Смекни!
smekni.com

Российская империя и Кавказ в первой половине XIX в. (стр. 5 из 5)

Завершение войны

К концу 1840-х гг. государство Шамиля вступило в полосу кризиса. Наибы и верхи духовенства, ставшие крупными землевладельцами, разоряли народ бесконечными поборами. Деспотизм Шамиля оттолкнул горцев от мюридизма. Теряя поддержку, Шамиль усиливал репрессии.

В начале 1850-х гг. русские войска вытеснили отряды Шамиля из Дагестана. Лишь начавшаяся в 1853г. война России с Турцией оттянула на некоторое время поражение имамата.

Начиная поход в Кахетию, Шамиль объявил о своем намерении идти на соединение с турецкими войсками.

На деле Кахетинская экспедиция вы­лилась в традиционный горский набег. В июле 1854г. Шамиль разделил свои войска на мелкие партии, которые по разным направлениям стремительно вторглись в Кахе­тию. Одна часть мюридов занялась жесточайшим грабежом на левом берегу реки Алазань, другая – на правом. Были разорены и сожжены дотла 15 селений, убито 95 мирных жителей, уведено в плен около 700 человек, захва­чено 8,5тысяч голов скота и т д. Общий ущерб исчислялся в 353 тысячи рублей. Фактически нашествие на Кахетию было последним серь­ёзным военный актом Шамиля. [2;109]

С 1856 г. начался последний этап Кавказ­ской войны. Наместником и главнокомандую­щим русскими войсками на Кавказе был назна­чен князь А. И. Барятинский, одни из лучших российских генералов. Он прекрасно знал Кав­каз, умел принимать неординарные, новатор­ские решения. Талантливый военный, он был также и способным администратором. Значи­тельно усиленный Кавказский корпус был пре­образован в Кавказскую армию, начальником штаба которой стал Д.А. Милютин, будущий военный министр, выдающийся реформатор.

Судьбу Чеч­ни решила битва за аул Ведено 1 апреля 1859 г. Имам, не видевший возможности удержать этот стратегически важный пункт, покинул его, не досчитавшись многих своих соратников. К лету 1859 г. под его властью оставался только Нагорный Дагестан.

В июне и эта территория была оккупирова­на русскими войсками. Шамиль заперся в ауле Гуниб. С ним осталось всего 400 мюридов, З наиба и несколько приближенных. К середине августа Гуниб был полностью окружен. Во из­бежание излишнего кровопролития Барятинский предложил Шамилю сдаться на весьма по­четных условиях. Шамиль категорически отка­зался. После этого был отдан приказ о штурме. Когда положение осажденных стало совершен­но безнадежным. Барятинский остановил на­ступление и вновь предложил Шамилю сло­жить оружие. По просьбе жителей аула, сыно­вей и даже мюридов Шамиль принял решение о сдаче. Под торжествующие возгласы русских солдат 25 августа 1859 г. Барятинский принял капитуляцию Шамиля. Начавшаяся в 1817т. Кавказская война фактически заверши­лась. Имамат прекратил свое существование.

Во время войны самостоятельно боролись против России племена и общинные объедине­ния Северо-Запада Кавказа — черкесы. Они со­вершали набеги на Кубань, находившуюся на правом фланге Кавказской линии, захватыва­ли и подвергали разграблению русские укреп­ления на Черноморском побережье.

Горные и предгорные местности Большо­го Кавказа населяли около сотни этнических общностей. Однако непосредственное учас­тие в Кавказской войне, даже во времена са­мых ожесточённых сражений, приняли толь­ко дагестанцы, чеченцы и адыги. (Впрочем, в боевых действиях участвовали также осети­ны, кабардинцы, часть равнинных дагестан­цев - только они воевали в составе российских войск.) Горским лидерам так и не удалось поднять всё население Кавказа на борьбу против России. Не помогли ни ислам с его лозунгом священной войны - газавата, ни провозглашение имамата Шамиля.

В Кавказской войне обе стороны понесли значительные людские и материальные потери. Потери Кавказского корпуса 77 тысяч солдат и офицеров. [2;109]

После 1859г. еще сохранялись мелкие очаги сопротивления, которые окончательно были подавлены к 1864г.

Дмитрий Олейников, кандидат исторических наук: «Историки не могут договориться о дате начала Кавказской войны, также как политики не могут договориться о дате ее окончания. Само название «Кавказская война» является настолько широким, что позволяет делать шокирующие заявления о ее якобы 400-летней или полуторавековой истории. Даже удивительно, что до сих пор не принята на вооружение точка отсчета от походов Святослава против ясов и касогов в X веке или от русских морских набегов на Дербент в IX веке. Однако, даже если отбросить все эти явно идеологические попытки «периодизации», число мнений весьма велико. Именно поэтому многие историки сейчас говорят о том, что на самом деле было несколько кавказских войн. Они велись в разные годы, в разных регионах Северного Кавказа: в Чечне, Дагестане, Кабарде, Адыгее и т.д. Их трудно назвать русско-кавказскими, поскольку горцы участвовали с обеих сторон. Однако сохраняет свое право на существование и ставшая традиционной точка зрения на период с 1817 (начало активной агрессивной политики на Северном Кавказе присланным туда генералом А. П. Ермоловым) по 1864 год (капитуляция горских племен Северо-Западного Кавказа.) как на время постоянных боевых действий, охвативших большую часть Северного Кавказа. Именно тогда решался вопрос о фактическом, а не только формальном вхождении Северного Кавказа в состав Российской империи. Быть может, для лучшего взаимопонимания стоит говорить об этом периоде как о Большой Кавказской войне» .[8;66]