Смекни!
smekni.com

Киевская Русь 9 (стр. 6 из 7)

После крещения Руси экономические и культурные связи между Византией и Русью еще более окрепли.

Из Византии в Киев и Тмутаракань (Таманский полуостров) греческие купцы привозили вина, пряности, шелковые ткани. Отсюда на юг увозили меха, рыбу, икру. Русские купцы по-прежнему ездили в Константинополь, где у них был теперь свой квартал. Из Византии на Русь приезжали священники и строители, ювелиры и художники, но и многие русские отправлялись в Византию. На Афоне — гористом и лесистом полуострове — был в то время построен русский монастырь. Русские ремесленники трудились в византийских городах; изделия русской резьбы из моржовой кости приводили в восхищение греков; образованные византийцы XII в. гордились тем, что могут сказать хотя бы несколько слов по-русски.

Постоянное общение с византийцами обогащало русскую культуру. Из греческого языка были заимствованы некоторые слова (например, «тетрадь»,

«лампа»), русским людям давали греческие имена (Андрей, Александр, Георгий, Софья и др.). На Русь проникали греческие книги, многие из которых переводились на русский язык. Были среди них сочи-1 нения о «сотворении мира», о библейских героях, 1 о римских полководцах, «жития», в которых описывались вымышленные чудеса и подвиги «святых мужей». Были и произведения нерелигиозного содержания, например рассказ о смелом воине Дигенисе Акрите, названном в русском пересказе Девгением: о его победах над разбойниками, о сопротивлении самому императору и сватовстве к прекрасной девушке — дочери богатого правителя.

Из «Повести временных лет» мы узнаем, что князь Владимир после принятия христианства устроил школы для обучения грамоте — чтению и письму.

К середине XI в. на Руси наряду с переводными книгами появляются и оригинальные сочинения, в том числе первые русские летописи. В то время в Западной Европе исторические хроники, церковные и другие книги писали на непонятном народу латинском языке.

На Руси же книги сразу стали писать на родном славянском языке. Это было большим достижением самобытной русской культуры. Наряду с летописями XII в. было создано одно из величайших произведений русской и мировой литературы — «Слово о полку Игореве».

Византийское влияние сказалось и на русской архитектуре и живописи. Но и здесь русские не были лишь учениками греков, они вносили в свои произведения много подлинно русского, оригинального. Об этом свидетельствует Софийский собор в Киеве, построенный в XI в. при князе Ярославе Мудром.

В этом великолепном сооружении византийские приемы зодчества были творчески переработаны русскими мастерами на основе местных традиций: множество куполов собора — явление чисто русское, воспринятое от древнерусского деревянного зодчества.

Итак, экономическое и политическое общение с Византией обогащало русскую культуру, но во многих областях она шла своим путем, не зависевшим от византийских влияний.

Сборник древнейших законов «Русская правда»

В Древней Руси слово «правда» кроме привычного для нас значения имело еще одно: закон, устав. Поэтому сборник своих древнейших законов русские люди называли «Русской правдой». За сухими и краткими законами всегда скрывается многообразная жизнь. И в «Русской правде» мы прочтем при желании красочный и интересный рассказ о жизни Руси XI—XII вв.

Более двухсот лет изучают ученые этот сборник законов. В древних рукописях найдено более ста списков, или экземпляров, «Русской правды». Все они написаны от руки, так как печатание на Руси началось только в XVI в. (см. ст. «Первопечатник Иван Федоров»). Самый древний из найденных списков сделан в Новгороде в 1280 г. Список этот помещен в большой тяжелой рукописи, которую не всякий из вас мог бы поднять. Вся рукопись написана на пергамене, т. е. на листах обработанной телячьей кожи. Долгие века она хранилась в Новгороде как драгоценность. И для нас она сокровище замечательной русской культуры. Большинство других, более поздних рукописей «Русской правды» написано уже на бумаге.

По содержанию «Русскую правду» делят на краткую и пространную. Краткая «Русская правда» возникла раньше пространной: в нее вошли законы, установленные еще в XI в. при Ярославе Мудром и его сыновьях.

Пространная «Русская правда» появилась позже на основе краткой, но с дополнением законов XII в. Посмотрим, о чем же в ней говорится.

В то далекое время на громадном пространстве Руси тянулись необозримые леса, перемежавшиеся полянами и болотами. Кое-где встречались деревеньки из нескольких избушек.

В городах дома строили почти целиком из дерева, каменные были редкостью. Иногда из камня воздвигали церкви и крепостные стены.

Из «Русской правды» мы узнаем о хозяйстве древнерусского крестьянина. К деревням примыкали пашни, которые обрабатывали при помощи несложных орудий — сохи и бороны. Собранный хлеб молотили на гумне и хранили в ямах. Сеяли главным образом рожь, овес и просо. Большое значение в хозяйстве имел скот, и «Русская правда» устанавливала высокие штрафы за кражу коровы, свиньи, овцы, барана и самые большие — за кражу лошади.

К обработанным полям примыкали обширные девственные леса и луга. За охоту в княжеском или боярском лесу наказывали строго, в особенности если провинился крестьянин. «Русская правда» устанавливала высокие штрафы за похищение из чужого перевеса лебедя, журавля, утки. А перевесом называлась повешенная в лесной чаще большая сеть, куда попадали птицы и мелкие звери. Особенно высокий штраф брали за кражу из перевеса ястреба или сокола, так как их приучали к охоте на птиц, а соколиной охотой обычно развлекались князья и бояре.

Большой штраф взимался за кражу бобра, на которого охотились обычно зимой, а также за разорение чужих «бортей» — ульев с дикими пчелами в дупле дерева. Леса с такими деревьями назывались бортными. Пчел обычно морили дымом, ломали дупло и вынимали соты. Пчелиный мед и воск ценились дорого. Мед заменял сахар, из него приготовляли и хмельной напиток, которым бояре, князья да и простые люди услаждались во время пиров. Из воска делали свечи, но дорогая восковая свеча была принадлежностью богатого жилища. Зажиточные люди употребляли сальные свечи, сильно чадившие и оставлявшие много копоти. В деревнях жгли лучину.

«Русская правда» дает нам возможность понять отношения между феодалами — князьями и боярами — и народом. Князья и бояре господствовали над остальным населением — крестьянами и горожанами-ремесленниками. В каждом княжестве (как тогда говорили — «земле») княжил свой род. Князья вели между собой нескончаемые войны, а в мирное время забавлялись охотой; они же творили суд и paсправу. Князей окружали приближенные люди: конюхи, повара, ремесленники, дядька — воспитатель княжеских сыновей (как его тогда называли, кормилец) — лицо важное и почетное, хотя он иногда и был княжеским холопом.

При князе были и воины-дружинники. Сохранился рассказ, как дружинники киевского князя не захотели есть деревянными ложками, а потребовали oт князя серебряные. Князь подумал и велел сделать серебряные ложки, сказав: «С серебром и золотом я не найду для себя дружины, а с дружиной найду серебро и золото». Из дружинников выдвигались княжеские тиуны — управляющие важными отраслями хозяйства князя и его селами. Особенно высоким считалось звание конюшего тиуна, ведавшего княжескими конями, потому что князья и дружинники сражались на конях и на конях ездили в далекие путешествия. Из княжеских дружинников главным образом и вышли бояре на Руси.

Главным достоянием феодала была земля, на которой работали земледельцы — смерды. Ко времени, о котором рассказывает «Русская правда», князья и бояре захватили земли свободных ранее смердов.

«Русская правда» ярко рисует бедственное положение смерда, сидевшего на чужой земле. Князь пользовался трудом смерда при его жизни и имел право на его имущество после смерти. «Русская правда» устанавливала: если смерд умрет, не оставив сыновей-наследников, то его имущество достанется князю; если же осталась незамужняя дочь, то для неe выделяется только часть наследства. А следующая за этой статья «Русской правды», как бы подчеркивая, что в таком униженном положении находятся только смерды, гласила, что после смерти боярина или дружинника его имущество переходит к сыновьям или дочерям, но не к князю. Подробно рисует «Русская правда» положение другого зависимого человека — закупа. У закупа нет своего хозяйства. Он возделывает господскую землю при помощи господских же земледельческих орудий — плуга и бороны.

Если закуп сломает эти орудия, то он обязан за них уплатить господину; если закуп не загонит скотину во двор, не затворит ворота или если скотина погибнет в поле во время работы, то вина также лежит на нем. Если закуп убежит от господина, то по возвращении его хозяину он становится полным рабом.

«Русская правда», впрочем, делает оговорку, что закупа нельзя порабощать, если он к князю или судьям бежит, «обиды деля своего господина» (т. е. жаловаться на господина). Но кто докажет, да и как доказать, что закуп имел право бежать от господина? Ведь та же «Русская правда» говорит, что господин прав, если «бьет закупа про дело». Там же есть оговорка, что господин должен заплатить закупу, если он побил его в пьяном виде «без вины». Но кто докажет вину господина!

Всего труднее жилось холопам — рабам. Их в Древней Руси было меньше, чем смердов. Холопами становились прежде всего дети холопов. Иногда свободные люди вынуждены были продавать себя в холопство. Холопом становился и тот, кто брал на себя заведование княжеским или боярским хозяйством, тиуном или ключником, не договорившись, что он остается свободным. Холоп был полной собственностью господина, и «Русская правда» грозит строгими наказаниями тем, кто поможет бежать холопу, укажет ему путь при побеге.

«Русская правда» в первую очередь охраняла княжеские интересы. Князь мог отдать имущество неугодного ему человека на «поток и разграбление». В его казну шли штрафы с населения, взимавшиеся по суду. За убийство княжеского тиуна «Русская правда» устанавливает штраф в 80 гривен, а за убийство смерда или холопа, работавшего в княжеском хозяйстве — только 5 гривен.