даже отменить Белую книгу 1939 года, ограничивающую еврейскую иммиграцию в Палестину совершенно ничтожной по сравнению с общим числом беженцев цифрой 75 тысяч человек за 5 лет, хотя это было одним из важнейших требований еврейских организаций. Единственное достижение Бермудской конференции — возобновление деятельности Межправительственного комитета по делам беженцев, который был создан ещё до войны на Эвианской конференции.[228]

В попытках добраться до Палестины гибли сотни людей. Британcкий военно-морской флот перехватывал корабли с иммигрантами и затем их размещали в концлагерях, созданных на Маврикии, а в последующем на Кипре. Хагана и другие подпольные еврейские группировки в Палестине пытались препятствовать иммиграционной политики британских властей. Так, в ноябре 1940 года на рейде Хайфы подрывники Хаганы взорвали корабль Патриа, на котором было 1700 иммигрантов из Румынии, в расчёте воспрепятствовать насильственной отправке беженцев на Маврикий. Планировалось повредить взрывом один из отсеков, однако пробоина получилась слишком большой и 250 беженцев утонули.[229] 24 февраля 1942 года в Чёрном море советской подводной лодкой Щ-213 был потоплен болгарский корабль Струма с 769 беженцами на борту, спасся только один пассажир.[230][231] 5 августа 1944 года советской подлодкой на пути в Палестину было потоплено румынское судно Мефкура с более чем 300 еврейскими беженцами на борту[232][233].

Последняя крупная попытка спасения евреев была предпринята в 1944 году Рудольфом Кастнером. Он вёл переговоры с нацистами по поводу разрешения выезда евреев с оккупированных территорий в нейтральные страны в обмен на поставку 10 тысяч грузовиков с продуктами для немецкой армии (Кровь за товары (англ.)). Соглашение не было достигнуто, однако Кастнер добился выезда 1686 венгерских евреев в Швейцарию, заплатив крупную денежную сумму[234][235].

Однако многие современники и историки считают, что еврейские общины нейтральных и неоккупированных стран сделали очень мало для спасения евреев от Холокоста. Их обвиняют в том, что они были слишком озабочены своим собственным благополучием и боялись роста антисемитских настроений в своих странах[212][236][237].

8. Еврейский коллаборационизм

На территориях стран Оси и оккупированных нацистами по их инициативе в местах массового проживания евреев создавались юденраты (нем. Judenrat — «еврейские советы») административные органы самоуправления. Отдельный юденрат мог отвечать за определенное гетто, отдельную территорию, регион или даже за целую страну.

В полномочия юденрата входило обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти. Юденрату формально подчинялась еврейская полиция, которая выполняла следующие функции:[238]

· Выполнение немецких приказов, полученных через юденрат или непосредственно от оккупационных властей;

· Выполнение распоряжений юденрата в связи с его мероприятиями: сбор контрибуций.

· Удовлетворение внутренних нужд еврейского общества: охрана улиц гетто, охрана входа и выхода из гетто.

Члены юденратов сотрудничали с немцами по разным мотивам. Некоторые считали, что таким образом они помогают сохраниться еврейской общине — особенно такие идеи были популярны до начала кампании массового уничтожения. Некоторые сотрудничали в надежде спасти себя и свои семьи или из-за власти или материальных благ[239]. Члены юденратов часто тайно сотрудничали с антинацистским подпольем, например в рижском гетто, многие пытались теми или иными способами облегчить участь заключённых гетто[240]. Судьба членов юденратов в итоге оказалась такой же как и у остальных евреев — большинство из них были убиты нацистами[241].

Американский исследователь Иехиэль Трунк привёл данные о судьбах 720 членов юденратов в Польше:[242]

Еврейская полиция в Варшавском гетто

Судьба Количество Процент
Подали в отставку 21 2,9
Удалены или арестованы 13 1,8
Убиты до высылок на уничтожение 182 25,3
Убиты при депортации или депортированы 383 53,2
Самоубийство 9 1,2
Естественная смерть 26 3,6
Выжили 86 12
Итого 720 100

Примером двойственности положения и трагической судьбы является история руководителя еврейской полиции, а затем и руководителя юденрата вильнюсского гетто Якова Генса, который для спасения жителей гетто выдал нацистам руководителя подполья Ицхака Витенберга, неоднократно отправляя на расстрел хронически больных и старых евреев вместо женщин и детей оправдывался тем, что так он пытается спасти «будущее еврейского народа»[243]. 14 сентября 1943 года Генс был казнён гестаповцами за сотрудничество с подпольем[244]. Одним из наиболее известных представителей еврейского коллаборационизма является руководитель юденрата варшавского гетто Адам Черняков. После того как он узнал, что депортации, списки на которые он подписывал, обозначают смерть тысяч евреев, он покончил с собой[245]. Ряд коллаборационистов (например Альфред Носсиг) были казнены еврейскими подпольщиками. Известен также ряд примеров евреев-коллаборационистов принимавших непосредственное участие в преступлениях нацистов, включая массовые убийства[246].