Смекни!
smekni.com

Крымская война непосредственные причины (стр. 2 из 3)

Русские положительно отреагировали на условия Венской ноты и согласились на освобождения Молдавии и Валахии от своих войск. Это доказывает невоенные намерения России при вторжении. Она добилась незначительной защиты Святых Мест и была, по крайней мере, успокоена, если не удовлетворена. Россия бы и дальше делала дипломатические отступления, когда сталкивалась с сильной оппозицией. Но, к сожалению, в октябре 1853 г султан отклонил ноту и объявил войну России вследствие того, что Стратфорд уверил султана в британской поддержке и по ряду других причин. Султан хотел мести, к тому же он был уверен в поддержке его Великобританией. Если в прошлом державы использовали бы объединенную силу, чтобы продемонстрировать их убеждения султану, то сейчас не было ничего подобного для решения проблемы. Державы считали, что ноты достаточно, кроме того, они были не в состоянии сотрудничать между собой на тот момент по множеству причин:

· Австро-Венгрия не хотела участвовать в спорах с крупными державами и решила оставаться на нейтральной стороне. Ее больше беспокоило расширение Пруссии и итальянские восстания. Она опасалась потери своих итальянских земель

· Австро-Венгрия и Пруссия находились во взаимном недоверии, и Пруссия расширялась

· Великобритания и Франция противостояли России

· Великобритания (под Абердином) была нерешительна

· Россия была разочарована отношением Австро-Венгрии после российской помощи в подавлении венгерского восстания в 1848 г.

Султану разрешили придерживаться своей собственной политики из-за дипломатического расстройства; также Стратфорд уверял его в британской поддержке. По чистому совпадению маленький англо-французский флот вошёл в проливы спустя несколько дней после того, как султан объявил войну России (в нарушение договора о проливах), чтобы защитить султана от внутренних восстаний. Это, казалось, подтвердило обещание Стратфорда о британской помощи. Объявление войны со стороны Турции и англо-французское присутствие в проливах привели Россию к принятию ответных мер.

Айвазовский. Синопский бой. Ночь после боя. 1853 год

В ноябре 1853 г российский Черноморский флот, базирующийся в Севастополе, и турецкий флот встретились в Синопском сражении. Турецкий флот был потоплен. Это была провокация России, у которой не было реальной причины, чтобы бояться Турции. Об этом было сообщено в британской прессе как о "резне под Синопом", что вызвало антирусские настроения крайней степени среди общественности. Всё это, также, усиливало "военную фракцию" в Кабинете Министров по необъясненным и неясным причинам. Возможно, комбинация причин была следующая: это было аргументировано тем, что:

· вероятно, долгий мир — с 1815 г — создал желание войны. Это желание вызвало патриотизм и выразило британское уверенное отношение, которое следовало из силы её экономической, территориальной и свободной торговли

· военно-морская победа под Синопом: у России был Черноморский флот, который должен был быть побеждён до выхода в Средиземноморье. Британцы считали, что военно-морской угрозе со стороны России нельзя позволять расти

· Великобритания становилась всё более зависящей от торговли, особенно с Индией и странами Востока: 1851 г уже продемонстрировал британское индустриальное преимущество в мире. Средиземноморскую торговлю и маршруты в Индию нельзя было ставить под угрозу

· В Великобритании "военная партия" росла с лета 1853 г.

Даже такие сдержанные газеты, как "Таймс", потребовали возмездия прежде, чем Россия вторгнется в Турцию. Россия же могла сделать это на всех основаниях. Требования были выполнены, а британский флот послан в проливы. Однако, Кабинет Министров был разделён на "военные" и "мирные" фракции, что приводило к нерешительности. Кларендон, британский министр иностранных дел, заявил, что Великобритания "постепенно сдвигалась к войне", - то, чего и пытался избежать Абердин . Но он был в безвыходном положении, потому что отказ в помощи Турции привёл бы к расширению российского влияния, а сама помощь - означала войну. Абердин позволял событиям развиваться самим по себе из-за бездействия в предотвращении этого. На Рождество 1853 г британское правительство осталось перед выбором.

Зимой 1853 г лорд Джон Рассел предложил реформу Билля в попытке усилить коалицию. Реформа была отклонена, а Пальмерстон отставлен, чтобы показать его враждебность парламентской реформе. Его отставка была связана с колебаниями правительства по Синопской битве, но всё было подстроено как признак неодобрения Пальмерстоном внешней политики британского правительства. Это пошло на скорую руку "партии войны" в Великобритании. Возбуждение британского правительства продолжалось до марта 1854 г, в значительной мере из-за разногласий в Кабинете Министров; в марте 1854 г Великобритания и Франция одновременно объявили войну России якобы в защиту Турции, но, в действительности, чтобы сдержать российскую экспансию.

С принятием Венской ноты сложно сказать, можно ли было избежать войны, как считал Гладстоун. Пальмерстон, вероятно, был прав: более сильные меры, предпринятые ранее, возможно, остановили бы Россию. Однако, был один фактор, вызванный в России блефом Великобритании; после неофициальных переговоров царя с Абердином в 1844 г, когда Абердин со своим сдержанным подходом сообщил царю, что Великобритания никогда не будет воевать на стороне Турции. Есть немалые аргументы, чтобы предположить, что царь Николай I только тешил себя иллюзией, что британская внешняя политика по отношению к Турции изменилась, хотя та же Великобритания могла бы рассмотреть возможность разделения Турции, чтобы решить проблему. Конечно, он предполагал, что Великобритания не будет участвовать в разрешении проблемы. После четырёх месяцев расхождений во взглядах Великобритания заявила о том, что война вызвана неправильными взглядами России. Они ожидали, что Великобритания ворвётся, когда соберётся что-либо сделать.

Это было потрясение для царя, когда он понял, что британская политика по отношению к Османской империи не изменилась.

Кто был виноват в развязывании Крымской войны?

Султан? Был ли он поощрён на действия, как эти, событиями прошлого?

Стратфорд? Стратфорд сказал, что Великобритания поможет; таким образом, султан объявил войну России, так как знал, что союзники прибудут на его спасение.

Россия? Она всегда надеялась на расширение за счёт Турции, но отступала из-за сильной оппозиции.

Великобритания? Обманчивое изменение политики Абердина, вероятно, поощрило Россию.

Франция? Наполеон III искал престиж.

Австрия? Она, возможно, сопротивлялась России и, поэтому, присоединилась к коалиции.

Позиция каждого государства понятна, хотя подобные сценарии были рассмотрены ранее. Фактически, большинство причин войны завязалось в 1839 г, нежели в 1854.

Для Великобритании Крымская война была основной частью Восточного вопроса, который не терял своей актуальности с 1780-х гг. и времён Петра. Поддержка целостности Турецкой империи стала одним из принципов британской внешней политики. В соответствии с соглашением Балты Лимана (1838) Великобритания получала широко распространенные концессии в Оттоманской Порте, которая включала (а) специальные цены на покупку большей части сырья, и (б) множество других выгод, уступок и благодарностей, что дало Великобритании очень привилегированное положение в Османской империи.

Поэтому, Великобритания ощущала важность удержания контроля над маршрутами в Средиземном море и сохранения Османской империи как барьера против российских экспансионистских тенденций. Эти соображения привели к враждебности против России. У Великобритании также была идея, защищённая Ричардом Кобденом, о том, что свободная торговля приведёт к миру во всём мире. Отмена соответствующих законов в 1846 г начала превращать Великобританию в страну свободной торговли. Поощряя другие страны встать на путь свободной торговли, Великобритания тем самым пыталась увеличить своё собственное богатство. Говорилось также, что британцы думают, что имеют "ключ цивилизации" и хотят внедрить свою политическую систему в остальную часть мира.

Однако, за этот промежуток времени, султаны, управлявшие Османской империей, учились создавать достоинства из своих слабостей. Поначалу Турецкая империя была намного слабее, вследствие лишений территорий русскими и образования независимых стран, таких, как Греция. Султан Абд аль-Маджид полагался в большой степени на иностранную помощь с целью сплотить остатки своей империи. Он позволил империи слабеть, так как история показала, что он мог всегда надеяться на помощь со стороны. Европа пожинала плоды поддержки султана.