Смекни!
smekni.com

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги (стр. 1 из 7)

Содержание

Введение

I.Разделы Речи Посполитой

II.Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги

а) Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

б) Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Ликвидация Крымского ханства

III.Итоги русско-турецкой войны 1806-1812 гг.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Россия оказывала помощь Украине, боровшейся под предводительством Богдана Хмельницкого за избавление от господства польских панов и шляхтичей. На Украине, а вслед за этим и в Белоруссии развернулась всенародная борьба против Речи Посполитой. В этой борьбе видное место отводилось Смоленску, который с 1611 г. находился под властью Речи Посполитой. Для того чтобы возвратить Смоленск и Смоленские земли, Россия сосредоточила на Смоленском направлении значительную группу войск во главе с царем Алексеем Михайловичем.

После взятия Дорогобужа и Белого в июне 1654 г. началась осада Смоленска. К русским войскам присоединился украинский 18-тысячный отряд под командованием атамана Василия Золотаренко. В ночь на 16 августа был начат штурм города, продолжавшийся 7 часов. Для штурма было использовано 4 тысячи штурмовых лестниц. Борьба за город продолжалась до начала сентября. Жители города были на стороне России, и под их давлением начались переговоры о заключении мира. Город был сдан. Польский гарнизон вышел из города, сложил оружие, знамена и был отпущен на свою родину [8, с. 98].

День 3 октября 1654 г. является днем окончательного возвращения Смоленска и смоленских земель в состав России. С освобождением Смоленска война с Речью Посполитой не прекратилась. В 1655 г. смоляне приняли участие в освобождении Витебска, Минска, Гродно и др. городов. Россия была близка к победе, но обстановка изменилась в связи с вмешательством в войну Швеции. Россия была вынуждена заключить Виленское перемирие с Речью Посполитой и в 1656 г. начать войну против Швеции, которая сумела захватить Варшаву. Участие России в войне против Швеции спасло Речь Посполитую от поражения. Затянувшаяся война истощила ресурсы враждовавших государств. В Росии начался финансовый кризис, связанный с выпуском медных денег, казна Речи Посполитой тоже была пуста. Обе стороны искали пути к перемирию [8, с. 108].

30 января 1667 г. в деревне Андрусово близ Смоленска было подписано Андрусовское перемирие, завершавшее 13-летнюю войну [5, с. 135]. Согласно ему, России возвращался Смоленск, а также все земли, потерянные во время смутного времени, в том числе Дорогобуж, Белая, Невель, Красный, Велиж, Северская земля с Черниговом и Стародубом. Кроме того, Польша признала за Россией право на Левобережную Малороссию. Согласно договору Киев временно на два года переходил Москве (России, однако, удалось оставить Киев себе по Вечному миру 1686 г., уплатив Польше 146 тысяч рублей в качестве компенсации). Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Польши [7, с. 354].

Польско-русская война 1654—1667 гг. фактически положила конец Польше как великой европейской державе, явилась фактором начала процесса вовлечения западнорусских земель в орбиту Московской Руси, ограничила распространение католицизма на Восток. Кроме того, мир с Польшей и её ослабление позволили России сконцентрировать усилия на борьбе со Швецией, Османской империей и Крымским ханством. Андрусовское перемирие устанавливалось на 13,5 лет.

В 1686 г. был заключен «Вечный мир». Договор подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 г., кроме одного: Киев уже навсегда признавался принадлежащим России [8, 112].

С польской стороны договор подписал воевода познаньский, дипломат Кшиштоф Гжимултовский, с русской — канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын. Подписание договора произошло во львовской резиденции короля Яна Собеского.

Договор закрепил за Россией Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Он послужил основой русско-польского союза в Северной войне 1700−1721 гг.

Таким образом, заключение Андрусовского перемирия и «вечного мира» были установлены новые границы между Россией и Речью Посполитой. Россия сделала новые территориальные приобретения, в том числе вернула себе утерянные в предыдущих войнах. Но тем не менее это открывало возможность для их объединения против татаро-турецкой агрессии. Как известно, больше открытых войн между двумя державами не происходило.

I.Разделы Речи Посполитой

В середине XVIII века польско-литовское государство уже не было в полной мере независимым. Оно было фактически зависимым от Российской империи. Российские императоры оказывали непосредственное влияние на избрание польских королей. Особенно ярко эта практика видна на примере избрания последнего короля Речи Посполитой Станислава Август Понятовского, бывшего фаворита российской Императрицы Екатерины Великой. Во время правления Владислава IV (1632—1648 гг.), всё чаще стало применяться правило «liberum veto». Эта парламентская процедура была основана на представлении о равенстве всех шляхтичей-депутатов сейма. Для принятия каждого решения требовалось единодушное согласие. Мнение любого депутата, что какое-либо решение повредит интересам его воеводства (зачастую подразумевались его собственные интересы), даже если это решение было одобрено всеми остальными депутатами, было достаточным, для того, чтобы это решение забаллотировать. Процесс принятия решений всё более затруднялся. «Liberum veto» также предоставляло возможности давления и прямого влияния и подкупа депутатов со стороны иностранных дипломатов [8, с. 62].

Речь Посполита сохраняла нейтралитет во время Семилетней войны. При этом, она проявляла сочувствие к союзу Франции, Австрии и России, пропуская российские войска через свою территорию к границе с Пруссией. Фридрих II принял ответные меры, заказав изготовление большого количества фальшивых польских денег, что должно было серьёзно затронуть экономику Речи Посполитой. В 1767 г. через пророссийски настроенную польскую знать и российского посла в Варшаве князя Николая Репнина Екатерина II инициировала принятие конституции Речи Посполитой, которая ликвидировала результаты реформ Станислава II Понятовского (1764 г.). Также был созван, так называемый репнинский сейм, работавший под фактическим контролем и на условиях, продиктованных Репниным. Репнин также приказал арестовать и выслать в Калугу некоторых активных противников своей политики, таких как Юзеф Анджей Залуский и Вацлав Ржевуский. В новой конституции были закреплены законом все порочные практики прошлого, в том числе, «liberum veto» (в части, именуемой кардинальные законы). Речь Посполита была вынуждена опереться на поддержку России для защиты от усиливающегося натиска со стороны Пруссии, которая желала аннексировать северо-западные районы Польши, дабы соединить свои западную и восточную части. В этом случае, Речь Посполита сохранила бы выход к Балтийскому морю только в Курляндии и на северо-западе Литвы [8, с. 85-92].

Репнин потребовал свободы вероисповедания для православных и протестантов, и в 1768 г. некатолики были уравнены в правах с католиками, что вызвало негодование среди католических иерархов Польши. Такую же реакцию вызывал сам факт вмешательства во внутренние дела польско-литовского государства, что привело к войне, в которой силы Барской конфедерации сражались против войск России, польского короля, восставшего православного населения Украины (1768 – 1772 гг.). Конфедерация также обратилась за поддержкой к Франции и Турции, с которой Россия в это время находилась в состоянии войны. Однако турки потерпели поражение от русских войск, помощь Франции оказалась несущественной и силы конфедерации были разгромлены русскими войсками Кречетникова и польскими королевскими войсками Броницкого [9, с. 54-58].

Соседи Польши, а именно, Пруссия, Австрия и Россия, подписали секретное соглашение о сохранении неизменности законов Речи Посполитой. Этот союз позже стал известным в Польше как «Союз Трех Черных Орлов» (на гербах всех трёх государств был изображен чёрный орёл, в отличие от белого орла, символа Польши).

Первый раздел Речи Посполитой

19 февраля 1772 г., в Вене была подписана конвенция о разделе. Перед этим, 6 февраля 1772 г. в Санкт-Петербурге было заключено соглашение между Пруссией и Россией. В начале августа российские, прусские и австрийские войска одновременно вошли в Польшу и заняли области, распределённые между ними по соглашению [7, с. 380].

Силы Конфедерации, исполнительный орган которой был вынужден покинуть Австрию после того, как та присоединились к прусско-российскому союзу, не сложили оружие. Каждая крепость, где располагались её воинские части, держалась максимально долго. Так, известна оборона Тынца, которая продолжалась до конца марта 1773 г., а также оборона Ченстоховы, возглавляемая Казимежем Пуласким. 28 апреля 1773 г. российские войска под командованием генерала Суворова взяли Краков. Франция и Англия, на которых возлагали надежды конфедераты, остались в стороне и выразили свою позицию уже постфактум, после того, как раздел произошёл.

Конвенция о разделе была ратифицирована 22 сентября 1772 г. В соответствии с этим документом Россия завладела частью Прибалтики (Ливония, Инфлянты), до этого находившейся под властью Польши, и Белоруссией до Двины, Друти и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля. Под власть российской короны перешли территории площадью 92 тыс. км² с населением 1 млн 300 тыс. человек. Пруссия получила Эрмланд (Вармию) и Королевскую Пруссию (позже ставшую новой провинцией под названием Западная Пруссия) до реки Нотеч, территории герцогства Померания без города Гданьск (Данциг), округа и воеводства Поморское, Мальборское (Мариенбург) и Хелминское (Кульм) без города Торн (Торунь), а также некоторые районы в Великой Польше. Прусские приобретения составили 36 тыс. км² и 580 тыс. жителей. К Австрии отошли Затор и Освенцим, часть Малой Польши, включающая южную часть Краковского и Сандомирского воеводств, а также части Бельского воеводства и вся Галиция (Червонная Русь), без города Кракова. Австрия получила, в частности, богатые соляные шахты в Бохне и Величке. В общей сложности, австрийские приобретения составили 83 тыс. км², и 2 млн 600 тыс. человек [9, с. 62-64].