Смекни!
smekni.com

История молодежного движения в России в дореволюционный период (стр. 5 из 7)

Не случайно и то, что многие отряды прокрапивинского толка создавались именно вблизи Свердловска и именно фэнами, что напрямую связано с деятельностью Крапиваина в фэндоме. Таким образом, в 80-ых годах Свердловск окончательно оформляется, как крапивинско-фэновский центр, идеологически обособленный от других центров.

Наряду с условно-позитивными, в 70-ых годах возникают направления неформального молодежного движения, имеющие, с нашей точки зрения, отрицательный знак.

Первое из них - хиппи. Неприятие окружающей действительности, а, особенно, факт ущемления свободы, тем не менее не выливался у них в какую-либо конструктивную программу. Они находили себя в странствиях по стране и просто теплых тусовках, не имеющих деловых выходов, однако, безусловной заслугой хипповской коммуны стало создание Системы, где и прозвучало впервые это понятие. Почти во всех крупных городах нашлись хиппи, согласившиеся внести свои жилые точки в “черные списки” для возможности временного “оседания” там любого члена коммуны в любое время. Таким образом, хиппи могли, не затрачивая никаких средств, путешествовать автостопом и временно жить у хозяев таких точек, которые всегда готовы были их приютить и прокормить. Правда, периодически в этой структуре возникали конфликты на почве иждивенчества.

Конец 70-х отмечается также возникновением движения панков. Нужно отметить, что первые панки по своему культурному имиджу и направленности существенно отличаются от нынешних молодежных тусовок, называющих себя панковскими. Основной их идеей было изучение и пропаганда западного образа жизни. Поскольку единственной категорией молодежи, которая могла достаточно беспрепятственно знакомиться с западным укладом, были дети дипломатов и иже с ними, они и составили поначалу основу панковского направления. Первые панки были в основном людьми достаточно высокого интеллектуального уровня, а поскольку у них были деньги, они переодически снимали на целый день какой-нибудь бар или кафе, где устраивали прозападные “чтения”. Время от времени на их тусовках появлялись “боссы”, являвшиеся агентами западных спецслужб, и приносили различные, выпущенные специально для советской молодежи брошюрки. Истерия вокруг деятельности спецслужб и “идеологической войны” была, конечно же, чрезмерно раздута, но отрицать ее наличие совсем тоже было бы неправильно. Из панковской среды вышло большинство фарцовщиков, и также в недрах панк-культуры зародился своеобразный музыкальный стиль underground, через который часть молодежи тоже пыталась выражать свой протест.

Немало споров и в печати и в разговорах прошло о сходстве и различии андеграунда и КСП. В Ленинграде на эту тему был даже снят специальный фильм “Игра с неизвестным”. Действительно, КСП-шники 70-ых - 80-ых и такие команды, как “Наутилус помпилиус”, “Кино”, “Алиса”, “ДДТ” пытались донести до аудитории примерно одно и тоже, только по-разному. Их стиль был рассчитан на разную по своему психологическому складу молодежь. Одним более романтичными казались леса и кухни, другим подвалы. А такие фигуры, как Александр Башлачев, Андрей Макаревич, Владимир Высоцкий и некоторые другие могут быть отнесены как к одним, так и к другим. Даже специальное название для них придумали - рок-барды.

В начале 80-ых возникают также молодежные организации с яркой политической окрашенностью, например, нацисты, общество “Память” и пр. Создавались они обычно людьми умными, отлично понимающими, чего хотят. Но остальной же контингент подбирался из наиболее легковнушаемой и пассионарной, по терминологии Гумилева, молодежи, и потому склонной к необдуманному экстремизму. Стараясь сохранить состав своих организаций именно такими, лидеры старались не делать их слишком открытыми в отличии от хиппов и панков.

Как ответная реакция, в стране возникло движение “красных бригад” и оперотрядов, которые подчас создавались бывшими коммунарами, интерами, крапивинистами. Создавались они под лозунгом: “А пойдем-ка набьем всем этим гадам морду.” При некоторой полезности “красных бригад” и оперотрядов мы все же не считаем их явлением ярко положительным, так как в них был ярко выраженный культ мордобоя. Впрочем, были некоторые детские десантские клубы, не сильно грешащие этим, например, тюменский “Дзержинец”, новосибирский клуб юных десантников Карема Раша и ещё некоторые другие клубы.

Итак, третья волна закончилась с окончанием времен застоя. Неожиданно в политической жизни страны произошли коренные перемены. Сначала перестройка, а потом падение СССР. Естественно, что эти перемены не могли не отразиться и на неформальном молодежном движении.

Первое, что можно отметить, как факт, это ослабление движений фэндома и КСП, так как исчез столь необходимый для них атрибут - полулегальность, хотя самоценность предметов этих движений, т.е. фантастики и авторской песни, не позволила и вряд ли когда-нибудь позволит им умереть совсем. Наоборот, даже наблюдается тенденция к трансформации фэндома и КСП из движения в массовую культуру, что повлекло за собой ряд неприятных последствий, например, массовые спекуляции и работа на потребителя. В этой связи, несмотря на вовлечение в культуру большого количества новых людей, утратился тот дух, который помогал фэнам и КСП-шникам в годы застоя ощущать себя единым целым.

Примерно то же самое произошло и с панками. Западный образ жизни, за который они боролись, теперь повсюду, поэтому движение панков трансформировалось в совершенно бесцельные тусни молодежи, жаждущей самовыражения любым способом.

Стоит также отметить, как исторический факт, прекращение существование, как государственных организаций пионерии и комсомола. Но при этом нельзя говорить об их смерти. Возможно даже, наоборот, так как этот шаг отсек от них основную массу, относившуюся к упомянутым организациям с формальной и карьеристской точки зрения. Убежденные же пионеры и комсомольцы до сих пор ещё создают подобные организации на неформальной основе.

Теперь о новых направлениях молодежного неформального движения, возникших в наше время. Первое из них - это скаутинг. Причем, следует рассматривать его в России именно, как возникновение нового движения, а не как возрождение старого скаутинга, так как в скаутинг перешли очень многие лидеры, работавшие ранее в других направления и во многом сохранившие старые традиции. Прежде всего, на рубеже 80-ых - 90-ых годов начинается массовое перетекание в скаутинг бывших крапивинистов.

Этому процессу предшествовал ряд драматических событий, которые отвернули от “Каравеллы” многих бывших почитателей. В определенный момент Крапивин решает оставить педагогическую деятельность и полностью уйти в писательскую. Он оставляет отряд на некого Ивана Тяглова, который вдруг неожиданно начинает пытаться сделать “Каравеллу” своим отрядом. Из отряда в массе выгоняются инструктора, начинается борьба с традициями. Правда, вовремя опомнившийся Крапивин собирает экстренный сбор, на который приходят все старые инструктора, и Тяглова выгоняют из отряда. Однако, грызня в “Каравелле” на этом не прекратилась. К сожалению, источники, из которых мы имеем информацию о последних событиях в “Каравелле” просили воздержаться от публикации этой информации. Но так или иначе, многие люди, считавшие до того “Каравеллу” идеалом, разочаровались в ней.

Однако число отрядов прокрапивинского толка к этому времени было уже достаточно внушительным. Последним подъемом крапивинизма, с нашей точки зрения, является попытка создания под идейным руководством “Каравеллы” системы разновозрастных отрядов АРДО (Ассоциация Разновозрастных Дружин и Отрядов), объединившей отряды крапивинского толка из Екатеринбурга, Киева, Симферополя. В скором времени после “воцарения” Тяглова в “Каравелле”, последняя выходит из АРДО и порывает всякие контакты с другими отрядами. Лидерами АРДО становятся Д.Лысенко, Ю.Безруких и А.Гончаров. Уже тогда многие из отрядов называли себя скаутскими, а после распада АРДО пошло просто-таки повальное “оскаутение” бывших крапивинистов. А бывший идейный вдохновитель не так давно написал нашумевшую статью, в которой описывает прелести скаутинга и недостатки крапивинской системы, которой, по его мнению, в принципе не существует.

Наблюдается отток в скаутинг и некоторой части коммунаров. Так, например, координатор петрозаводского Союза Скаутов “Товарищ” С.Воздвиженский сам является бывшим коммунаром.

Есть, конечно, и скаутские группы, сделанные по чисто западному шаблону. В общем, нынешние скауты разношерстны настолько, что весьма условно можно отнести их к одному и тому же направлению неформального молодежного движения. Не случайно и то, что именно среди скаутов наблюдается сейчас наибольшее количество склок, провоцируемых в основном прозападными течениями, требующими неукоснительного соблюдения каждой буквы положения и слепой веры в бога. Пожалуй, единственное, что действительно объединяет нынешних скаутов между собой, а также с дореволюционными скаутами - это культ личностной системы роста. Впрочем, ассимиляция и усреднение идут своим чередом, и, какая тенденция победит, покажет время.

Другим мощным направлением, интегрировавшим в себе многих бывших лидеров других направлений, стало движение ролевых игр. Основные источники нынешних ролевиков - это фэндом, хиппи и различные педагогические круги. Долгое время разные ветви ролевых игр развивались совершенно обособленно. Первая попытка некого грандиозного фестиваля была предпринята в 1990 году в окрестностях Красноярска, где по инициативе ряда деятелей фэндома были проведены Хоббитские Игры-90. На следующий год Хоббитские Игры, проводившиеся под Москвой, собрали гораздо большее количество народа, и этот момент можно считать началом движения ролевиков-хоббитов. В рамках этого движения можно выделить ряд подсекций в зависимости от интересов контингента: “толкинутые”, “желязнутые”, “муркокнутые” и т.д. Мы надеемся в одном из ближайших номеров “КОНТЕКСТА” опубликовать более подробный рассказ об истории хоббитского движения, написанный одним из тех людей, кто стоял у истоков.