Смекни!
smekni.com

Народ и власть в послевоенные годы 1945-1953 гг. (стр. 4 из 5)

Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный подход Красной Армии, не только прорвали «железный занавес», но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946г. Власти развернули широкое наступление против «западного влияния» на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней.

В августе 1946г. Был создан новый журнал «Партийная жизнь», призванный взять под контроль развитие культуры, которая по мнению партийных чиновников, «страдала идеологической вялостью, проявлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), отвечающий за идеологию А. А. Жданов.

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948г. Кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

2.6 Литература

Один из первых ударов был нанесен по отечественной литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике подверглись М. М. Зощенко, А. А. Ахматова, названные в постановлении «пошляками и подонками литературы». В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует «гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность» с целью дезориентации советской молодежи, «изображает советские порядки и советских людей в уродливо-карикатурной форме», а Ахматова является типичной представительницей «чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», пропитанной «духом пессимизма и упадничества… старой салонной поэзии». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требования партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М. А. Исаковский – за пессимизм стихов «Враги сожгли родную хату». Критике подвергались драматург А. П. Штейн, писатели Ю. П. Герман и Э.Г. Казакевич, М. Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в прямые репрессии. В ходе борьбы с «космополитами» были расстреляны П. Д. Маркиш и Л. М. Квитко, велось следствие по «делу» И. Г. Эдинбурга, В. С. Гроссмана, С. Я. Маршака.

В дальнейшем были приняты и другие постановления по проблемам литературы: «О журнале «Крокодил»и мерах его улучшения» (1951г.) и др. итогом «борьбы за чистоту литературы» стало закрытие ряда журналов, запрещение лтературных произведений, «проработка», а порой и репрессирование их авторов, а главноге – застой в отечественной литературе.[13]

2.7 Театр и кино

Наметившееся в годы войны обращение к историческим традициям народов СССР, чувствам и переживаниям людей после ее окончания подвергалось критике. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждались "идеализация жизни царей, ханов, вельмож", "внедрение в репертуар пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль" и потакание "обывательским вкусам и нравам". В постановлении говорилось: "Многие драматические театры не являются на деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии и морали. Такое положение дел… не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре".

Было приказано расширить количество пьес, "посвященных пафосу борьбы за коммунизм". Однако создать такие пьесы "на заказ" было делом не простым и удач было не так много. Одним из ярких спектаклей послевоенной поры стала "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели постановки о только что окончившейся войне - "Молодая гвардия" (по роману А. А. Фадеева), "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева и др.

В эти годы на сцене Большого театра в Москве блистательно танцевала Г. С. Уланова, начала выступать выдающаяся балерина М. М. Плисецкая.

Яркими событиями в кинематографе стали фильмы С. А. Герасимова "Молодая гвардия" (в котором дебютировали И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова и др.), "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета (с яркой ролью П. П. Кадочникова), "Повесть о настоящем человеке" А. Б. Столпера. Пользовались популярностью комедии "Весна" Г. В. Александрова и "Сказание о земле Сибирской" И. А. Пырьева. Идиллическая, далекая от реальной жизни картина послевоенной сельской жизни предстала в фильме "Кубанские казаки" (режиссер И. А. Пырьев).

Как и другие произведения культуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в "безыдейности": "Большая жизнь" (2-я серия) Л. Д. Лукова, рассказывавший о трудностях восстановления Донбасса после войны (был раскритикован за "фальшивое изображение партийных работников"), "Адмирал Нахимов" В. И. Пудовкина, "Иван Грозный" (2-я серия) С. М. Эйзенштейна и др.

2.8 Музыка

В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновилось проведение декад национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певцы - И. К. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др.

Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы "Великая дружба" В. И. Мурадели, балеты "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, "Медный всадник" Р. М. Глиэра, "Семь красавиц" К. А. Караева и др.

Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи произведения критиковались за "формалистическую", "антинародную" направленность, "пренебрежение народными музыкальными традициями". В 1948 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О декадентских тенденциях в советской музыке", где огонь критики был сосредоточен на Мурадели, Прокофьеве, Шостаковиче, Хачатуряне. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой культуры.

2.9 Научные "дискуссии"

После войны развернулись оживленные творческие дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для "усиления партийной направленности науки", а отдельными ее представителями - и для сведения счетов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких "дискуссий" стало обсуждение проблем биологической науки на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 года. Т. Д. Лысенко, сделав головокружительную карьеру в 30-х гг. на критике "кулаков от науки", еще перед войной добился ареста академика Н. И. Вавилова. Теперь он критиковал других крупнейших ученых-генетиков как "мухолюбов-человеконенавистников". В результате несколько сот человек были изгнаны из Академии и лишены возможности заниматься научной деятельностью.