Смекни!
smekni.com

Масонство в XIX в (стр. 4 из 6)

Во многих христианских храмах встречаются символы, которые впоследствии стали считать исключительно масонскими.

Масонство и христианские церкви

Масонство и православная церковь

Письмо московских масонов (ответ герцогу Брауншвейгскому на его запрос о состоянии масонства в России перед проведением Вильгельмсбадского конгресса в 1782 году) содержит следующую фразу про масонские ритуалы: «сходствие их с церемониями и обрядами Церкви нашея столь совершенно и есть очевидно, что неотменно заключить должно, что и те и другие проистекают из единого источника»[источник не указан 302 ].

Тогда же сенатор и масон И. В. Лопухин в «Нравоучительном Катехизисе истинных Франкмасонов» писал о наблюдаемом им сходстве масонства и христианства.

Тем не менее в Русской Православной Церкви преобладает негативное отношение к масонству. В книге С. В. Булгакова, изданной в 1913 и переизданной Московским Патриархатом в 1993 году указано, что «Главная задача масонов - уничтожение религии и, особенно, христианства во всем человечестве и ниспровержение всех христианских законодательств. Соответственно этой задаче они и стараются развращать христиан, поддерживать философов, мыслителей и писателей, которые подрывают христианство, возбуждать недовольство народа против правительства, устраивать и поддерживать все политические беспорядки и революции.»

В 1932 РПЦЗ (Русская Православная Церковь за Границей) предала масонство анафеме.

Со стороны отдельных богословов (например, А. И. Осипов, профессор МДА) высказывалось отношение к масонству как к движению, связанному с экуменизмом.

В настоящее время Русская Православная Церковь (РПЦ МП) не выражает своей позиции по отношению к масонству.

Масонство и католическая церковь

Противостояние Ватикана с легендарными прародителями масонов [источник не указан 140 ] - тамплиерами началась ранее официальной даты создания масонства (начало XVIII века). Особое рвение в борьбе с масонством всегда проявлял Орден Иезуитов. В 1738 году папа римский Климент XII объявил интердикт масонству, что означало автоматическое отлучение римокатоликов от церкви в случае вступления их в масонскую ложу.

Французские масонские ложи отличались своей антирелигиозной направленностью. Масоны имели определённое влияние на идеи Французской революции. Присутствие членов лож в органах управления, созданных после революции, было значительным. В ходе Французской революции проводилась радикальная антицерковная политика («дехристианизация»), в том числе репрессии по отношению к католическому духовенству, в чём также обвиняют масонов, но современные историки отмечают, что масоны не играли значительной роли в период Террора.

Лев XIII в энциклике Humanum Genus от 20 апреля 1884 осудил масонство. В кодексе канонического права 1917 года было включено положение, что вступление в масонскую ложу означает автоматическое отлучение от церкви. В 1983 был принят новый кодекс, в котором масонские организации не упоминаются, что создало впечатление, будто это положение было частично ослаблено католической церковью. Однако Конгрегация Доктрины Веры в том же 1983 году выпустила заявление о том, что членство в масонской ложе по-прежнему недопустимо для католиков .

Масонство и протестантские церкви

В протестантских странах северной Европы отношение представителей христианских конфессий к масонству спокойное и взвешенное[источник не указан 194 ]. В Великобритании главой Англиканской церкви является непосредственно Британский монарх, а Великим Мастером Объединенной Великой Ложи Англии, как правило, является кто-то из королевской семьи. Многие епископы англиканской церкви были масонами. Схожая система существует и в Швеции, где король возглавляет церковь, а также покровительствует масонскому Ордену в Швеции (Шведский Устав, также исключительно христианский). Протестантские церкви, не связанные с государством, как правило отрицают любые связи с масонством.

Критика масонства

За всю историю своего существования масонство не раз подвергалось самой ожесточённой критике, более того, на данный момент можно говорить даже о существовании целой исторической антимасонской школы. В Европе подобное антимасонское движение было обусловлено прежде всего негативным отношением к масонству Католической Церкви.

История и современность

Сильным катализатором антимасонских настроений явилась французская революция 1789 года. Первыми, кто публично высказал мысль о данной революции как порождении масонского заговора, были англичанин Джон Робинсон., католический аббат Ж.-Ф.Лефранс, автор пространного сочинения "Завеса, приподнимаемая для любопытствующих, или тайна революции, раскрытая при помощи франкмасонства" (1791) и бывший иезуит аббат Огюстен Баррюэль. Последнему принадлежит четырёхтомное исследование "Мемуары по истории якобизма". Книга была опубликована в 1797-1798 годах в Лондоне, куда вынужден был эмигрировать её автор. Причиной революции, по его мнению, был тройной заговор, а именно: философов-просветителей, масонов и баварских иллюминатов.

Долгое время книга О.Баррюэля третировалась либеральной историографией как труд очевидно недоброкачественный. Однако сейчас оценка её несколько поменялась, и историки уже не стесняются ссылаться на книгу Баррюэля, признавая тем самым как ценность собранного им богатого фактического материала, так и верность отдельных наблюдений автора.

Любопытно, что другим разоблачителем "масонского заговора" и непримиримым врагом революции был также Жозеф де Местр, который считается основоположником "абсолютного теократического консерватизма" и "отцом мировой контр-революции".

Серьёзное значение в смысле борьбы с масонским засильем в общественно-политической жизни Франции этого времени имела деятельность аббата Жюля Тормантэна, открывшего в 1897 году в Париже "Антимасонскую лигу" и журнал, обличавший происки франкмасонов.

Кроме того, стоит упомянуть таких зарубежных писателей-антимасонов прошлого как Арман-Жозеф Фава, Поль Копэн-Альбанселли, де Бессонье (известный более под псевдонимом Габриэль Сулакруа), Абель Кларен де ла Рив.

В России эта конспирологическая анти-масонская линия Запада (и, естественно, в первую очередь, западного католичества) была поддержена такими авторами, как Алексей Шмаков. и Александр Селянинов., которые, будучи знакомыми с идеями европейских контр-революционеров, не только пересказали их русской публике на отечественном материале, но и добавили православный элемент в теологическую канву анти-масонской полемики. Но наиболее яркой фигурой (по меньшей мере, судя по влиянию его откровений на историю XX-ого века) стал Сергей Нилус, опубликовавший знаменитые "Протоколы сионских мудрецов", в которых "теория заговора" в наиболее яркой и впечатляющей форме излагалась от лица якобы самих "заговорщиков".

В целом же, в отличие от либеральной историографии, национально-консервативная мысль долгое время как бы не замечала масонства. Пересмотреть свою позицию в этом отношении её заставили революция 1905 года, созыв Государственной Думы и резко активизировавшаяся в связи с этим деятельность прозападных, либеральных сил в обществе, это привело к тому, что публикации на тему «происков масонов» стали обычными для консервативной прессы тех лет. Кроме работ в данном ключе упомянутых выше Шмакова, Селянинова и Нилуса обращают на себя внимание книги А.А.Бронзова, Н.Л. и Г. Бутми, графини С.Д.Толь (урожденной Толстой). Данные авторы единодушно отмечают антирусский, антигосударственный и шире - антихристианский, по их мнению, характер деятельности масонских лож. (Стоит отметить, что обвинения масонства в антихристианстве исходили не только из данного лагеря, например, даже такой, казалось бы, духовно близкий к либералам человек, как Николай Бердяев, и тот вынужден был частично признать антихристианскую сущность масонства. "Сейчас масонство очень разнообразно, - отмечал он (1926 г.). - Так, в странах Латинской Америки и католических: во Франции и Италии масонство, прежде всего, имеет антицерковный и антихристианский характер".)

Продолжением национально-патриотической струи в изучении или, правильнее, освещении истории русского масонства стали после 1917 года публикации ряда эмигрантских авторов Н.Свиткова (Н.Ф.Степанов), Г.В.Бостунича, Н.Е.Маркова, В.Ф.Иванова и Бориса Башилова (Борис Платонович Юркевич, 1907-1970). Научного значения эти работы не имеют, да, судя по всему, авторы их и не ставили перед собой такой цели. Наиболее интересные из них - сочинение Василия Иванова и «История русского масонства» Бориса Башилова, неоднократно переиздававшиеся в 1990-е годы. Несмотря на очевидную тенденциозность и недостаточную фундированность этих работ (а может быть, как раз вследствие этого) авторам удалось, как представляется, убедительно показать разрушительную роль деятельности ордена «вольных каменщиков» в России.

На сегодняшний день в данном направлении в России работают такие авторы как О.Платонов, Ю.Воробьевский, Ю.Бегунов, В.Острецов и др. Безусловно, стоит отметить характер их работ (как и работ многих их упомянутых и не упомянутых выше предшественников) как достаточно далёкий от научного, содержащий достаточно острые и весьма спорные доводы и мысли. Впрочем, игнорировать их вообще было бы неправильно, в частности, серьёзный историк не может не брать в расчёт некоторые результаты архивных работ данных исследователей.

Стоит добавить, что критика масонства возможна не только с конспирологически-ревизионистских позиций. Например, тема влияния масонства на революционную деятельность в царской России разрабатывалась и разрабатывается в том числе и весьма солидными историками. Из крупных исследователей, касающихся данной проблемы можно выделить, например, С.Мельгунова или В.Старцева. Кроме их работ, известными исследованиями в этой сфере также являются "Февральская революция" Г.Каткова, "1 августа 1914" Н.Яковлева и т.д.