Смекни!
smekni.com

Политическое развитие России в 1991-2004 гг (стр. 8 из 9)

Горящий в день выборов Манеж дал тревожный фон триумфальным выборам Путина. Есть знание и ощущение, что времени на бесплодные маневры у власти не остается и что президенту придется-таки поработать на историю. У нас еще есть шанс не умереть от скуки.

б) Россия выбрала себе нового президента.

Все главные политические события 2004 года в России случились после 14 марта.

Первое не таило в себе абсолютно никакой интриги: Владимир Владимирович Путин, как и предполагалось, легко и непринужденно переизбрался на второй президентский срок. Отсутствие интриги объяснялось главным образом отсутствие реальной альтернативы действующему главе государства. И вины Путина в этом не было и нет. За кого еще должен был отдать голос уважающий себя избиратель, если помимо президента в бюллетенях значилось два кандидата на букву «М», два на – букву «Х»,а один вообще на «Г»?

Второе событие – назначение нового состава правительства – нового состава правительства – на протяжении последних недель, наоборот, обещало самым интригующим. Хотя бы потому, что назначение Михаила Фрадкова никак не прояснило, что же будут делать всенародно избранный президент и назначенное им правительство в следующие четыре года.

После обнародования персонального состава кабинета стало понятно, что Владимир Путин собирается по полной программе использовать на тот момент формально еще не выданные ему мандат всенародного доверия.

Новая структура правительства едва ли тянет на полноценную административную реформу, однако очевидно укрепляет влияние президента на правительство. Причем простым и опробованным уже на губернаторах способом. Практически все старые министры – кроме Алексея Кудрина, Германа Грефа и Алексея Гордеева – из первых лиц превращаются во вторых (замов и глав агентств при министерствах). То есть за ними остается оперативное управление отраслями (в том числе отраслевой люббизми даже контроль над внутренними финансовыми потоками), однако «политическую» площадку в виде министерской трибуны и места в зале заседаний правительства (то есть «большой» государственный люббизм и контроль над основными финансовыми потоками) у них отбирают. И отдают малоизвестным и абсолютно контролируемым людям, которые идеально подходят для того, чтобы проводить решения «сверху» и надзирать за их выполнением. Ну и, понятно, «нести персональную ответственность».

Примерно так же из «старого» Совета Федерации выводили губернаторов и глав региональных заксобраний: по одному, без лишнего шума. А на их место приходили тихие и незаметные «представители» регионов. В итоге СФ получился на редкость послушным и скучным. Таким, видимо, вскоре станет и кабинет министров. Показательно, что его первое заседание, посвященное обсуждению президентского указа о реформе правительства, длилось всего 40 мин. Видимо, министры уже поняли: указы, как и приказы, не обсуждают.

Архитектурная вертикаль власти

Владимир Путин

президент РФ

Михаил Фрадков

председатель правительства РФ

Александр Жуков Дмитрий Козак

Заместитель председателя руководитель аппарата

правительства РФ правительства-министра РФ

Михаил

Зурабов

Министр здравоохранения и социального развития

Юрий

Трутнев

Министр природных ресурсов

Александр

Соколов

Министр культуры и информации

Сергей Лавров

Министр иностранных дел

Игорь Левитин

Министр транспорта и связи

Юрий Чайка

Министр юстиции

СергейИванов

Министр обороны

Алексей Кудрин

Министр финансов

Рашид

Нурга- лиев

Министр внутрен- них дел

Сергей Шойгу

Глава МЧС

Герман Греф

Министр экономии ки и торг овли

Викто Христе нко

Министр промышл енности и энергети ки

Алекс-ей Гор еев

Министр с\х и рыболов ства

Андрей Фурсенко

Министр образования и науки

Геннад- ий Букаев (экс-министр по нало гам и сб орам)-гендирек тор Феде ральной налогов- ой службы с составе Минфи- на

Борис Алешин

(экс-вице премьер) гендирек тор Феде рального агентства по пром ышленно сти в со ставе Минпро мэнергет ики

Игорь Юсуфов

(экс-мин истр энер гетики)- гендирек тор Феде рального агентства по энерге тике в со ставе Минпром энергети-ки

Алексан др Румянц- ев

(экс-мин истр по атомной энергети-ки)-генде ректор Федераль ного аген тства по атомной энергети ки в со ставе Минпром энергети-ки

Галина Карело ва

(экс-вице премьер) заммини стра здра воохран ения и соц развития

Сергей Франк

(экс-министр транспор та)-генди ректор Федерал ьного агентства

морского и реечно- го трансп орта в составе Минтран связи

Алекса ндр Поч инок

(экс-мин стр труда и соц. развит-ия)-Аген тство тру ла и занятос ти

Михаил Лесин (экс-мин истр печ ати)-ген директор Федераль ного аген тства по печати и массов-ым ком-муникац- иям в составе Минкуль туры и массов-ым коммуни кациям

Михаил Швыдк ой

(экс-мин истр культу- ры)-генд иректор по культуре в составе Минкуль туры и массов-ых коммуни каций

Леонид Рейман

(экс-министр связи)- первый заммини страт ран спорта и связи

Владимир

Филиппов

(экс-министр образования) гендиректор федерального агентства по образованию в составе Минобразов ания и науки

Владимир Яковлев

(экс-вицепр емьер)-полп ред президе нта в ЮФО

Игорь Иванов

(экс-минис тр иностран ных дел)- секретарь Совета безо пасности РФ

Вадим Морозов

(экс-минис тр путей со общения)- вице-прези дент ОАО «РЖД»

Юрий Шевченко

(экс-минис тр здравоох раниения)- президент Националь но-хирурги ческого цен тра имени Н.И. Пиро гова

Фарит

Газизул- лин

(экс-минис тр имущес твенных отношений)

Станислав Ильясов

(экс-министр по делам Чечни)

Виталий Артюхов (экс-министр природных ресурсов) Владимир Зорин (экс-министр по национальн ой политики)

Илья

Южанов

(экс-министр по антимонополь ной политике)

Руководить правительством будут три человека, функции и роли которых тоже уже ясны и вполне соответствуют поставленной цели – абсолютной управляемости.

Председатель президента Михаил Фрадков больше похож на «зиц-председателя». Эта должность хорошо сочетается с предложенным им же самим образом правительства как «некой пирамиды»: сразу вспоминаются «Чары», «МММы» и прочие печально известные пирамидальные структуры, никогда не обходившиеся без такого рода постов. Судя по всему, на него ляжет политическая ответственность за деятельность кабинета: «если что не так», на Михаила Ефимовича спишут все.

Александр Жуков будет «интегратором» (термин Фрадкова), то есть сосредоточит в своих руках реальные рычаги управления. Иными словами, ответит за техническую реализацию процесса работы кабинета.

Третий «топ» - Дмитрий Козак – в качестве «ока государства» станет осуществлять надзор за деятельностью правительства и отвечать будет только лично перед президентом.

Если наблюдать за процессом извне – налицо внешнее сходство с западными моделями исполнительной власти. Там министр – сугубо политическая фигура, а не узкий «профи» ( в идела такой «политрук», как этот часто бывает на Западе, в разное время может возглавлять самые разные ведомства – от МИДа до Минздрава). «Профессиональные» же назначенцы сосредоточены на уровне служб и агентств – на Западе они даже не уходят в отставку вместе с кабинетом: чистые «технари», никакой политики.

в) Тусовка кадров

Правда, при более внимательном рассмотрении оказывается, что «западная система» обладает вполне «нашими» чертами. Начнем с того, что, по подсчетам бывшего касьяновского советника Михаила Делягина, взамен упраздняемых в ходе реформ 24 старых ведомств (13 министерств, 2 госкомитета, 1 федеральная комиссия, 4 федеральные службы и 4 российских агентства) создается 42 новых ( 5 министерств, 17 федеральных служб и 20 федеральных агентств). А это, как полагает политолог Дмитрий Орешкин, означает лишь одно: «Начальников, а вместе с ними персональных машин, мигалок и прочих спецблаг точно станет еще больше». И к эффективности работы все это имеет весьма и весьма условное отношение. Да и сам принцип подбора кадров, в результате которого почти все министры касьяновского кабинета получили вполне самодостаточные федеральные службы (см. схему «Архитектурная вертикаль власти»), несколько снижает впечатление от произведенной «революционной» перетасовки.

Кроме того, в схеме присутствуют и классические российские «разводки». Для министров дополнительным дисциплинирующим фактором будет «дыхание в спину». Вновь назначенные директора федеральных агентств и замминистры – сами еще недавно министры и даже вицепремьеры (например, Галина Карелова или Борис Алешин) – с большой охотой «подышат в спину» своим новым начальникам. А тем, в свою очередь, придется иметь в виду, что «бывшие» будут всегда готовы к занятию утерянных аппаратных позиций. Это значит, что среди вновь назначенных незаменимых точно не будет. Тем более что на практике министрам-новичкам будет очень непросто «рулить» белодомовскими старожилами.