Смекни!
smekni.com

Регулирование имущественных и семейных отношений по Законам Ману (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Регулирование имущественных и семейных отношений по Законам Ману

Специальность: 030501 «Юриспруденция»

Выполнил:

Студент гр.

Проверил:

Челябинск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 с.;

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………5 с.;

1.1. Формирование имущественных отношений……………………5 с.;

1.2. Регулирование права собственности……………………...…….5 с.;

1.3. Регулирование обязательственных отношений………..………8 с.;

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………....10 с.;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………13 с.;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…….14 с.;

ВВЕДЕНИЕ

Более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда сложилась одна из самых древних в мире цивилизаций. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н. э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III - II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев. Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр. Наиболее известная дхармашастра, о которой речь пойдет ниже, получила название “Законы Ману” (II в до н.э. - II в. н.э.).

Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.

"Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения".[1]

Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю Ману. Законы написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX .

Законы Ману содержат представления древних индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, сословий (варн); правила жизни человека в период ученичества; правила жизни семьянина-домохозяина (брачные обычаи, культовые предписания и т.д.); правила жизни отшельника; наставления об обязанностях царя и управлении государством; наставления о судопроизводстве и юридической практике; девятая и десятая главы посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; одиннадцатая - предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов; двенадцатая - описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

Особое значение имеет регулирование Законами Ману, как наиболее значимых областей жизнедеятельности- регулирование имущественных и семейных отношений.

1.РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1Формирование имущественных отношений.

Содержание Законов определяется основополагающим брахманским учением, которое изложено в первой главе и обосновывает сословно-варновое деление, также здесь закреплен наследственно-профессиональный характер варн. Первые основные четыре группы населения были: брахманы, в привилегию которых входило "общение с богами" и толкование дхарм, кшатрии, вайшии и шудры - самая низшая и наиболее эксплуатируемая варна древнеиндийского общества, не сильно отличающаяся по своему положению от рабов. В дхармашастрах в одних случаях проводится разница между работниками и рабами, в других - нет (Законы Ману X, 32).

Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

Частые войны способствовали формированию государственных земель. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения, здесь применялся труд рабов и арендаторов; другая - очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата, в так называемое “кормление”. Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.

С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников, осуществляемая путем взимания ренты-налога. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее. В общинной собственности были пастбища и дороги.

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими полномочиями - продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

Так впервые стали закрепляться имущественные отношения, основу которых составляло право собственности. С формирование частной собственности появляются права владения (аренда и т.д.), распоряжения, налогообложение.

1.2. Регулирование права собственности.

Праву собственности в Законах Ману отводится значительное место. Окончательно оформляется разграничение права собственности и права пользования: само пользование не являлось доказательством права собственности. За нарушение вышеуказанных прав предусматривалось строгое наказание. "Предписания Законов Ману направлены на всемерную охрану права собственности на различные виды движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь".[2]

В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад.

Выделяются, следуя традиционной семизначной манере, следующие 7 способов приобретения собственности: наследование, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение подарка или милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.

Универсальный способ приобретения права на вещь - по давности владения. Недвижимое имущество также могло выступать в роли собственности. Земельный фонд в Древней Индии делился на несколько категорий: государственная, царская, общинная и частная. Государственной собственностью признавались леса, необработанные земли, рудники, пустоши. В царский личный фонд включались царские хозяйства, полновластным собственником которых выступал непосредственно правитель. Общинные земли - пастбища, луга и т.д. Община контролировала землевладение - преимущественное право выкупа участка предоставлялось соседям и родственникам, ограничивалась продажа лицам, не являющимся членами общины. Частная собственность: сад, поле - только собственник мог распоряжаться без чьего-либо позволения.

Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Присвоившего чужую землю объявляли вором.

Если собственник бросал свой участок во время сева или жатвы, он подвергался штрафу, таким же было наказание и за нарушение правил купли - продажи.

В древнеиндийском государстве закреплялась собственность на рабов, они могли принадлежать государству, общине, частным лицам. Однако, самую грязную и тяжелую работу выполняли не рабы, а низшие касты свободных. По Артхашастре, некоторые категории рабов могли иметь некоторое имущество (по Законам Ману такого права рабы не имели).

Таким образом, Законы Ману регулировали в основном отношения собственности на землю и рабов, что отражало общественные отношения той эпохи.

1.3. Регулирование обязательственных отношений.

Формирование права собственности породило закрепление в Законах Ману обязательственных отношений: приобретение права собственности, распоряжения и владения, закрепление заемных отношений.