Смекни!
smekni.com

Правовая защита авторского права и смежных прав (стр. 2 из 3)

в) специального упаковочного материала (термоусадочный целлофан), а также приспособлений для «закатки» видеокассет (может быть использован и простой утюг!);

г) «балок» — чистых видеокассет различного метража;

д) оригиналов видеопрограмм (мастер — кассеты) для их последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется искать помещение для тиражирования (используется собственная квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих (часто их роль выполняют родственники предпринимателя).

Контрафактные экземпляры подлежат обязательной конфискации.Кроме того, в качестве превентивной правовой меры может быть применена конфискация материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений (бумага, картон, ватман, ризографы, ксероксы, компьютеры, видеомагнитофоны и др.).

3. Характеристика пиратства в сфере интеллектуальной собственности

Вопреки распространенному мнению пиратство в сфере авторского права и смежных прав наносит ущерб не только авторам, исполнителям, компаниям аудио-, видео- ли компьютерной индустрии. Его теневая природа способствует потерям экономики в общем, а высокая рентабельность привлекает всех, кто стремится ним заниматься и скрывать свои доходы. Отсутствие вознаграждения авторам, исполнителям становится препятствием развитию культуры в стране, созданию новых фильмов, компьютерных программ, написанию песен и т.п..

На сегодня, по данным международных экспертов, каждый третий музыкальный компакт-диск, который продается в мире — пиратский. По данным Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), объемы продажи пиратской музыкальной продукции, не менее чем в 25 странах, превышают легальный рынок и составляют приблизительно 4,5 млрд долларов.

Среди условий становления современного рынка авторского права и смежных прав важное место занимает запрет пиратства и борьба с ним. Что же такое пиратство и как это понятие определяется международным и отечественным законодательством?

Как известно, пиратство зародилось в далекой давности одновременно с развитием морского дела и, как следствие, торговли. Греческой peirates означает грабитель, разбойник, морской разбой. В международном праве — это насильнические действия (задержка или затопления, грабеж), содеянные против торговых судов в открытом море частными или государственными судами.

Пиратство в сфере авторского права и сопредельных прав в его современном понимании связанное с возможностью копирования произведений или их записей без разрешения автора, исполнителя, производителя фонограммы (видеограммы), радиотелеорганизации или другого лица, которому такие права принадлежат. В скором времени после изобретения фонографа Едисона, который сделал возможным запись звука, в 1908 г. в США состоялось первое судебное разбирательство в деле неразрешенного распространения копий записей музыки. Тем не менее к тому времени не было законодательных оснований для привлечения к ответственности пиратов и их оправдали. Однако со временем американский Конгресс внес изменения в закон про авторское право, признав распространение и продажу записей незаконным. С того времени дела о пиратстве стали повседневно рассматриваться судами, и на сегодня понятие «пиратский» есть обычным в праве интеллектуальной собственности.

Так, регламентом № 3295/94 Совета Европейского сообщества от 22 декабря 1994 г. предусмотренные мероприятия, направленные на запрет свободного распространения, экспорта или реэкспорта, и установления режима временного запрета для подделанных и пиратских товаров. Последние определяются как «товары, которые являются копиями или содержат копии, изготовленные без согласия владельца авторских или сопредельных прав, или владельца прав относительно рисунка или модели, зарегистрированных в соответствующем национальном праве».

Одно из соглашений, заключенных в рамках Мировой организации торговли — TRIPS (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности) относит к товарам, которые нарушают авторские права «любые товары, которые являются копиями, сделанными без согласия правовладельца или лица, надлежащим образом им уполномоченного в стране производства товара, и которые прямо или опосредствованно изготовлены из любого изделия, если изготовления такой копии стало нарушением авторского права или сопредельных прав в соответствии с законодательством страны импортирования». Таким образом, признаком пиратства есть воспроизведения опубликованных произведений или фонограмм любым способом для публичного распространения без соответствующего разрешения. Похожее определение дает и Закон Украины «Про авторское право и смежные права»(далее — Закон). В перечне нарушений авторского права и (или) смежных прав есть и пиратство в сфере авторского права и (или) смежных прав. Это — «опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз из таможенной территории Украины и распространения контрафактных экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, видеограмм и программ организаций речи».

Однако словарь терминов с авторского права и смежных прав Всемирной организации интеллектуальной собственности к термину пиратства включает также неразрешенную «ретрансляцию чужих радиопередач». Природа такого нарушения похожая — несанкционированное использование чужой собственности. Вместе с тем в данном случае нет необходимости делать экземпляры произведений или фонограмм. Больше того, в цифровую эпоху, в которой мы живем, стало распространенным копировать произведения и их записи, не изготовляя их экземпляры, через Интернет. Есть ли это нарушение авторского права и смежных прав пиратством в соответствии с определением этого понятия в указанном Законе? Вопрос на сегодня остается открытым.

Вместе с тем, Интернет-пиратство связано с использованием глобальной сети не только для незаконные копирования, а и для незаконные распространения компьютерных программ. Соответственно положениям Закона под пиратство подпадает распространение именно контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, компьютерных программ, баз данных и т.п., в частности, скопированных через сеть «всемирной паутины».

По определению Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), к фонографическому пиратству принадлежит «неавторизованное производство и распространение звукозаписи». Соответственно положениям Закона звукозапись на материальном носителе исполнения или любых звуков есть фонограммой. Поэтому определения понятия пиратства в Законе вообще совпадает с определением, предложенным IFPI.

Важно, что при попытке определения понятия «пиратство» часто берется к вниманию именно коммерческая сторона и противоправный аспект деятельности. Например, «пиратство — в сфере авторского права и смежных прав понимается как любые действия, направленные на воспроизведение, распространение или любое другое использование произведений или объектов смежных прав без разрешения правообладателя, как правило, с целью получения прибыли и в коммерческом масштабе». В данном определеннии пиратство охватывает не только экземпляры произведений, фонограмм и т.п., а включает в себя использование произведений или объектов смежных прав, которое есть более широким определением понятия пиратства. Одним из основных признаков пиратства есть незаконное использование авторского права и смежных прав без разрешения субъектов этих прав и как следствие — без выплаты им вознаграждения. Нужно указать, что целью незаконной деятельности есть получение прибыли от использования авторского права и смежных прав (прямой или опосредствованной).

Получение прибыли предусматривает также предоставление в прокат экземпляров, например, видеокассет, дисков. Прокат экземпляров без соблюдения прав авторов, субъектов смежных прав в определенной мере может влиять на уменьшение продажи, и как следствие невыплаты авторского вознаграждения. Также один-единый прокатный экземпляр может быть безконтрольно воспроизведен много раз. Последнее соображение есть в особенности важным относительно цифровых технологий, которые обеспечивают простые и недорогие способы воспроизведения и распространения неограниченного количества экземпляров произведения без потери качества.

Законодательством предусмотрено, что прокат экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных на равне с распространением, производством может осуществляться с соблюдением прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и т.п.. Однако на сегодня положение относительно проката не отображено в определении понятия пиратства.

Вообще пиратство в сфере авторского права и смежных прав можно рассматривать в узком и широком понимании. В узком — эти законодательные определения пиратства: незаконное производство и введения в обращение именно контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм, программ передач. Статьи Уголовного кодекса Украины и Кодекса Украины об административных правонарушениях, на самом деле предусматривают ответственность за нарушение авторского права и смежных прав — это незаконное распространение произведений, исполнений, фонограмм, видеограмм и программ передач, присвоение авторства на объект права интеллектуальной собственности, а также незаконное воспроизведение, тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах, других носителях информации. При этом лишь последнее из пересчитанных нарушений соответственно Закону есть пиратством. Пиратство в сфере авторского права и смежных прав в широком понимании — это нарушения прав путем использования произведений или объектов смежных прав без разрешения субъектов этих прав, при этом основная цель такого использования — получение прибыли.