Смекни!
smekni.com

Чеченский кризис.1991-н.в (стр. 2 из 3)

При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы деньги тратились не на восстановление республики, а на подготовку и оснащение новой армии.

Попытка остановить развал страны дала неоднозначный результат. Руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Однако в ходе военной кампании было доказано не только то, что сецессия (выход отдельного региона из состава страны) возможна, но и то, что платой за выход является война. Это резко охладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России перестали быть влиятельной политической силой.

Затянувшийся вооруженный конфликт на Северном Кавказе подорвал популярность Президента Б.Н. Ельцина. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Все шансы выиграть их были у лидера коммунистов Г.А. Зюганова, который предлагал возврат к советским ценностям.[8]

«В январе 1997г. Масхадов победил на выборах президента чеченской республики Ичкерия. Но реальная власть в республике оказалась в руках полевых командиров, т.е. военных руководителей боевиков, пользующихся поддержкой международных экстремистских организаций. Они насаждали в Чечне террористические порядки и жестокие законы, принятые в средневековых исламских странах. С территории Чечни совершались набеги на российские регионы, захватывались заложники в ресурсы. В республике содержались тысячи рабов. Если за них не платили выкуп, то заложников жестоко истязали и убивали. Чеченские террористы организовывали взрывы в российских городах, покушения на кавказских политиков.»[9]

Новый этап военно-политического кризиса в Чечне.

Этот момент показался чрезвычайно благоприятным для авантюристов, которые не оставили замыслов изменить ситуацию на Северном Кавказе. Окопавшийся в Чечне террористический интернационал приступил к реализации планов захвата новых территорий. В 1998г. в Чечне был создан «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», провозгласивший своей целью создание «Исламского халифата на Кавказе». Резко активизировались нападения на граничащие с территорией Чечни республики и края России.

2 марта 1999г. в районе хутора Дыдукин Ставропольского края с чеченской стороны был обстрелян милицейский пост. Один человек был ранен. В тот же день чеченские боевики совершили два теракта в поселках Виноградное и Бурунный. Два милиционера получили тяжелые ранения.

5 марта в аэропорту Грозного из самолета Ту-154 был похищен специальный представитель МВД России, генерал-майор милиции Г. Шпигун, который позднее был убит.

19 марта произошел крупный теракт во Владикавказе – взрыв на городском рынке. Погибли 64 человека, более 100 получили ранения.

6 апреля в Курском районе Ставропольского края с территории Чечни был обстрелян мобильный отряд милиции. В результате теракта погибли два сотрудника милиции, один был ранен.

25 апреля в районе административной границы Ингушетии и Чечни была обстреляна мобильная группа МВД Ингушетии. В результате теракта погибли три человека.

17 мая в городке Каспийске в Дагестане был предотвращен крупный теракт. Патруль обнаружил рядом с базой пограничников, у газопровода, два радиоуправляемых взрывных устройства.

19 мая 1999г. в ходе встречи с директором ФСБ, секретарем Совета безопасности РФ В.В. Путиным Президент Б.Н. Ельцин подписал указ «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом в Северокавказском регионе РФ». Согласно указу, создавалась временная оперативная группировка численностью более 17 тыс. человек, из них на границе с Чечней – около 10 тыс. человек внутренних войск, а на случай резкого осложнения обстановки предусмотрено наращивание группировки воинскими частями Министерства обороны и подразделениями Федеральной пограничной службы численностью более 7 тыс. человек.

3 июля 1999г. Совет Федерации обсудил вопрос о положении в прилегающих к Чечне регионах. Основной докладчик – министр внутренних дел В. Рушайло сообщил о готовности наносить превентивные удары по боевикам. Пресс-секретарь Аслана Масхадова заявил, что на каждый удар чеченцы ответят десятью взрывами в России.

3-5 июля 1999г. чеченские боевики пытались атаковать заставы внутренних войск, расположенные у Копаевского гидроузла в пригороде Кизляра в Дагестане. В ответ применялось не только стрелковое оружие, но и минометы. Боевики ушли на территорию Чечни. В районе границы по скоплению боевиков численностью 150-200 человек был нанесен удар с помощью вертолетов.

2 августа 1999г. произошел бой между сотрудниками МВД Дагестана и боевиками на Гигатлинском перевале (близ селения Гигатль Цумадинского района). 3 августа 1999г. произошло боевое столкновение не перевале недалеко от селения Агвали Цумадинского района.

7 августа 1999г. началось вторжение на территорию Дагестана (Ботлихского и Цумадинского районов) отрядов под командованием Шамиля Басаева и Э. аль-Хатабба. Командиры и идеологи террористов объявили о создании независимого государства Дагестан (в состав Ботлихского и Цумадинского районов). Целью агрессии было объявлено создание «шариатского государства от моря до моря».

Премьер-министр С.В. Степашин заявил: «Пожалуй, мы действительно можем потерять Дагестан». 9 августа Ельцин отправил в отставку правительство Степашина. Исполняющим обязанности премьера был назначен В.В. Путин. В обращении по телевидению Ельцин назвал его своим преемником на посту Президента.

10 августа 1999г. Путин после встречи с Президентом сообщил, что федеральным правительством «подготовлен комплекс мер по поддержанию порядка и дисциплины в Дагестане». По его словам, период нормализации обстановки должен продлиться 1,5-2 недели.

С 10 по 26 августа на территории Дагестана велись боевые действия против террористов, которых удалось разбить и вытеснить обратно в Чечню.

Народ Дагестана выступил против вторжения – срочно сформировалось 20-тысячное народное ополчение, которое вместе с частями федеральных сил участвовало в отражении нападения на свою республику.

Тогда экстремисты взорвали мощные бомбы в Москве, Каспийске и Волгодонске. К этому времени в России изменилось отношение в проблеме Чечни, большинство политиков и граждан осознали, что мирное сосуществование с ней себя не оправдало.

Вот что говорил народный поэт Дагестана Р. Гамзатов: «Лидеры вторгшихся к нам захватчиков заявили, что они хотят освободить нас от русских, но, по-моему, они пришли освободить Дагестан от дагестанцев. И как можно говорить о ценностях ислама, придя в чужой дом с оружием в руках, да еще с бандой интернациональных террористов? …Те, кто пришел на нашу землю якобы установить ислам, не имеют с верой ничего общего. Иначе как объяснить то, что происходит сегодня в Чечне, неужели все сегодня там живут по законам шариата? Повсеместный захват людей в заложники, зверские убийства представителей международных благотворительных миссий, террористические школы, где учат только убивать, - это разве достижения ислама?»[10]

Не смирившись с поражением, террористы перешли к войне против мирного населения. 4 сентября 1999г. был взорван жилой дом в дагестанском городе Буйнакске. 9 сентября в Москве произошел взрыв жилого дома на улице Гурьянова, а 13 сентября взорван дом на Каширском шоссе. 16 сентября 1999г. террористы взорвали жилой дом в Волгодонске Ростовской области. 17 сентября премьер-министр В.В. Путин назвал заключенные в Хасавюрте мирные соглашения ошибкой. 23 сентября Ельцин подписал указ о начале боевых действий в Чечне. В октябре 1999г. российская группировка под командованием генерала Казанцева вошла в Чечню. На этот раз российская армия была лучше подготовлена к войне. Боевики несли большие потери. Грозный был блокирован и взят в январе-феврале 2000г. при прорыве из города погибло много боевиков. Но и на этот раз полностью уничтожить боевиков не удалось.

7 февраля 2000г. Грозный был взят, но боевые действия на территории Чечни еще продолжались. 20 марта 2000г. В.В. Путин прилетел в Грозный на истребителе. Это было знаковое событие для жителей республики, означающее, что фактически бандитское сопротивление в Чечне было подавлено. Начался длительный процесс восстановления нормальной жизни в республике. 12 июня 2000г. главой временной администрации Чечни был назначен Аслан Кадыров. Это был первый шаг по передаче власти в республике местным жителям и возвращению населения к мирной жизни.

Предвыборная кампания 1999г.

Параллельно событиям на Северном Кавказе в Российской Федерации разворачивалась предвыборная кампания. Пока проходила антитеррористическая операция граждане России выступали с поддержкой действий федеральных властей, несмотря на призывы некоторых политиков и общественных деятелей предоставить Чечне независимость и прекратить военные действия. Поддержка населения наглядно проявилась в росте рейтинга доверия Владимиру Путину. В августе, после того как он стал премьер-министром, его рейтинг составлял 10 %. После вытеснения боевиков из Дагестана и начала антитеррористической кампании в Чечне его рейтинг вырос до 20 % в октябре. Успешное уничтожение террористов и боевиков федеральными силами, окружение Грозного и твердая решимость руководства страны довести операцию по уничтожению бандитского государства до конца привели к росту рейтинга доверия В.В. Путину до 45 % в конце ноября 1999г.

Причины столь высокой поддержки Владимира Путина объясняются его решительными действиями по уничтожению терроризма и бандитизма на Северном Кавказе, а также активными усилиями, которые предпринимало правительство во главе с будущим Президентом по разрешению экономических проблем страны. В частности, уже осенью 1999г. была полностью ликвидирована задолженность по выплатам пенсий. Несмотря на антитеррористическую операцию в Чечне, правительству удалось несколько снизить инфляцию, стабилизировать ситуацию на валютном рынке, снизить безработицу, а также сократить задолженность по выплатам зарплаты. Но все же именно борьба с терроризмом дала Владимиру Путину столь мощную общественную поддержку, и, именно опираясь на эту поддержку, будущий Президент смог решать проблемы, стоящие перед страной.[11]