Смекни!
smekni.com

Завоевание Волжской Булгарии монголами (стр. 2 из 4)

То количество воинов, которое приводится у Ибн ал-Асира относительно монголов – цифра 4000 – долгое время оставалась спорной: кто же это такие – оставшиеся в живых или потери? По мнению А.Х. Халикова, это именно уцелевшая часть монгольского войска. Он обратил внимание на то, что цифра 4000 идет непосредственно после «уцелели немногие» и как бы поясняет это. В монгольские степи возвращалась только десятая часть войска, ведомая не знавшим до этого поражений соратником Чингис-хана.

Победа волжских булгар 1223 г. над монголами имела далеко идущие последствия. Как считает Х. Г. Гимади, «до середины 30-х годов ХIII столетия было задержано монгольское нашествие на Булгарию, Русь и Европу»; были освобождены половецко-кыпчацкие степи и земли Саксина и, как сообщает Ибн ал-Асир, в эти земли «возвратилось спокойствие, возобновилась торговля, стали по-прежнему ходить караваны». Разгром булгарами отрядов монгольских завоевателей подтверждает еще раз ту мысль, что булгары к этому времени имели вполне сложившееся государство и свои вооруженные силы, способные оборонять это государство. Такую сильную степную конницу, каковой являлась монгольская, имевшая богатый опыт, могла разбить только сильная армия.

Однако эта победа имела для булгар и отрицательные последствия, так как превратила монгол в их злейших врагов. Дело усугубилось еще и тем, что булгары практически взяли под свое покровительство кипчаков, на которых, по мнению Л.Н. Гумилева, всегда было нацелено острие монгольских походов на запад. Более того, булгары стали друзьями половцев, что для монгол, придерживавшихся принципа «друзья наших врагов – наши враги», послужило поводом к еще большей враждебности к булгарам.

2.2. Второе наступление монгол на Булгарию.

Разгром булгарами первой волны монгольского нашествия не успокоил булгар, так же как и не умерил аппетиты монгольских ханов. По данным монгольских хроник, Чингис-хан после битвы на Калке и разгрома монгол булгарами «передал в управление своему сыну Джучи страну кипчасков (Дешт-и-Кыпчак) с летовьями и зимовьями от границ Каялыка и земель Хорезмских до окраин Саксинских и Булгарских. Весной 1227 г., после смерти Джучи, ханом джучиевого улуса стал сын Джучи и внук Чингис-хана Батый, который, таким образом был нацелен на запад, в том числе и на Булгарию. И с этого времени вплоть до основания Золотой Орды Батый возглавлял практически все походы на Волжскую Булгарию.

Очевидно, булгары знали об этом и продолжали готовиться к отражению нового нашествия. Ими усиленно укреплялись крупные города, особенно расположенные в Закамье, и среди них в первую очередь столица страны – Великий город или Булгар на Черемшане. Вокруг его внешнего города тогда возникла третья линия укреплений, а вокруг внутреннего города – вторая линия. Вероятно, в это время на восточных и юго-восточных рубежах страны возводились засечные линии и огромные земляные валы, остатки которых сохранились ныне в районе рек Яика (Урала), Белой, Кондурчи, Большого Черемшана, Ика и других местах. К Яику были выведены и булгарские сторожевые отряды.

Продолжались усилия и по сохранению русско-булгарского мира. По сообщению Татищевской летописи, под 1228 г. булгары «возили жито по Волге и во все города продовали, и тем великую помощь сделали. Князь же болгарский прислал в дар великому князю Юрию 30 насадов с житами, которые князь великий прислал с благодарностью, а к нему послал сукно, парчи с золотом и серебром, кости рыбьи и другие изящные вещи». В 1229 г. был продолжен еще на 6 лет мирные договор между Булгарией и Владимиро-Суздальской Русью, причем подписание этого договора происходило на нейтральном Кореневом острове, расположенном на Волге недалеко от устья Суры. По условиям мира было разрешено «купцам ездить по обе стороны с товаром невозбранно, и пошлину платить по уставу каждого города безобидно, рыболовам ездить по обе стороны межи и иметь любовь и мир». Во исполнение этого договора, булгарами русским было выдано в 1230 г. тело (мощи) убитого 1 апреля 1229 г. в Великом городе христианина Авраамия (в некоторых летописях он назван булгарином).

Все эти меры были не напрасны. В 1229 г. монголы вновь начали поход на Булгарию. Как сообщает Рашид ад-Дин, Угедей каан почти сразу же после восшествия на всемонгольский престол после смерти Чингис-хана (1227 г.) направил Субедэй багатура и Кукдая «в сторону Кыпчака, Саксина и Булгара». Направление похода, руководство им двух монгольских полководцев, в том числе и самого лучшего – Субедэй багатура, любимца Чингис-хана и победителя многих народов,стандартно-крупная численность войск (30 тысяч) свидетельствуют, что это был не разведывательный набег, а как справедливо считает Л.В. Черепнин, начало нового наступления монгол на Восточную Европу. Тем более, что этот поход был санкционирован на всемонгольском курултае в 1229 г. и общее руководствопоходом было возложено на Батыя. Как известно, курултай обычно созывался лишь перед началом важнейших военных и других всемонгольских мероприятий.

Весной 1229 г. монгольское войско численностью 30 тысяч воинов и в сопровождении большого числа вспомогательных отрядов двинулось на запад и к осени уже было в степях Яика и Итиля. Но опять на пути монгольских войск встали булгары. Хотя монголам и удалось разгромить половцев и саксинов в Приуральско-Прикаспийских степях, нанести поражение булгарским форпостам на Яике и Урале, но продвинуться на север они не смогли. Русские летописцы сообщают: «Того же лета 1229 г. Саксины и Половцы възбегоша из низу к Болгарам перед Татары и Сторожеве Больгарскыи прибегоша бъени от Татар, близ рекы, ей же имя Яик».

В этом сообщении важно все: и то, что не только близкие к булгарам саксины – горожане, среди которых было много булгар, но и часто враждовавшие с булгарами половцы-кипчаки обращаются за помощью к булгарам, которые единственные из народов Азии, Кавказа, Восточной Европы, подвергшихся нападению монгол, сумели противостоять им; и то, что монголы не пошли за булгарскими сторожевыми отрядам, так как булгары, как и в 1223 г., очевидно предприняли ту же обманную тактику – ушли с Яика с целью завлечь монгол к основным укреплениям булгар, расположенным ближе к границам страны на Кондурче, Черемшане, Ике и Шешме.

2.3. Третья попытка завоевания булгар монголами.

Проходит еще три года. В начале 30-х годов XIIIвека монголы уже прибрали к своим рукам практически не только все азиатские степи, но и прилегающие к ним государства: в 1227 г. было ликвидировано Тангутское государство к северу от Китая; в 1233-34 гг. завершилось завоевание Цзиньской империи Китая; окончательно были захвачены и разграблены государства и города Средней Азии, в 1231г. был разгромлен и погиб в горах Курдистана последний из вождей антимонгольского сопротивления Джалал ад-Дин. Таким образом, руки у монгол для решающего похода в степи и государства Европы были развязаны. Монголы, к этому времени уже полностью называвшиеся татарами или татаро-монголами, начали готовиться к новым походам.

Но на пути монголо-татар стояли непокорные булгары и их союзники – низовские (нижневолжские) булгары (саксины), мадъяры и часть кипчаков. В 1232 г. именно на них и был направлен новый поход монгол. Он вновь возглавлялся Батыем, а в числе лучших полководцев был и Субедэй багатур.

В 1232 г. монголы вновь были остановлены булгарами перед их главными оборонительными рубежами на южной и юго-восточной окраине страны по рекам Черемшану, Кондурче и Шешме недалеко от столицы Булгарии – Великого города. Летописи по этому поводу сообщаютпод 1232 год: «Приидоша татарове и зимоваша не дошедшее Великаго града Больгарского». Некоторые исследователи, например, М.Фердинанди, полагают, что монголы подошли к Булгару со стороны так называемой «MagnaHungaria», то есть бывшей Великой Венгрии, располагавшейся к западу от Урала.

Практически все монгольские войска подошли к границам Булгарии поздней осенью и зимовали здесь. До этого они летом 1232 г. были заняты завоеванием нижневолжских булгар, половцев и башкир, кочевавших в степях Южного Приуралья. Последние к 1234 г., как считает Л.Н. Гумилев, опираясь на сообщения Юлиана, были покорены монголами и затем активно участвовали в последующих завоеваниях монгол. Но саксины продолжали сопротивляться и отголоски этого сопротивления слышал даже монах Плано Карпини, проезжавший с караваном через Нижнее Поволжье. Так он писал, что монголы «осадили один город вышеназванных саксов (это скорее всего был Саксин) и пытались завоевать их, но те сделали машины против их машин и сломали все машины татар», так, что последние «из-за машин баллист не могли приблизиться к городу для сражения». Тогда монголы устроили подкоп под стенами «и вскочили в город, … одни пытались зажечь город, а другие сражались». Осажденные «назначили одну часть населения для тушения огня», другая же часть воевала. Монголы, «видя что ничего не могут сделать», сняли осаду. Лишь в 1236 г. Саксин был взят монгольской армией, возглавляемой Менгу кааном.

Монгольское войско переориентировалось на север, в сторону Булгара. Булгары тогда, почувствовав надвигающуюся опасность, попытались создать булгаро-русскую коалицию и обратились с таким предложением к владимиро-суздальскому князю Юрию Всеволодовичу, обещая даже заплатить за это. Но русские князья, стремясь «обезсилить» Булгарию, вместо союза послали свои войска к западным границам Булгарии на земли, заселенные мордвой и обулгаризированными буртасами. В этом безжалостном походе, когда владимиро-суздальскомие войска «пожгоша их села, а мордви избиша много», участвовали также ярославские, рязанские и Муромские князья. Но булгары и здесь сумели выстоять. Европа, в том числе и русские земли, вновь были спасены от монгольского разорения.