Смекни!
smekni.com

Открытие Сибири. Поход отряда Ермака в Сибирь (стр. 2 из 2)

К концу 1583 г. положение у ермаковцев ухудшилось. Сражения и стычки с неприятелем приводили к невосполнимым потерям. Заканчивались боеприпасы, и казаки теряли преимущество в огнестрельном оружии.

В Москве о «сибирском взятии» узнали летом 1583 г., когда туда прибыли казачьи послы во главе с Черкасом Александровым. Иван IV по достоинству оценил это известие и отдал приказ о подготовке похода в Сибирь правительственных войск.

Отряд стрельцов под командованием С. Болховского прибыл осенью 1584 г. Но ожидаемой помощи казаки не получили. Неподго­товленные к сибирским морозам, почти все стрельцы погибли от хо­лода и голода в суровую зиму 1584-85 гг. Да и самих казаков к весне осталось не более двух сотен. Этими обстоятельствами воспользовались татары под командой Карачи, они заблокировали лагерь казаков. Только к лету казакам удалось снять осаду и отбросить татар. Пресле­дуя татар, Ермак с частью казаков отправился вверх по Иртышу. На обратном пути к Кашлыку казаки, заночевавшие в устье речки Вагай, были внезапно атакованы Кучумом. Нападение произошло в ночь на 6 августа 1585 г. Большинству казаков удалось бежать. Но Ермак, прикрывая отступление своих товарищей, погиб в схватке с татарами. Он утонул в водах Иртыша.

Потеряв своего предводителя, казаки поспешили вернуться в Россию. Атаман Матвей Мещеряк вывел из Сибири оставшихся в живых 90 чел. казаков. Большую часть ермаковцев навсегда «упокои­ла сибирская земля.

Посланный из Москвы в Сибирь летом 1585 г. отряд воеводы И.

Мансурова разминулся с казаками. Не обнаружив в Кашлыке казаков, Мансуров отошел к устью Иртыша, где построил Обский городок, ставший на время опорным пунктом русских В Зауралье.

Хотя после ухода ермаковцев Кучум сумел обосноваться в Кашлыке, долго он там не смог находиться, т.к. сторонники Сеид-хана (тайбугинцы) отбили Кашлык у Кучума, а он вновь с остатками своего воинства бежал в Барабинские степи.

Покорение западносибирских племен

Получив от казачьих послов известие о богатствах Сибири, правительство всерьез взялось продвижением на восток. Уже в 1586 г. (при царе Федоре Ивановиче) в Сибирь было отправлено новое войско во главе с воеводами В. Сукиным и И. Мясным, в состав, которого влились остатки казачьего отряда с атаманами Мещеряком и Алек­сандровым. Отряд основал Тюменский острог. Новый подход в поли­тике правительства в Сибири проявился в том, что участники отряда отправились на постоянную сибирскую службу: многие из них в Тюмени «поставшиа домы себе».

На следующий год еще один отряд под командой стрелецкого головы Д. Чулкова воздвиг в 15 верстах от Кашлыка Тобольский острог, ставший впоследствии на десятилетия центром Сибири. В том же 1587 г. был пленен и отправлен в Москву последний сибирский пра­витель - Сеид-хан. Можно считать, что именно с этого времени юри­дически Западная Сибирь входит в состав России. В некоторых рай­онах Сибири местные племенные вожди - «князцы» не подчинялись Москве. «Немирный» мансийский князец Алегерим оказал сопро­тивление еще казакам Ермака. В 1593 г. воеводы Траханиотов и Гор­чаков получили задание взять земли князька, захватить его и еще пять-шесть «лучших» его людей, повесить их, а «черных» людей об­ласкать и обнадежить, чтобы жили никого не опасаясь и платили ясак. После успешного похода был построен в центре мансийских земель: Пелымский острог.

В землях хантов также не было спокойно, но здесь был союзник в лице князька Ичигея, с помощью которого русские разгромили Кон­дийское княжество, а в 1593 г. Построили в этих землях городок Березов, позднее (1594) – Сургут. Другой хантыйский князец Бардак добровольно признал русское подданство. В верховьях Оби русские разгромили «пегую орду» - племенное объединение селькупов во главе с князем Воней. На вновь присоединенных землях был поставлен в 1595 г. Нарым, в 1586 г. – Кетск. Основав в это же время Обдорский городок, русские стали собирать язык с окрестных «самоедов».

На юге Западной Сибири необходимо было «добить» кочующе­го по барабинским степям Кучума и возложить дань на томских и кузнецких татар. К 1598 г. было сломлено сопротивление Кучума и вскоре он погиб: то ли от рук бухарцев, то ли от рук ногайцев. В 1604 г. отряд русскихслужилых людей из Сургута поднялся по Оби и «поставил» в нижнем течении реки Томи город Томск, ставший важней­шей опорной базой русского освоения среднего Приобья.

Двигаясь вверх по течению Томи, томские служилые люди в 1618 г. Поставили в землях «кузнецких татар» Кузнецкий острог. Позднее, на Чулыме, строятся небольшие Мелесский и Ачинский острожки, а на самой Оби, ближе к степи - Чатский острожек.

К началу XVII в. почти вся территория Западной Сибири от Обской губы на севере до Тары и Кузнецкого острога на юге была подчинена русскими и вошла в состав Московского государства.

Бросая ретроспективный взгляд на «сибирское взятие», возни­кает мысль о стремительности присоединения западносибирских зе­мель к России. В действиях русских в Сибири можно выделять ряд факторов, которые обусловили натиск России на восток.

Это, прежде всего, желание заполучить как можно больше пуш­нины. «Мягкую рухлядь» хотело получить государство в качестве экспортного товара, чтобы иметь в обмен иностранную валюту. Пуш­нина была источником обогащения и для частных предпринимателей - «промышленников».

Значительную роль сыграла потребность государства в драго­ценных металлах и камнях, которых в XVI в. в России не добывали. Дело доходило до того, что выменивая у иностранных купцов сереб­ряные деньги (например, немецкие гульдены), потом их переплавляли и чеканили из них русские рубли, называемыми «ефимками». Прави­тельство в наказах сибирским воеводам предписывало вести поиски золотых и серебряных руд и драгоценных камней.

Была причина, лежащая в исторической памяти русского народа, помнящего золотоордынское иго и желающего отомстить «всем, татарам». После того, как России подчинились Казанское и Астрахан­ское ханства, наступает очередь Сибирского. В стремлении подчи­нить России все татарские земли, царь находит живую поддержку у собственного народа, который видит в богоизбранном царе защитника святой Руси от «басурман». Кроме того, сибирское ханство, признав в 1557 г. свою зависимость от Москвы, позднее при Кучуме, не только нарушило вассальные обязательства, но реально начало войну против России. Естественно, вассала, изменившего сюзерену, необходимо было наказать.

Молодая великорусская народность стремительно развивалась вширь, вовлекая в свою орбиту новые земли, что характерно для сильных этносов. Отнюдь не случайно, российскую цивилизацию на­зывают «пространственной, экстенсивного типа развития». Русский человек, чтобы получить свой прибавочный продукт должен был все время осваивать все новые и новые земли, логически установив гра­ницу у берегов Тихого океана.