Смекни!
smekni.com

Первые цари династии Романовых (стр. 2 из 2)

В свою очередь в Европе окончательно складывается представление о России как о могучей православной державе, наследнице Византии. Именно в Россию перевозят в это время с православного Востока церковные реликвии, спасая их от турок; сюда едут с Балкан и из Греции мастера и ремесленники.

Элементы европейской культуры начинают распространяться и в высших слоях московского общества. Однако появление иноземного платья, европейская мебель, и посуда, книги и гравюры, украсившие терема, все новшества о которых часто писали иностранные путешественники 17 века, мало влияли на традиции русского быта.

Алексей Михайлович заботился о том, чтобы его дети получили хорошее образование. Наследники знали один или два современных европейских языка, изучали риторику, философию, читали произведения античных авторов. Обязательными предметами были богословие и духовная музыка. Сыновья царя имели хорошую библиотеку, составленную из русских и иностранных книг.

В 17 в. в Европе существовало четкое разграничение занятий, манер поведения, образа жизни представителей различных сословии. Каково же было изумление иностранцев, когда в Страстную неделю Великого поста они наблюдали следующую картину: царь Алексей Михайлович шёл по улице в церковь в простой одежде, с непокрытой головой, подвязав волосы ремешком, как обычный простолюдин, московский ремесленник.


Фёдор Алексеевич Романов.

Федор Алексеевич наследовал престол в четырнадцать лет. Его представления о царской власти во многом были сформированы под влиянием одного из талантливых философов того времени Симеона Полоцкого, бывшего воспитателем и духовным наставником царевича. Недаром при возведении на престол этот юноша первым из русских царей говорил о “соблюдении общего блага” как основной цели своих деяний.

За время царствования Алексея Михайловича не раз возникал вопрос о наследований престола. В шестнадцать лет умер царевич Алексей Алексеевич. Второму царскому сыну Федору было тогда девять лет, и он не отличался крепким здоровьем.

Считается, что Федор изначально был болезненным ребёнком, да и умер он совсем молодым, в двадцать один год. Однако в раннем детстве его здоровье, по- видимому, было не столь уж плохим. Он часто сопровождал отца на охоту, в поездках на богомолье. Несчастье случилось позднее и было подробно описано современником-иностранцем.

Однажды зимой тётки и сёстры царевича захотели прокатиться в санях. Федор был не только хорошим наездником, как и многие в то время, но и страстным любителем лошадей. Он имел обыкновение смотреть, как их обучали различным “фокусам”. В этот злополучный зимний день царевич решил сам быть возницей у своих тёток и сестёр. Но людей в санях оказалось слишком много, лошадь не могла тронуться с места и, встав на дыбы, сбросила с себя седока (в те времена возница сидел верхом на лошади, а не на козлах). Федор попал под сани. После этого он долго не мог ходить, постоянно чувствовал боль в груди и спине. Даже на похоронах отца его несли на специальных носилках, сделанных в форме стула.

Было бы неправомерно полагать, что реформы Петра 1 явились чем-то совершенно новым для русского общества. Многое из того, что сделал Петр, было подготовлено или начато в краткий период правления его старшего брата царя Фёдора Алексеевича (1676-1682 гг.).

В своё время Пётр 1 в сердцах обронил фразу о том, что при его брате царский двор увлекался нарядами и лошадьми. Действительно, “немецкое платье” постепенно вводилось при дворе ещё во времена Алексея Михайловича, а Фёдор, большой любитель принарядиться, предписал сменить старую придворную одежду на кафтаны западного образца. Да и сами бояре весьма интересовались иноземной модой. Один молодой голландец записал в своем дневнике, что, пока посольство ожидало царской аудиенции, бояре с любопытством рассматривали одежду иностранцев и даже просили у них разрешения примерить европейские шляпы. Свои же высокие меховые шапки они, находясь в помещении, использовали как муфты. И всё же не смена одежды была главной приметой царствования Фёдора Алексеевича. Новый царь был слишком юн, чтобы править самостоятельно. Постепенно вокруг него сформировался кружок единомышленников, ставших ближайшими царскими советниками. Именно здесь вызревали идеи широких социально-политических реформ. Намечалось преобразование высшего административного аппарата – замена многочисленных приказов более стройной системой управления. Но главной задачей было реорганизовать армию, заменить дворянское ополчение регулярными войсками-полками нового строя.

Дума встретила реформу в штыки, обсуждение её сопровождалось бранью и затяжными спорами. Проект реорганизации армии был послан в специально созданные комиссии, где были не только представители центральных учреждении, но и городового дворянства. Многие преобразования упирались в устаревшую систему “местничества”, которая не позволяла продвинуться по службе талантливым, величайшим достижением семилетнего правления Фёдора Алексеевича.