Смекни!
smekni.com

Город Сарай Бату в истории Золотой Орды (стр. 2 из 4)

II.Сарай Бату – столица золотой Орды.

На территории нашей области был построен город-столица ордынского государства Сарай Бату. Сарай Бату считался одним из крупнейших и красивейших золотоордынских городов. Руками пленных мастеров строились роскошные дворцы и мечети, закладывались сады и ковалось оружие. В многочисленных мастерских согнанные со всего света ремесленники изготавливали изящные вазы, чаши и кувшины, покрытые поливной глазурью. Здесь создавались, изуми – тельные по тонкости ткани, чудесные образцы золотых и серебряных украшений, многие другие изделия. Вскоре город Сарай Бату стал одним из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Купцы из Волжской Булгарии, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Западной Европы из далекого Египта и Индии приезжали в Сарай Бату. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел, получая от этого большие доходы. Город был огромен. Арабские путешественники, желая объехать город, выехали из одной его части рано утром и достигли другого края города ближе к ночи. В городе было 13 мечетей для сборной службы. Кроме этих, там было еще много других мечетей. В нем живут разные народы, как-то монголы – это настоящие жители страны и владыки ее; некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане; кыпчаки; черкесы; русские и византийцы; которые христиане. Каждый народ, живет в своем участке отдельно: там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Ираков, из Египта, Сирии и других мест, живут в особом участке, где стена ограждает имущество купцов.

1.Основные занятия народа: кочевое скотоводство

О занятии монголов-скотоводов мало известно, и сведения эти достаточно противоречивы. Путешественник Карпини говорил: «Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также имеют о попечении, о стадах, охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хорошие стрелки…Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Лошадей они очень берегут, мало того, они усиленно охраняют все имущество. Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах проворные и скоры ».

Кочевое скотоводство. Способы ведения скотоводческого хозяйства диктовали подвижный образ жизни. Степи Нижнего Поволжья по своим географическим условиям способствовали развитию скотоводства. Хорошие травы и незначительный снежный покров давали возможность содержать скот на подножном корму и в зимнее время. Выращивали в основном, мелкий рогатый скот, верблюдов и лошадей. Больше всего ценились лошади. Умело управлять конем могли не только мужчины, но и женщины и дети. Зимой кочевники загоняли скот в лесистые и заросшие камышом места для защиты от стужи и метелей. Ранней весной скот поили снеговой водой, летом его гнали на водопой к рекам и озерам. Скотоводы большое значение придавали воде. Законы Чингисхана угрожали смертью тому, кто загрязнял источник воды.

2.Население и язык

Основным населением городов и степи оставались половцы. Половецкий язык звучал не только в быту, но и на дворе ханов. Монгольские ханы не допускали половцев к управлению государством, считая их покоренным независимым населением. Основная масса кочевников-татар, половцев и монголов – полностью зависела от феодалов, которыми были в период Золотой Орды монгольские ханы, раздававшие лучшие земли своим сыновьям и родственникам. Вместе с этими землями и вассальную зависимость попадали и рядовые кочевники. В степи действовал феодальный закон-вся, земля принадлежит феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Крупные феодалы и рядовые жители обладали собственностью на скот, который представлял для кочевника необыкновенную ценность. Частная собственность на скота являлась одной из основ имущественного неравенства. Законы кочевников ее свято охраняли. Похищение лошади приравнивалось к самым тяжким преступлениям и каралось смертью.


3.Посев хлеба

В исходе февраля месяца по всей орде громогласно возвещают желающим делать посев, они заблаговременно приготовили все, для того нужное: ибо в такой-то день марта предположено отправиться к такому-то месту, для посева избранному. Вследствие сего объявления все желающие немедленно делают свои приготовления; насыпают семенной хлеб на повозке и отправляются с рабочим ситом, женами и детьми или только с частью семейств к назначенному месту, которое обыкновенно бывает не далее двух пути от пункта, где находилась орда во время возвещения приказа о посеве. Тут остаются они до тех пор, пока вспашут землю, посеют хлеб и окончат полевые работы, и потом уже возвращаются назад в орду. Между тем хан, подобно матери семейства, отпустившей детей своих порезвиться и беспрестанно издали наблюдающей за ними, все кружится около засеянного поля, останавливаясь то там, то сям и никогда не удаляясь от оного далее четырех дней пути. Когда же хлеб созреет, то все желающие, как сеятели, с волами, верблюдами и со всем нужным, так равно и покупатели, отправляются туда для жатвы с повозками, как бы на собственную мызу. Почва земли у них весьма плодородна. Пшеница очень крупна зерном и нередко рядится сам-пятьдесят, а просто сам-сто. Иногда жатва бывает так обильна, что не знают, куда девать хлеб, и часть его необходимости оставляют на месте.

4.Ремесло и торговля.

В XIVвеке происходил процесс оседания некоторой части кочевников. В Нижнем Поволжье образовался ряд золотоордынских городов и селений, в которых развивалось ремесло. Многие виды ремесел были заимствованы у покоренных народов. Археологические раскопки свидетельствуют о развитии гончарного ремесла. Как правило, сосуд сначала делали на гончарном круге, а потом к нему прилепляли ручку из сырой глины. После этого изделие обжигали. При раскопках в Красном Яру были найдены десятки сосудов. А в результате археологических раскопок в районе села Селитренного, на месте города Сарай Бату, обнаружили большую мастерскую по производству керамики. Раскопано несколько печей, в которых обжигалась нарядная, пестрая, радующая глаза цветная «поливная», как говорят археологи, посуда, чаши типа пиал, кувшины, светильники. Раскопана ювелирная мастерская по производству бус, перстней, браслетов, пуговиц, подвесок. Интересна конструкция печей для обжига глиняной посуды. Печь делилась на две части: в нижней разводили огонь, горячий воздух от которого через керамические трубы поступал в верхнюю часть печи-сушильную камеру, где стояли обжигаемые сосуды. В таких печах обжигали не только посуду. Археологи утверждают, что в Сарай Бату был водопровод. Вода поступала через трубы, сделанные из глины и обожженные в печах. Золотая Орда славилась не только посудой, но и изделиями из ткани, оружием, золотыми и серебряными украшениями. Расцвет ремесла был связан с жесткой эксплуатацией мастеров-рабов.

5.Военное дело

Военное дело у татаро-монголов очень хорошо развито. Государство Бату-хана имело сильную военную организацию,, основанную на строжайшей и жестокой дисциплине. Никто не смел ослушаться приказа командира. О разделении войск можно сказать так: Чингисхан приказывал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: и, говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются: точно так же, если один или двое, или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются. Другие же все, по меньшей мере, должны иметь такое: два или три лука, или, по меньшей мере, один хороший, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые. У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла, длина их стрел составляет два фута[10], одну ладонь и два пальца. Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Щит у них сделан из ивовых прутьев. Есть у них также другие стрелы для стреляния птиц, зверей и безоруженых людей, в три пальца ширины. Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их не могут найти, забирают в плен или убивают…Когда же они желают приступить к сражению, то располагают все войска так, как они должны сражаться. Вожди или начальники войска не вступают в бой, но стоят вдали против войска врагов и имеют рядом с собою на конях отроков, а также женщин и лошадей. Иногда они делают изображения людей и помещают их на людей, это они делают для того, чтобы заставить думать о большом количестве воюющих. Однако надо знать, что если можно обойтись иначе, они неохотно вступают в бой, но ранят и убивают людей и лошадей стрелами, а когда люди и лошади ослаблены стрелами, тогда они вступают с ними в бой. Укрепления они завоевывают следующим способом. Если встретится какая-то крепость, они окружают ее, мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь[11],мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома. Татаро-монголы не заключают мира ни с какими народами. Они накладывают на подчиненные народы дань. Вот в чем она заключается: «чтобы данники шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно (военная поддержка), и что бы они отдавали десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно они отсчитывают десять отроков и одного берут в свою страну в качестве рабов, и с девушками поступают также»