Смекни!
smekni.com

Формационный и цивилизационный подход к периодизации истории (стр. 4 из 7)

играть сторонние влияния, то, что Тойнби называет внешним пролетариа­том,

который нередко взрывает границы стагнирующего общества. Концепция Тойнби

ценна тем, что она дает развернутую картину жиз­ненных циклов локальных

цивилизаций, механизмов смены их поколе­ний. Но эта смена поколений, распад

локальных цивилизаций в значи­тельной мере является следствием ритма мировых

цивилизаций, форми­рующих симфонию общечеловеческого исторического прогресса

и син­хронизирующих стадии жизненных циклов локальных цивилизаций.

Родственная для понятия мировая цивилизация категория –

общест­венно-экономическая формация, до последнего времени общепринятая в

научных трудах и учебниках и используемая для характеристики крупных,

объективно обусловленных этапов в развитии общества.

2. Древняя Русь и факторы, способствующие становлению

древнерус­ской цивилизации

Исторический феномен России формировался в основ­ных чертах в условиях

Московского государства. Тогда же родилось и закрепилось само название

страны, которое существует до сегодняшнего дня. Однако феномен России имеет

глубокие исторические корни, которые являются общими для всex народов:

русского, украинского и белорусского. Ис­токи связаны с эпохой Киевской Руси,

которая охватывает IX–XII вв.

Есть все основания говорить о том, что в древности на территории Киевской

Руси развитие шло по прогрессивному пути. Восточные славяне как

самостоятельная ветвь выделись из славянства в VI в. и постепенно заселили

европейскую равнину. Они представляли собой смешение различных расовых линий:

индоевропейских и арийскик ощутимым добавлением урало-алтайских ветвей

монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть

европейского мира, осознавали свою близость с ним. Развивалось сельское

хозяйство, ремесла, возникли города. Широкие торговые связи прослеживаются

как с Западом, так и с Востоком. Важным шагом на пути общественного прогресса

было появление государства. Государственность в древности начала складываться

в нескольких регионах. Киев первым положил начало объединению земель. Здесь

правила династия Киевичей, потомков основателя города. В начале IX в. основы

государственности появились в земле вятичей, на Северо-Востоке. Она

формировалась из союза племен, во главе которого стояла иерархия аристократии

во главе со "светлым князем". Северо-Западные земли призвали на княжение

варяжского конунга Рюрика с братьями. После смерти Рюрика в 882 г. другой

варяжский конунг Олег обманом захватил Киев, объединив земли. Появилось

древнерусское государство, которое принято называть Киевской Русью к имени

столицы. Киевское государство постепенно стало 6ольшим и процветающим. С

запада оно граничило с христианскими народами и языческими, которые

постепенно приобщались к христианству. На востоке его соседями были принявшая

ислам Волжская Булгария, иудейский Хазарский каганат в междуречье Волги и

Дона. На северо-востоке территории были заселены финскими племенами.

Приазовские и прикаспийские степи представляли собой мир кочевников.

Хозяевами степных просторов были печенеги, принявшие ислам, а затем сюда

пришли и язычники-половцы. Таким образом, изначально геополитическое

пространство, которое станет полем исторической деятельности русских,

находилось на стыке разных миров. Население Древней Руси находилось под

мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего

христианского и мусульманского.

Однако древняя история является в настоящее время пред­метом острых

дискуссий. Не все разделяют мнение, что го­сударство в восточной части Европы

возникло до призвания варягов.

В "Повести временных лет" записано: "И избрались три брата со своими родами,

и взяли с собой всю Русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу,

и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом озере, а третий

— Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозва­лась русская земля". Варяги

положили начало великокняжес­кой династии Рюриковичей. Со времен М.В.

Ломоносова вок­руг этого положения летописи кипят страсти. В советское время,

когда все иностранное отвергалось, эпизод с призва­нием варягов трактовался

как несущественный, не оказав­ший какого-либо влияния на развитие восточных

славян. Варяги в конечном итоге были ассимилированы: так утвержда­лось.

Таким образом, доказывается, что Древняя Русь, разви­ваясь аналогично

Западной Европе, подошла одновременно с ней к рубежу образования большого

раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот

процесс, Следовательно, эпизоде призванием варягов доказывает, что Древняя

Русь развивалась так же, как и Европа.

Однако другие историки склонны считать иначе. Они ста­вят вопрос:

действительно ли варяги – это скандинавы, кон­кретнее, норманны, шведы? В

советское время считалось, что население Киевской Руси составляли восточные

славяне (пoляне, древляне, ильменские славяне и т.д.). Их называли древ­ними

русскими. Указания исторических документов, прежде всего древнейшей летописи

"Повести временных лет", о том, что наряду со славянами здесь жили русы,

отодвигались на второй план. Названия Русь, русские, выводили из названия

реки Рось, по берегам которой жили росы. Однако сейчас это положение выглядит

не столь однозначно. Исследовате­ли давно указывали на то, что понятие "Русь"

встречается в документах довольно часто безотносительно к славянам эпизоду с

призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе, в том числе

восточной. Руги, русы — название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюг

Южной Германии (Reisland до 1924 г. существовала на панице Саксонии и

Тюрингии), и на территориях по Дунаю. Кыли ли русы славянским племенем или

нет, сказать опреде­ленно нет оснований. Но очевидно, что русы жили рядом с

древлянами, полянами и имели европейское происхождение.

Летопись называет русами варягов. В средние века варя­гами называли любые

наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Наемничество было

распространено в средние века в Европе. Наемные дружины приглашали для

участия в войнах, для защиты городов. Одной из таких дру­жин и были русы,

приглашенные славянами. Одни историки больше склоняются, что варяги — это

племя с берегов Юж­ной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и

славян, которые жили рядом, имели много общего. Л.Н. Гу­милев высказывал

мнение, что русы — это скорее племя южных германцев. Этот спор вряд ли

удастся разрешить. Круг источников узок. Речь идет о гипотезах. Трудно

сказать, ка­кие славянские и неславянские племена входили в состав Киевского

государства. Однако, кто бы ни были варяги, русы обратите внимание: они

связывают, привязывают Древнюю Русь к Европе.

Первоначально русы и славяне жили не смешиваясь, рус­ские князья не только

защищали Русь, но и промышляли наемничеством по всей Европе. Русские дружины

перевалива­ли даже за Пиренеи в поисках военной удачи. Воинственные русы

сражались с войсками Арабского халифата. "Да про­клянет их Аллах!", — писал с

ужасом арабский автор о сме­лости и агрессивности русов.

Но главную и широкую основу для вхождения в европей­ское общество создавало,

конечно, принятие христианства Крещение Руси стало важным и во многом

переломным ру­бежом. Христианство стало проникать в восточно-славянс­кие

земли задолго до крещения. Церковная традиция отно­сит начало христианизации

к I в. н.э. В летописях упомина­ется хождение брата апостола Петра Андрея

Первозванного на Русь. Занимаясь миссионерской деятельностью, он попал на

Киевские горы и предсказал возникновение здесь велико­го христианского

государства. Однако серьезные истории считают этот эпизод легендой, которая

появилась в летопи­си под давлением церковных деятелей.

Первые достоверные сведения о проникновении христи­анства на Русь относятся к

IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня

Ольга Однако датой христианизации Руси принято считать 988 г. Киевский князь

Владимир долго упорствовал в язычестве Однако, собравшись жениться на

греческой принцессе Анне сестре византийских императоров, он принял крещение

Корсуни (Севастополе). Вернувшись с молодой женой в Киеве он крестил его

жителей. Такова летописная версия. В 990 г. не без сопротивления был крещен

Новгород. Затем христианство распространилось по другим городам и весям.

Насилие, действительно применялось широко. Не желавшие креститься люди

уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это другой стороны.

Смена духовных и нравственных приоритетов – это трудный процесс в любой

стране. Не был он петым и для Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистичному

язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, жесткого выполнения

нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя

жизни: от се­мейных отношений до общественных установлении. Посмотрим на

простом примере, какие глубокие изменения несла новая религия. Язычество не

возбраняло многоженство. У великого князя Владимира в языческие времена,

было, по сведениям летописи, пять жен и несметное число наложниц ("триста в

Белгороде, двести в Берестове..." и т.д.). Нравы были жестокими. По смерти

хозяина убивали жен и налож­ниц, чтобы они сопровождали его в загробной

жизни. Ко­нечно, рядовой труженик не мог содержать такое число жен, как

великий князь, но не в этом дело. Теперь предлагалось перейти к другим