Смекни!
smekni.com

Ракетно-ядерная программа КНДР (стр. 2 из 3)

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что Северная Корея уже «превратила в ядерное оружие» обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании «сил ядерного сдерживания» в условиях, когда США провозгласили своей целью «уничтожение» КНДР и угрожают «превентивными ядерными ударами».

При этом дипломат отверг сообщения о приготовлениях КНДР к возобновлению ракетных испытаний как непроверенные слухи. Односторонний мораторий КНДР на испытания баллистических ракет был введён в 1999 году, в 2001-м его продлили до 2003 года. В 1998 году КНДР провела испытание баллистической ракеты, которая перелетела через Японию и упала в Тихий океан.

21 октября 2004 года тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что «разведка не может сказать, располагает ли КНДР ядерным оружием».

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия: «Мы — за шестисторонние переговоры, однако вынуждены прервать своё участие в них на неопределённый срок — до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты диалога. Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и демократии».

4.3. Международная реакция

Реальные доказательства того, что КНДР действительно осуществляет военную ядерную программу и, тем более, уже создала ядерную бомбу, однако, отсутствуют. Поэтому полагают, что руководство КНДР таким заявлением просто намеревалось продемонстрировать, что оно никого не боится и готово противостоять потенциальной угрозе со стороны США — в том числе ядерным оружием. Но поскольку северные корейцы не представили доказательств его существования, то российские эксперты сочли это заявление очередным проявлением политики «шантажа с элементами блефа». Что касается МИД РФ, то его представители назвали отказ КНДР от участия в шестисторонних переговорах и намерение наращивать ядерный арсенал «не соответствующими выражаемому Пхеньяном стремлению к безъядерному статусу Корейского полуострова».

В Южной Корее в связи с заявлением КНДР было созвано срочное заседание Совета безопасности страны. Южнокорейский МИД призвал КНДР «возобновить участие в переговорах без каких-либо условий».

Государственный секретарь США Кондолиза Райс заявила, что если информация о наличии у КНДР ядерного оружия подтвердится, то это «лишь усилит изоляцию этой страны». Позднее она добавила: «Мы надеемся, что шестисторонние переговоры ещё состоятся и на них мы сможем решить проблему».

Премьер-министр Японии Коидзуми заявил, что японцы «будут и дальше убеждать КНДР, что отказ от ядерного оружия послужит их собственному благу».

Заявления КНДР не вызывают доверия уже хотя бы потому, что, по подсчётам Южной Кореи, КНДР уже не менее десяти раз в разной форме признавала наличие у них ядерного оружия.

Тем не менее, слова Пхеньяна заставили США активизировать попытки побудить страны-участницы шестисторонних переговоров оказать скоординированное давление на КНДР, чтобы заставить ее вернуться к переговорам и занять на них конструктивную позицию — то есть отказаться от всех ядерных программ — как военных, так и мирных. В противном случае США угрожали рассмотреть «иные варианты» давления на Пхеньян.

Так, например, государственный секретарь США Кондолиза Райс в марте 2005 года предложила КНР оказать экономический нажим на Пхеньян путём прекращения поставок нефти и угля, что было бы равносильно торгово-экономической блокаде. По оценкам экспертов, доля КНР в оказании Северной Корее экономической помощи составляет, по разным данным, от 30 до 70 %.

Южная Корея была против того, чтобы прибегать к санкциям и отказываться от оказания КНДР гуманитарной помощи или от совместных экономических проектов. Официальный представитель правящей партии «Уридан» даже потребовал от США предоставить доказательства своих обвинений в том, что КНДР экспортирует ядерные материалы, либо прекратить «заниматься пропагандой», поскольку такая политика может вызвать серьезные проблемы между Южной Кореей и США.

Кстати, оказалось, что США исказили данные, которыми они ранее предоставляли другим странам в отношении северокорейской ядерной программы. В частности, в начале 2005 года США проинформировали Японию, Южную Корею и Китай о том, что КНДР поставила в Ливию гексафторид урана — исходный материал в процессе обогащения урана, который может быть использован и для создания боевого ядерного заряда. Однако, как сообщила газета «Вашингтон пост», КНДР на самом деле поставляла гексафторид урана в Пакистан — не зная о его дальнейшей переправке в Ливию.

Единственное, что могла сделать Япония, — перекрыть поток валютных поступлений в КНДР от живущих в Японии корейцев. КНДР, по-видимому, этого не опасалась — и более того, 22 марта 2005 года Пхеньян сам пошёл в наступление, потребовав исключить Японию из участия в шестисторонних переговорах, поскольку Япония «полностью следует американской политике и не вносит какого-либо своего вклада в переговоры».

Одновременно КНДР поспешила выразить свою солидарность с Сеулом, отношения которого с Японией резко испортились из-за территориальных претензий Японии на южнокорейский остров Токто.

4.4. Возобновление переговоров

В июле 2005 года после длительных неофициальных консультаций КНДР согласилась вернуться за стол шестисторонних переговоров по своей ядерной программе в Пекине. В качестве условия КНДР выдвинула одно требование — чтобы США «признали Северную Корею в качестве партнёра и относились к ней с уважением».

Четвёртый раунд переговоров прошёл в июле-августе 2005 года, пятый — 9-11 ноября.

В ходе пятого раунда переговоров Северная Корея заявила о готовности приостановить испытания ядерного оружия. Пхеньян пообещал отложить испытания ядерного оружия в качестве первого шага в рамках программы постепенного превращения Корейского полуострова в безъядерную зону.

Однако после того, как 10 декабря 2005 года посол США в Сеуле Александр Вершбоу сказал, что коммунистический строй в Северной Корее можно назвать «криминальным режимом», КНДР заявила, что рассматривает слова американского посла как «объявление войны», и призвала Южную Корею выслать Вершбоу из страны. Пхеньян также заявил, что высказывание посла способно свести на нет все достигнутые ранее договорённости относительно ядерной программы КНДР.

Уже 20 декабря 2005 года Центральное телеграфное агентство Кореи сообщило, что Северная Корея намерена активизировать ядерные разработки на основе графитовых реакторов, с помощью которых можно получать оружейный плутоний. Власти Пхеньяна объяснили свои действия прекращением в 2003 году программы строительства АЭС на двух легководных реакторах в Синпхо (восточное побережье КНДР) международным консорциумом «Организация содействия развитию ядерной энергетики Корейского полуострова» (КЕДО) под эгидой США: «В условиях, когда администрация Буша прекратила поставку легководных реакторов, мы будем активно развивать самостоятельную ядерную энергетику на основе графитовых реакторов мощностью 50 и 200 мегаватт». Одновременно Северная Корея планировала построить собственный ядерный реактор на лёгкой воде и реконструировать два завода, которые смогут производить большое количество ядерного топлива.

Этим заявлением КНДР фактически денонсировала свои прежние обещания отказаться от всех ядерных программ в обмен на гарантии безопасности и экономическую помощь.

Заявление явилось реакцией на введение США санкций против северокорейских компаний, которые были обвинены в поставках ракет и изготовлении фальшивых долларов, а также на принятие ООН резолюции по правам человека в КНДР.

5. Возобновление испытаний ракет

3 марта 2005 года опубликовано заявление МИД КНДР, согласно которому КНДР более не считала себя связанной мораторием 1999 года на испытания баллистических ракет средней дальности, который был введён в период переговоров с администрацией президента США Билла Клинтона в обмен на экономическую помощь.

В 1998 году Северная Корея произвела запуск баллистической ракеты средней дальности «Тэпходон-1». По официальной версии, она вывела на орбиту первый северокорейский спутник. А по американским данным, ракета, пролетев над Японией, упала в море в нескольких сотнях километров от побережья Аляски.

«Диалог с США прекратился в 2001 году с приходом к власти администрации Буша, а это означает, что мы вправе возобновить испытания ракет», — заявил представитель МИД КНДР.

14 июня 2006 года американские СМИ со ссылкой на источник в администрации президента США заявили, что на спутниковых фотографиях хорошо виден пусковой комплекс на территории КНДР, на котором, как утверждается, ведётся подготовка к запуску ракеты «Тэпходон-2», которая может достичь западного побережья США.

5 июля 2006 года Северная Корея произвела запуск сразу нескольких ракет — от семи до десяти, по разным источникам. Все ракеты упали в международных водах. По сообщениям, некоторые из них упали в нескольких десятках километров от морских границ России, в российской экономической зоне.

5 апреля 2009 года с территории КНДР была запущена ракета Ынха-2 (Млечный путь — 2), по официальной версии с искусственным спутником Кванмёнсон-2. Согласно северокорейским сообщениям, спутник был выведен на эллиптическую орбиту с наклонением 40,6 градусов, перигеем 490 км и апогеем 1426 км и транслирует «Песни о полководце Ким Ир Сене» и «Песни о полководце Ким Чен Ире». Внешние источники появление нового спутника на околоземной орбите не зафиксировали.