Смекни!
smekni.com

Судебное следствие (стр. 5 из 6)

О производстве осмотра местности или помещения судом выносится определение (постановление), в котором указывается, с какой целью он производится, что подлежит осмотру и кто будет принимать в нем участие. Выезд суда и участников процесса для осмотра местности и помещения - составная часть судебного заседания. Поэтому по прибытии на место осмотра председательствующий объявляет о продолжении судебного заседания, после чего проводятся подготовительные действия и суд приступает к осмотру.

В процессе осмотра подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам и специалисту могут быть заданы вопросы. Участвующие в осмотре лица вправе обращать внимание суда на все то, что, по их мнению, будет способствовать выяснению обстоятельств дела (ст. 293 УПК).

3.5 Окончание судебного следствия

После того как проведены все судебные действия и исследованы все доказательства, председательствующий спрашивает обвинителя, подсудимого, защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно (ст. 294 УПК).

Каждый из перечисленных участников судебного разбирательства вправе просить о дополнении судебного следствия путем получения и исследования новых доказательств; постановки дополнительных вопросов ранее допрошенным на суде лицам; оглашение отдельных, на зачитанных судом материалов предварительного расследования; занесения в протокол судебного заседания заявления по поводу каких-либо обстоятельств, выявленных при проверке доказательств.

Каждое ходатайство о дополнении судебного следствия подлежит обсуждению судом, который выносит определение (постановление) об удовлетворении ходатайства либо об отказе в этом. При удовлетворении ходатайства суд продолжает судебное следствие. Если дополнений к судебному следствию не было, а также после рассмотрения ходатайства и выполнения признанных необходимыми дополнительных судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие законченным (ст.294 УПК). С этого момента суд не вправе исследовать, а участники судебного разбирательства не могут предъявлять доказательства или просить об их истребовании судом, за исключением предусмотренных законом случаев возобновления судебного следствия. Только приняв решение о возобновлении судебного следствия, суд может приступить вновь к исследованию доказательств, в том числе и тех, которые по каким-либо причинам не были рассмотрены судом.

Это возобновление возможно по мотивированному определению (постановлению) суда при наличии следующих оснований: 1) когда участники судебных прений ходатайствуют о возобновлении судебного следствия в связи с необходимостью предъявления новых доказательств (ч.4 ст.295 УПК); 2) если подсудимый в последнем слове сообщил о новых обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела (ч.3 ст.297 УПК); 3) когда суд при постановлении договора в совещательной комнате признает необходимым дополнительно выяснить те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч.1 ст.308 УПК).

При возобновлении судебного следствия оно проводится по общим правилам. После окончания судебного следствия суд переходит к судебным прениям.

4.Соотношение предмета доказывания и пределов исследования на предварительном следствии и в судебном разбирательстве

В уголовном процессе под предметом доказывания понимается система обстоятельств, выражающих характер и связи исследуемого события, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела и достижения в каждом конкретном случае задач судопроизводства. Эти обстоятельства подлежат установлению с помощью процессуального доказывания, т. е. с помощью предусмотренных законом средств и способов.

Перечень конкретных фактов, в том или ином случае подлежащих установлению в процессе расследования, заранее дать невозможно, ибо предмет доказывания по каждому делу индивидуален. Однако уголовно-процессуальный закон устанавливает определенный круг обстоятельств, подлежащих выяснению по каждому уголовному делу, т. е. дает общее, родовое определение предмета доказывания, в соответствии с которым определяется предмет доказывания по конкретному делу. Таким образом, орган расследования и суд определяют каждый раз предмет доказывания не произвольно, а исходя из общего понятия, сформулированного в законе и применяемого к конкретным обстоятельствам данного дела.

Нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, посвященные предмету доказывания, имеют одинаковое отношение к предварительному следствию и к судебному разбирательству, в равной мере обращены и к следователю и к суду. Совершенно очевидно, что нельзя успешно разрешить дело и вынести законный и обоснованный приговор, если все указанные в законе обстоятельства, подлежащие доказыванию, не будут установлены с достоверностью.

Дело не может быть направлено в суд, если предварительным следствием не исследовано хотя бы одно из таких обстоятельств, как не может быть вынесен законный и обоснованный приговор, если на суде осталось - не выясненным какое-либо обстоятельство, входящее в предмет доказывания.

Только полное исследование всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, дает основание следователю направить дело в суд с обвинительным заключением, а суду вынести приговор.

С понятием "предмет доказывания" тесно связано понятие "пределы доказывания", означающее "необходимую и достаточную совокупность доказательств, которая, будучи собранной по делу, обеспечивает правильное его разрешение. Если понятие предмета доказывания выражает собой цель доказывания по уголовному делу, то понятие пределов доказывания указывает на средства достижения этой цели, определяет границы исследования".

Речь идет о том, чтобы из всей совокупности сведений о расследуемом или рассматриваемом событии выбрать и исследовать такой круг доказательств, который необходим и достаточен для решения стоящих перед предварительным следствием или судебным разбирательством задач. Закон не содержит конкретных указаний относительно пределов доказывания, хотя, разумеется, общие контуры этих пределов очерчены в самом законе (нормы, определяющие предмет доказывания, диспозиции статей Особенной части уголовного законодательства).Правильное определение пределов доказывания с учетом особенностей конкретного дела необходимо для организации производства по нему таким образом, чтобы все существенные обстоятельства исследуемого события были выяснены при наименьших затратах сил и времени.

Чрезмерное расширение пределов доказывания наряду с отдалением момента вынесения приговора, ослабляющим эффективность судопроизводства, влечет за собой и другие нежелательные последствия: непроизводительные расходы государственных средств, не вызываемый необходимостью отрыв граждан от работы, усложнение исследования доказательств..Сужение же пределов доказывания приводит к неполному, поверхностному и одностороннему исследованию обстоятельств дела, связанному порой с невосполнимой утратой доказательств, в результате чего объективная истина зачастую оказывается не установленной.Таким образом, ошибки, допускаемые 'при определении пределов доказывания, в одних случаях затягивают и усложняют процесс, а в других могут повлечь неправильное разрешение дела.

О соотношении пределов доказывания на предварительном следствии и в судебном разбирательстве могут быть сделаны два взаимоисключающих вывода:

1) пределы доказывания на предварительном следствии уже, чем в судебном разбирательстве вследствие того, что первая из названных стадий носит предварительный характер и предшествует второй;

2) пределы доказывания на предварительном следствии шире пределов доказывания на судебном следствии, поскольку первоначально расследование идет неизведанными путями. Однако ни первый, ни второй выводы не будут верными.

Предварительное следствие призвано подготовить полноценный доказательственный материал, достаточный для разрешения в судебном разбирательстве всех вопросов, предусмотренных ст. 303 УПК РСФСР, а это означает, что пределы доказывания должны быть одни и те же, как на предварительном следствии, так и в судебном разбирательстве. Конечно, подобное положение может сложиться лишь тогда, когда предварительное следствие проведено с такой полнотой и основательностью, что судебное разбирательство может ограничиться исследованием доказательств, привлеченных во время расследования. Следует различать пределы доказывания, "необходимые для полного и всестороннего исследования фактов, составляющих предмет доказывания", и пределы, которые "фактически были использованы при расследовании и разбирательстве дела".

Проведение предварительного следствия только в необходимых пределах доказывания означает отказ от привлечения доказательств, устанавливающих обстоятельства, хотя и относящиеся к исследуемому событию, но не имеющие значение для дела. Однако на практике сделать это почти невозможно. Предварительное следствие в отличие от судебного разбирательства, как правило, проводится "на ощупь", и следователь не всегда может предвидеть, какие доказательства окажутся существенными для дела, а какие не будут иметь практического значения. В стадии же судебного разбирательства пределы доказывания могут быть сужены за счет отказа от исследования всего того, что в результате предварительного следствия было признано не имеющим отношения к делу или несущественным. Но пределы доказывания в судебном разбирательстве могут быть и расширены, если суд сочтет, что исследование обстоятельств дела должно быть более глубоким и всесторонним, чем на предварительном следствии. Таким образом, фактические пределы судебного исследования могут быть и шире и уже пределов исследования, производимого в стадии предварительного расследования. Несовпадение фактических пределов доказывания на предварительном следствии и в судебном разбирательстве иногда свидетельствует о неправильном определении пределов в одной из этих стадий. Так, пределы судебного следствия будут, безусловно расширены по сравнению с пределами, в которых проводилось предварительное следствие, если в ходе расследования оказались не исследованными обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В то же время сужение пределов доказывания в стадии судебного разбирательства может быть вызвано тем, что многое из того, что исследовалось на предварительном следствии, было признано в дальнейшем не относящимся к делу.