Смекни!
smekni.com

Становление палеографии как науки (стр. 3 из 3)

Организационную роль в роле вспомогательных исторических дисциплин сыграл в начале XIX века Н.П. Румянцев, собравший для выявлений и публикации памятников письменности группу дворянско-буржуазных ученых, в состав которой входили такие знатоки русской древности, как К.Ф. Калайдович, Е.Болховитинов, А.Х. Востоков, М.П. Строев. Н.П. Румянцев издал «Собрание государственных грамот и договоров». Часть этих документов была уже опубликована Н.И. Новиковым в «Древне Российской Вифлиофике». К.Ф. Калайдович опубликовал ряд памятников русской письменности, поместив в этом издании образчики письма. А.Х. Востоков – «Описания», а также выпустил палеографическое издание древнейшего памятника XI века – знаменитого Остромирова Евангелия. В 40ых-50ых годах XIX столетия Н.П. Погодин опубликовал две тетради с 44 списками разновременных рукописных почерков и альбомы с подписями и письмами исторических деятелей. Также известные французские и немецкие труды по латинской и греческой палеографии: Мобильона, Монфокопа, Гатерера и другие.

Крупным представителем русской археографии и источниковеденья был Н.П. Строев, в конце XIX века он вместе с К.Ф. Калайдовичем объехал ряд монастырей и составил описание рукописей, хранящихся в монастырских библиотеках.

Серьезное значение имели, составленные в середине-второй половине XIX века научные описания рукописей наиболее крупных центральных хранилищ. Помимо труда Востокова таким трудом является «Описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» А.В. Горского и К.И. Невоструева. Синодальное собрание послужило источником для публикации палеографических снимков с рукописных памятников.

Крупный знаток древнерусской письменности Ф.И. Буслаев дал палеографическое и филологическое описание 15 рукописей XI – XV веков Синодальной библиотеки с приложением снимков отдельных текстов, начертания букв и образцов орнамента. Архивные работники создают пособия для владения русской скорописью, актовых материалов и делопроизводственных документов. В 40ых годах XIX века были составлены сборники снимков с «делового письма» директором госархивов старых дел П.И. Ивановым. Образцы документальной письменности (русской, белорусской, украинской) были изданы И.П. Сахаровым.

Во второй половине и особенно во второй четверти XIX века наступил новый этап развития русской палеографии (от собрания описания и первоначальной обработки к созданию общих курсов). Первый курс по палеографии представлял собой «лекции по русской палеографии», читавшиеся И.П. Сахаровым в середине XIX века в Училище правоведенья и Александровском лицее. В 1885 году вышел труд И.И. Срезневского по славяно-русской палеографии, который представлял собой обработку лекций, читавшихся им в течение ряда лет в Петербургском Университете; труд увидел свет уже после смерти автора.

Только в советское время, в связи с громадными потребностями архивного строительства, изучения палеографии документальной письменности признано неотложной практической задачей.

Помимо изучения графики, специальное внимание в литературе второй половины XIX века было уделено рукописному орнаменту. В 1870ых годах в Москве появились издания Художественно-промышленного музея, посвященные истории русского орнамента. Специальный сборник подготовил Г.Г. Гагарин. Изучением рукописного орнамента занимался большой знаток русского искусства Ф.И. Буслаев. Большую материальную ценность имеют материалы по истории орнамента, опубликованные В.В. Стасовым.

В то время, как подлинная историческая наука развивалась благодаря трудам В.И. Ленина, представители буржуазной историографии все более и более заходили в идеалистический тупик. Этот общий кризис отразился на развитии буржуазного источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, в частности палеографии, хотя в этой области продолжалась серьезная работа. Бросается в глаза отсутствие у ряда буржуазных ученых неясного предмета палеографии и четкого представления о ее задачах.

Особенное место в разработке в этот период принадлежит Н.П. Лихачёву. А также большая заслуга принадлежит ему в разработке бумажных водяных знаков. В 90ых годах XIX века появились труды Н.П. Лихачева: «Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве», «Палеографическое значение бумажных водяных знаков».

В начале XX века было опубликовано достаточно большое количество палеографических альбомов, издателями которых явились Петербургский и Московский археологические институты. Много снимков с памятников русской письменности опубликовано Обществом любителей древней письменности (осн. в 1877 году).

Обзор памятников книжной письменности X – XIII веков принадлежит П.А. Лаврову. В изучении глаголицы много сделано И.В. Ягичем. Ему принадлежит большой труд истории славянской филологии.

Интерес к отдельным разделам палеографии иногда определялся развитием промышленности – из-за роста легкой промышленности появляются труды, посвященные истории бумаги в России (Н.А. Картавова, Н.А. Резцова).

Первые курсы по палеографии, вышедшие в свет после Октябрьской соцреволюции, будучи созданы еще в дореволюционное время, и подводя итоги достижениям буржуазные науки, страдали недостатками, отличающими труды буржуазных авторов, особенно периода империализма.

Из работ по палеографии периода империализма, хотя и вышедших в советское время, наиболее интересны «Учебник русской палеографии» В.И. Щепкина и «Славянская кирилловская палеография» Е.Ф. Карского.

В области изучения водяных знаков серьезное значение имел И. Каманип и А. Витвицкой, посвященный водяным знакам украинских документов XVI – XVII вв. Появился ряд работ, посвященный орнаменту и миниатюрам в рукописях (Г. Павлуцкая).

Наконец, отдельные советские исследователи проявили интерес к истории зарождения развития палеографии России (статья «Поморский палеограф» начала XVIII столетия В.Г. Дружинин).

Важную роль в развитии советской исторической науки сыграло преодоление ошибок школы М.П. Покровского.

В специальных работах ряда советских исследователей конца 30-40ых годов получила дальнейшее развитие разработки отдельных разделов палеографии (С.И. Маслова, А.И. Зернова, А.А. Гераклитова). Изучением орнамента миниатюр помимо А.В. Арциховского, занимались А.И. Некрасов и А.Н. Свирин. Ценный труд, посвященный русским миниатюрам, принадлежит А.Н. Свирину. А.С. Зернова, изучая орнамент старопечатных книг XVI – XVII вв. поставил вопрос о его связи с рукописным орнаментом.

В курсе «Русской палеографии» профессора М.Д. Приселкова, вышедшем в 1938 году сделана попытка подойти к определению задач палеографии и тем самым придать ей значение подлинной вспомогательной дисциплины в составе исторического источниковедения. Попытку построения курса палеографии сделал А.С. Пернанский, в течении ряда лет читавший этот курс в Историко-архивном университете. Учебные пособия С.С. Гадзяцкого и Н.В. Степанова имели положительное значение для преподавания палеографии в высших учебных заведения. Менее ценным для историка является альбом, составленный для учебных целей, А.М. Селищевым.

В 1940 году Историко-архивный институт выпустил учебное пособие Н.С. Чаева и Л.В. Черепнина «Русская палеография». Советская критика отметила серьезные недостатки этого пособия. Было решено, что пособие не достаточно отвечает требованиям высшей школы, и необходимо подготовить новую книгу.

В 1947 году вышла книга А.Г. Шицгала «Графическая основа русского гражданского шрифта».»

В 1973 году в книге «Вспомогательные исторические дисциплины» Пронштейна А.П. и Кияшко В.Я. об истории возникновения палеографии сказано так: «Как научная дисциплина палеография возникла в первой половине XVIII в. Во Франции, но еще за много веков до этого в ряде стран приемы палеографического анализа уже применялись в практических целях. Так, на судебных процессах в Роcсии уже в XV в. с помощью палеографии неоднократно доказывали подложность актов и грамот. Образцом палеографического анализа может служить разоблачение в начале XVIII в. старообрядцами братьями Денисовыми двух фальшивок, сфабрикованных православной церковью.

В первой половине XIX в. Ученые стали обращать пристальное внимание на палеографические особенности рукописей, а в середине столетия уже появились труды А.В.Горского, К.И.Невоструева, содержащие ценные палеографические наблюдения над древнейшими славянскими рукописями.

В 1885г. было опубликовано первое руководство по палеографии И.И.Срезневского, а затем написан ряд учебников и трудов, в том числе Е.Ф.Карского, Н.П.Лихачев, И.С.Беляева и А.И.Соболевского.

Большое внимание всегда уделяли палеографии советские ученые. В 1919г. был напечатан учебник по русской палеографии В.Н.Шепкина (переиздан в 1967г.), а в 1928г. переиздан курс Е.Ф.Карского. После Великой Отечественной войны опубликованы фундаментальные учебники по палеографии Н.С.Чаева и Л.В.Черепнина (1947) и Л.В.Черепнина (1956), а также несколько палеографических альбомов.»

В 1966 году Тихомировым М.Н. и Муравьевым А.В.был подготовлено и издано специальное пособие для студентов высших учебных заведений «Русская палеография». Которая и в данный момент является актуальной.

И наконец, в 1982 году С.А.Рейсер выпустил книгу «Русская палеография нового времени (неография)». В ней говорится про становление палеографии как науки следующее: «Палеография занимается главным образом изучением рукописей до XIX века, однако практический палеографический анализ может проводиться и в отношении документов, более близких к нам по времени. Круг проблем, подлежащих введению неографии, в принципе мало отличается от тех задач, которые стоят перед русской палеографией, и не раз были отчетливо сформулированы в широко известных курсах Е.Ф. Карского, Н.М. Тихомирова, А.В. Муравьева, Л.В. Черепнина и других.

Следует подчеркнуть, что на нынешнем этапе своего развития неография и палеография не отделились друг от друга. И в том и другом случае важно запомнить, что неография, как и палеография, касается внешнего характера письма, включая тем самым эпиграфику, граффити, нарезные чеканные тексты и прочее. Степень изученности основных проблем неографии и палеографии разные. В круг проблем о неографии входит материал, на котором выполнено письмо, в палеографии эта очень сложная и разнообразная проблема. Также проблема способа записи. Для палеографа тот или иной начерк совершенная достаточная «примета» для датировки лежащего перед ним документа. «Приметы» почерка нового времени находится в этом смысле в меньшей степени изученности и не дают прочных оснований для установления даты и т.д….»

Заключение