Смекни!
smekni.com

Средневековый город в системе феодального государства (стр. 2 из 2)

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения. Особое развитие получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города.. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний, церковь выработала и своё право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик.

Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за со­бой не только рост численности и политической активности город­ского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодаль­ного хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные измене­ния в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представ­ляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сень­ору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал. В XIV—XV вв. во Франции завершилась перестройка сослов­ного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унас­ледованного еще от предыдущего периода иерархического строе­ния класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих пози­ций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых кон­фликтов.

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов, кроме того в XIV—XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия" (tiers etat), которое-то и пополнялось за счет бы­стро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев(первым сословием считалось духовенство, вторым дворянство). Это сословие было весьма пестрым по своему со­ставу и практически объединило в себе трудовое население и фор­мирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или иму­щественных прав. Они не были защищены от произвола со сторо­ны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов. Оно выступало прежде всего как совокуп­ность городских ассоциаций и пока ещё не осознало себя единой общенациональной силой.

В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у фео­далов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета. Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраня­ли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некото­рую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк). Победа французской короны над римским папством, посте­пенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровожда­лась в XIV—XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и поли­тического веса королевской власти ,и уже к началу XIV в. окончательно оформляется построен­ный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия.

Политическим выражением этого союза, в кото­ром каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты, что и по­ложило начало изменению формы государства во Франции — пре­вращению его в сословно-представительную монархию. Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Фран­ции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений, возникших и набирающих силу благодаря возникновению городов. Станов­ление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в про­тиворечие с потребностями капиталистического развития сослов­ный строй. Подавляющую массу населения во Франции в XVI—XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неод­нородным. В нем усилилась социальная и имущественная диффе­ренциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступе­нях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный ха­рактер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, оптимизации системы административного управле­ния. В период абсолютизма завершилось созда­ние централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

Использованная литература:

Карев В.В., История Средних веков., т. 2, глава 5. Sedmitza.ru (декабрь 2010).
Колесницкий Н.Д. «Феодальное государство.» М., 1967.

Люблинская А.Д. «Французский абсолютизм в первой трети XVII в.» М-Л., 1965.