Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование франчайзинга в Республике Беларусь (стр. 3 из 4)

Согласно предписаниям ГК в договоре франчайзинга должна быть указана сфера предпринимательской деятельности пользователя, в которой будет использоваться получаемый по договору лицензионный комплекс. Это может быть сфера производства конкретных товаров или их реализации. Если речь идет о сфере оказания услуг или выполнения работ, то пользователю по договору франчайзинга может предоставляться право на оказание соответствующих услуг, идентичных услугам правообладателя (например, услуги по аренде автомобилей, аудита, отелей и т.п.), равно как и на выполнение работ, тождественных работам, которые выполняет правообладатель.

Кроме того, предусмотрено, что договор франчайзинга должен предусматривать использование лицензионного комплекса в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории их использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности п. [4, п. 2 ст. 910]. Данная норма на практике вызывает одну из основных проблем при заключении договоров франчайзинга. В то же время неуказание в договоре франчайзинга на рассматриваемое условие может привести к признанию договора незаключенным, поскольку сторонами не согласовано одно из условий, наличие которого требуется законодательством.

Что же означает данное условие? Для разных экономических типов франчайзинга оно будет означать различные фактические действия и правовые последствия. Данное условие может означать, например, что пользователь может обязываться в определенный период времени осуществить производство, реализацию определенного количества товаров, услуг.

Иногда правообладатель может быть заинтересован в том, чтобы пользователь не выпустил на рынок большое количество товаров, работ или услуг и тем самым не создал препятствия для самого правообладателя. В таком случае правообладатель будет стремиться установить в договоре минимальный объем тех товаров, работ или услуг, которые может выпускать, выполнять, оказывать в рамках франчайзинга пользователь. Может быть и другая ситуация, при которой правообладатель будет стремиться предоставить пользователю возможность использовать комплекс прав в максимальном объеме (например, если правообладателю выплачивается вознаграждение в форме определенного процента от выручки, он будет заинтересован в более крупном объеме реализации пользователем товаров, работ или услуг, поскольку в этом случае можно рассчитывать на получение максимальной выгоды) [5].

Что касается срока договора франчайзинга, то исходя из п. 1 ст. 910 ГК предоставить для использования лицензионный комплекс можно на определенный в договоре франчайзинга срок или без указания срока. Здесь следует учитывать положения нормы ст. 910-11 ГК, согласно которой каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок [4].

В соответствии со ст. 910-1 ГК договор франчайзинга заключается в письменной форме (речь идет о простой письменной форме в силу отсутствия иного предписания закона). Договор франчайзинга подлежит также регистрации в патентном органе, из чего следует, что он может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами.

В законодательстве Республики Беларусь отсутствует указание на последствия нерегистрации договора франчайзинга в патентном органе. Однако исходя из комплексного анализа норм ст. 165, 166 ГК можно сделать вывод, что к незарегистрированному договору франчайзинга могут быть применены последствия, предусмотренные п. 1 ст. 166 ГК (договор франчайзинга будет считаться ничтожным). Для сравнения: в российском законодательстве (ст. 1028 ГК Российской Федерации) прямо указано на ничтожность не зарегистрированного в установленном порядке договора коммерческой концессии (именно такое название в российском праве получил договор, поименованный белорусским законодателем договором франчайзинга).

Неоднозначным является и ответ на вопрос о моменте, когда договор франчайзинга вступает в силу. В данном случае представляется возможным применение нормы, содержащееся в п. 3 ст. 403 ГК, исходя из которой заключенным договор франчайзинга будет считаться лишь с момента его регистрации. Хотя отдельные исследователи рассматриваемой проблемы делают вывод о том, что исходя из предложенной законодателем модели договора договор франчайзинга для сторон вступает в силу с момента его подписания, но в отношениях с третьими лицами стороны франчайзинга вправе ссылаться на него лишь после его регистрации в установленном порядке. Такой вывод опирается на подходы законодателя в части изменений договора франчайзинга, которые подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации договоров франчайзинга (п. 2 ст. 910-7 ГК), и в силу предписаний п. 3 ст. 910-7 ГК в отношениях с третьими лицами стороны договора франчайзинга вправе ссылаться на изменение договора с момента регистрации этого изменения [5].

Процедура регистрации договоров франчайзинга регламентирована постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 N 346 "О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)" и Инструкцией о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 N 6.

Так, постановление N 346 предусматривает регистрацию договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Соответственно наряду с ранее существовавшим Государственным реестром лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав постановление N 346 предусматривает создание самостоятельного Государственного реестра договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Данное новшество представляется принципиально важным в силу того, что позволяет упорядочить процедуру регистрации договоров данного вида. Действующая с 2004 года норма ст. 910-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь говорит о том, что договор франчайзинга подлежит регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством. Однако до сих пор такой порядок нормативно не был определен.

Сразу следует обратить внимание на то, что постановление N 346 предполагает двойную регистрацию договоров франчайзинга: согласно части 2 подп. 1.2 пункта 1 постановления N 346, если по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) передаются права в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, секретов производства (ноу-хау), относящихся к продукту или способу в любой области техники, такие договоры подлежат также регистрации в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь. Остается открытым вопрос о том, как на практике будет осуществляться эта двойная регистрация: будет ли патентный орган требовать от заявителя отдельный пакет документов и отдельную уплату пошлины за регистрацию либо эта регистрация будет осуществляться патентным органом без участия лица, зарегистрировавшего договор франчайзинга. Буквальное толкование норм постановления N 346 говорит в пользу первого варианта [6].


Заключение

На сегодняшний день для Республики Беларусь чрезвычайно важным является открыть себя для всемирно известных компаний-франчайзеров. В выигрыше от этого будут все: белорусское государство, субъекты хозяйствования и потребители, а также зарубежные франчайзеры. Ведь наше государство на сегодняшний день остро нуждается в скорейшем развитии тех сфер, где франчайзинг наиболее широко применяется - сферы быстрого питания, придорожного сервиса (кафе, мотели, кемпинги), автосервиса, бытового обслуживания, отдыха и развлечений, охраны здоровья, мелкорозничной торговли и многих других.

Первым шагом для этого является произведенная с 26 февраля 2005 г. отмена пункта 2 статьи 910 ГК и, как следствие, разрешение заключать договоры франчайзинга в Республике Беларусь в любых, а не только предусмотренных законодательством, случаях.

Во-вторых, с той же даты положения главы 53 ГК "Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)" были развиты вследствие дополнения ее статьями, регламентирующими франчайзинговые отношения.

Анализ указанных дополнений показывает, что они были с небольшими редакционными изменениями "списаны" с главы 54 ГК Российской Федерации "Коммерческая концессия". Основные положения здесь таковы.

Теперь ГК предусматривает, что сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.