Смекни!
smekni.com

Административное наказание (стр. 5 из 14)

Правовой режим конфискации в качестве публичной санкции существенно отличается от истолкования конфискации в КоАП: в данном случае конфискации подлежат только имущественные объекты, установленные санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП, причем отдельные объекты имущества, в частности деньги и ценные бумаги, не могут рассматриваться в качестве орудия совершения административного проступка и поэтому не подлежат конфискации. Публичная разновидность конфискации, предусмотренная ч. 1 ст. 52 УК, во многом не совпадает с административной конфискацией: правовой режим конфискации как вида уголовного наказания может распространяться на все движимые и недвижимые имущественные объекты, являющиеся собственностью осужденного, тогда как конфискация в соответствии с комментируемой статьей может быть применена только в отношении конкретного имущества иного объекта (движимой или недвижимой вещи).

Согласно КоАП конфискацияможет быть осуществлена в отношении движимого имущества, а также применительно к недвижимым имущественным объектам — в этом отличие конфискации от возмездногоизъятия.Конфискация морского или воздушного судна (в тех случаях, когда оно подлежит государственной регистрации), применяемая в соответствии с КоАП за совершение административных правонарушений на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ, представляет собой разновидность конфискации недвижимого имущества (см. ст. 8.17, а применительно к воздушному судну — также ст. 8.20 КоАП). При корреляции понятий "воздушное судно" и "летательный аппарат" (КоАП) следует иметь в виду, что по смыслу ст. 32 Воздушного кодекса РФ данные понятия отождествляются.

Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских прав — движимые и недвижимые вещи. Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью: в любом случае вещь, подлежащая конфискации, должка находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований. Изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у него на незаконных основаниях, не является конфискацией: в отличие от данного административного наказания, предмет, подлежащий принудительному изъятию, при применении возмездного изъятия, по смыслу ст. 3.6 КоАП, может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

Согласно ч. 3 ст. 3.7 КоАП не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

- подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

- изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Под предметом, изъятым из оборота,подразумевается имущество, нахождение которого в обороте не допускается согласно ч. 1 п. 2 ст. 129 ГК. Виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе.

Российское имперское право также рассматривало конфискацию в качестве особой разновидности имущественных санкций. Согласно ст. 58 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных конфискация "всех или части принадлежащих осужденным вещей и других имуществ" являлась дополнительным имущественным наказанием, присоединяемым в указанных законом случаях к основному уголовному или исправительному наказанию. От общей конфискации, или принудительного изъятия всего имущества в пользу казны, отличалось изъятие у виновного отдельных предметов—"орудий, послуживших или долженствующих служить к совершению преступления (instrumentalsceleris), или же продуктов преступления".[8] В соответствии с отделом первым гл. IX Уложения (о нарушении уставов таможенных) наказание в виде конфискации было предусмотрено по 19 составам преступлений, правовой режим специальной конфискации был определен ст. 751, ч. 2 ст. 759—761 (дополнения 1, 2), 762, 763, ч. 1 ст. 764. Виды отдельных предметов, подлежащих конфискации в данном случае, определялись диспозицией правовой нормы. Конфискованные предметы, если они не подлежали уничтожению, обращались в пользу казны либо направлялись конкретному адресату, определенному санкцией: согласно ст. 759 незаконно ввозимая из зарубежных стран российская серебряная монета, а также медная монета новой чеканки, подлежали конфискации и направлению на монетный двор.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу — это мера административного наказания, устанавливаемая за грубое или систематическое нарушение порядка пользования физическим лицом предоставленным ему правом в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Раскрывая в ст. 3.8 особенности данного вида административного наказания, само понятие лишения специального права КоАП РФ не формулирует.

Анализируя юридическую природу данного вида административного наказания, можно отметить следующее:

1) лишение специального права как вид административного наказания есть временное (согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ — от одного месяца до трех лет) ограничение правосубъектности физического лица, совершившего административное правонарушение, т. е. оно не может применяться в отношении юридических лиц и для его применения необходимо наличие у физического лица специального (относительного) права, возникшего ранее на основе индивидуального административного акта (разрешения);

2) лишение специального права (как это отмечено в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ) устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, что указывает на исключительность применения данной меры наказания;

3) лишение специального права как вид административного наказания может назначаться только судьей (ч. ст. 3.8 КоАП РФ), т. е. правоприменительный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, в случае необходимости применения лишения специального права как меры наказания за то или иное административное правонарушение, обязан передать это дело на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ);

4) основанием для назначения данного вида административного наказания является прямое указание на это в санкции Особенной части КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ) и только в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ);

5) лишение специального права распространяется на два вида специальных субъективных прав: право управления транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и пр.) и право охоты, тогда как ранее (в КоАП РСФСР) предусматривалось еще и лишение специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

6) применение лишения специального права влечет за собой правовой запрет на занятие физическому лицу определенного рода деятельностью (для водителя-профессионала — запрет работать по специальности, для водителя-любителя — запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством, для охотника — запрет заниматься охотой), и это в некотором роде сближает данный вид наказания с таким, как дисквалификация;

7) лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ);

8) лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ).

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Наличие у гражданина специального права подтверждается разрешительными документами. К таким документам относятся: водительское удостоверение; удостоверение на право управления судном (в том числе маломерным); удостоверение тракториста-машиниста (тракториста); охотничий билет.

Административное наказание в виде лишения специального права ограничено временным лимитом в три года, по истечении этого срока правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 4 ст. 32.6 КоАП). В этом случае изъятые документы возвращаются. Таким образом, данное административное наказание представляет собой временное приостановление правомочий нарушителя — физического лица.

Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания, определены соответственно ст. 32.5, 32.6 КоАП.

Лишение специального права как вид административного наказания необходимо различать с санкциями в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, установленными ст. 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Указанные санкции применяются к лицензиату — нарушителю независимо от его привлечения к административной ответственности, установленной КоАП.

Административный арест как вид административного наказания заключается в содержании нарушителя в условиях кратковременной изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ).