Смекни!
smekni.com

Роль Минина и Пожарского в освобождении страны (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ВПО «БрГУ»

Кафедра истории

Реферат по истории отечества

«Роль Минина и Пожарского в освобождении страны»

Выполнил:

Проверил:

Братск 2008

Содержание

1. Предпосылки создания второго ополчения

2. Бедственная ситуация в Нижегородском крае

3. Развал Первого ополчения

4. Кузьма Минин и его роль в организации Второго ополчения

5. Военачальник Второго ополчения князь Д.М. Пожарский

6. Начало организации Второго ополчения

7. Поход Второго ополчения

8. Выступление из Ярославля

9. Бой ополченцев с войсками гетмана Ходкевича

10. Очищение Москвы

11. Избрание царя

12. Заключение

13. Список используемой литературы

Предпосылки создания второго ополчения

Инициатива организации Второго народного ополчения исходила от ремесленно-торговых людей Нижнего Новгорода, важного хозяйственного и административного центра на средней Волге. В Нижегородском уезде проживало в то время около 150 тыс. человек мужского пола, имелось до 30 тысяч дворов в 600 селениях. В самом Нижнем имелось порядка 3,5 тысяч жителей мужского пола, из них около 2-2,5 тысяч посадских людей.

Бедственная ситуация в Нижегородском крае

Нижний Новгород по своему стратегическому положению, экономическому и политическому значению был одним из ключевых пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город стал инициатором всенародного патриотического движения, охватившего Верхнее и Среднее Поволжье и соседние области страны. Следует отметить, что нижегородцы включились в освободительную борьбу еще за несколько лет до образования второго ополчения.

После убийства в мае 1606 года Лжедмитрия I и воцарения Василия Шуйского по России пошли гулять новые слухи о скором пришествии самозванца, якобы спасшегося Лжедмитрия I. В конце 1606 года в Нижегородском уезде и смежных с ним уездах появились крупные шайки, которые занимались грабежами и бесчинствами: жгли селения, деревни, грабили жителей и насильно угоняли их в свои таборы. Эта так называемая «вольница» зимой 1607 года заняла Алатырь, утопив в реке Суре алатырского воеводу Сабурова, и Арзамас, устроив в нем свою базу.

Узнав о бедственном положении в Нижегородском крае, царь Василий Шуйский направил для освобождения Арзамаса и других городов, занятых мятежниками, своих воевод с войсками. Один из них, князь И.М. Воротынский, разбил отряды мятежников около Арзамаса, взял город и очистил прилегающие к Арзамасу районы от скопищ вольницы.

С приходом на русскую землю Лжедмитрия II поутихшая вольница опять активизировалась, тем более что на сторону нового самозванца перешла часть бояр Московского и уездного дворянства и боярских детей. Взбунтовалась мордва, чуваши и черемисы. Многие города тоже перешли на сторону самозванца и пытались склонить к этому и Нижний Новгород. Но Нижний твердо стоял на стороне царя Шуйского и своей присяге ему не изменил. Более того, когда в конце 1608 года жители города Балахны, изменив присяге царю Шуйскому, напали на Нижний Новгород (2 декабря), воевода Алябьев по приговору нижегородцев ударил по балахонцам, отогнал их от города и 3 декабря после ожесточенного боя занял Балахну. Руководители мятежников Тимофей Таскаев, Кухтин, Суворовцев, Редриков, Лука Синий, Семен Долгий, Иван Гриденьков и изменник, балахнинский воевода Голенищев, были захвачены в плен и повешены. Алябьев, чуть успев вернуться в Нижний, снова вступил в борьбу с новым отрядом мятежников, напавшим на город 5 декабря 1608 года. Разбив и этот отряд, он затем овладел гнездом мятежников Ворсмой, сжег ее и снова поразил мятежников у Павловского острога, захватив много пленных.

В начале января 1609 года на Нижний Новгород напали войска Лжедмитрия II под начальством воевод князя С.Ю. Вяземского и Тимофея Лазарева. Вяземский послал нижегородцам письмо, в котором писал, что если город не сдается, то все горожане будут истреблены, а город сожжен дотла. Нижегородцы ответа не дали, а решились сделать вылазку, несмотря на то, что у Вяземского войск было больше. Благодаря внезапности нападения войска Вяземского и Лазарева были разбиты, а сами они были взяты в плен и приговорены к повешению. Затем Алябьев освободил от мятежников Муром, где остался в качестве царского воеводы, и Владимир. Успехи Алябьева имели важные последствия, так как вселили в людей веру в успешную борьбу против Самозванца и иноземных захватчиков. Ряд городов, уездов и волостей отрешились от Самозванца и стали объединяться в борьбе за освобождение России.

Развал первого ополчения

Подъем национально-освободительного движения в 1611 году вылился в создание первого народного ополчения, его действия и мартовское восстание москвичей. Неудача первого ополчения не ослабила этот подъем, а наоборот, усилила его. Многие из первых ополченцев уже имели опыт борьбы с интервентами. Имели этот опыт и жители городов уездов и волостей, не покорившихся самозванцам и интервентам. И неслучайно, в связи с вышесказанным, что оплотом дальнейшей национально-освободительной борьбы русского народа за свою независимость и форпостом создания второго народного ополчения становится именно Нижний Новгород.

Летом 1611 года в стране царила неразбериха. В Москве всеми делами вершили поляки, а бояре – правители из «Семибоярщины», рассылали в города, уезды и волости грамоты с призывами о присяге польскому королевичу Владиславу. Патриарх Гермоген, будучи в заключении, выступал за объединение освободительных сил страны, наказывая не подчиняться распоряжениям военачальников подмосковных казацких полков князя Д.Т. Трубецкого и атамана И.И. Заруцкого. Архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий, наоборот, призывал всех объединятся вокруг Трубецкого и Заруцкого. Вот в это время в Нижнем Новгороде и возник новый подъем патриотического движения, имевшего уже свою традицию и снова нашедшего опору в посадских и служилых людях и местном крестьянстве. Мощным импульсом этому народному движению послужила грамота патриарха Гермогена, полученная нижегородцами 25 августа 1611 года. Неустрашимый старец из темницы Чудова монастыря взывал к нижегородцам постоять за святое дело по освобождению Руси от иноземных захватчиков.

Кузьма Минин и его роль в организации второго ополчения

Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611года.

О Кузьме Минине до избрания его нижегородским старостой мало что известно, хотя было ему на ту пору около 50-ти лет. Выходец из промыслового городка Балахны, что вверх по Волге неподалеку от Нижнего Новгорода. Минин торговал мясом и рыбой, был, по сегодняшним меркам, предпринимателем средней руки. Одним из многих: в исконно торговом, расположенном на слиянии двух великих рек Н.Новгороде имелись сотни лавок. Почему же тогда Минина выбрали земским старостой?

Земщину на Руси утсановил Иван Грозный, заменив так называемое кормление (самовольное обложение населения наместниками и волостелями) государевым оброком. Выборный на сходе (обычно на год) «излюбленный» староста в первую очередь и отвечал за сбор налогов. Должность была с серьезными властными полномочиями, но – общественная, без жалованья и сама по себе, в общем то, мало приятна я. Помимо всего прочего – благоустройство, пожарный надзор, общинные работы, ходатайства по мирским делам… Хлопотная, одним словом, должность. Хотя и почетная. Но лишь по той мере, в какой было отмерено – даже фамилии Кузьме сыну Минину, человеку посадскому, равно как и холопу, и крестьянину, все едино не полагалось.

Разумеется, случайного человека на такую должность не выбрали бы. Староста должен был обладать набором целого ряда качеств, кои в совокупности, увы, во все времена редко встречаются. Умом и сметкой, жизненной умудренностью и деловой хваткой, милосердным нравом, но и, когда ситуация того требовала, твердостию. Нестяжателем должен был быть, немздоимцем. Кроме того, внешности представительной, не краснобай, но оратор, дабы и народ в случае надобности убедить, и начальство. О народной нужде чтоб душою болел… Кузьма Минин боле.

Только-только, по осени 1611 г., выбирают Минина старостой, как он начинает взывать спасать Россию, к чему ни по званию его, ни по роду-племени отнюдь не обязывал. Не было еще в нашей истории примера, когда бы простолюдин, человек из народа вершил судьбу Отечества.

Минин не понаслышке знал о первом народном ополчении, ибо сам был его участником в отряде воеводы Алябьева. Поэтому обращение патриарха Гермогена к нижегородцам нашло глубокий отклик в его сердце. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначали общую сходку нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Российского государства от иноземных врагов. Он стал призывать людей порадеть об Отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. Был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т.е. пятой части имущества. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.

Военачальник второго ополчения князь Пожарский

«Выборный человек» Козьма Минин в своем призыве поставил вопрос о выборе военачальника будущего ополчения. На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского, родовое имение «Мугреево» которого находилось в Нижегородском уезде в 60 км от Нижнего Новгорода к западу, где он долечивал свои раны после тяжелого ранения 20 марта в Москве. Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения. Он был знатного рода – Рюриковичем в двадцатом колене.