Смекни!
smekni.com

Иван Грозный реформы, политика (стр. 2 из 5)

Им действительно принадлежала важная роль в проведении реформ, а, судя по всему, именно они убедили царя в том, что реформы необходимы, а без этого важного условия было весьма трудно рассчитывать на их осуществление.

Начало реформ сопровождалось резким увеличением размеров главного органа управления государства – Боярской думы, что, очевидно, подразумевало консолидацию правящей элиты, поэтому есть основания полагать, что все реформы в значительной степени были плодом коллективных усилий всей правящей элиты Русского государства.

В 1549 году Царь собрал на совещание боярскую думу, Освященный собор (верхушка церкви) и высших представителей боярства и дворянства – первый Земский Собор. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Затем он призвал забыть все обиды и действовать всем вместе на общее благо. Отсюда название Собора – «Собор Примирения». Там сам царь призвал кормленщиков и население не прибегать к насилию и объявил о создании нового «Судебника», который был издан годом позже, в 1550 году, и во многом повторял традиции «Судебника» Ивана III. Однако он регламентировал суд и фактически констатировал права сословий. Так за городским населением фактически была признана монополия на торговлю и ремесло.

Преобразования начались с реформы системы управления навстречу требованиям дворянства. Практика передачи расследования об уголовных делах перешла в руки выборно-представительной уездно-дворянской организации, появившейся уже в годы боярского правления, что в 50-е годы получило повсеместное распространение. Царь с боярами «...уложил, что во всех городах Московской земли наместниками детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным».[6] Этот закон предполагал, что отныне дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше. Это произошло, несомненно, в результате давления уездного дворянства.

Изменению подвергаются не только права местных правителей, но сам порядок ведения судебных процедур.

Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у «областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и лучшие люди», а судебник 1550 года прибавляет еще дворянского, выборного управителя.

Эти меры можно отнести к попытке придать кормленщикам характер местных правителей в государственном смысле слова и в этом направлении изменить их судебно-административную деятельность. За ней же вводился строгий надзор, который подавлял их бесчинства.

«Средством этого ограничения служил двойной надзор за их действиями, шедший сверху и снизу».[7] Таким образом, в данной реформе ясно прослеживается попытка регламентировать, упорядочить поборы кормленщиков.

Одновременно государство преступило к проведению, так называемой, Земской реформы, осуществление которой было завершено к 1556 году. «Она состояла в попытке совсем отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом»[8] Старая система управления с помощью наместников и волостелей была ликвидирована. Суд и управление населением перешли в ведомство земских старост, выборных представителей посадских городских общин и деревенских волостей. И, таким образом, ряд функций, таких как суд, полиция и финансовое управление, выполнявшимися до того представителями государственной знати, перешёл в руки сословных органов самоуправления.

Всё сказанное позволяет достаточно определённо судить о значении реформ 50-х годов в истории русского общества и государства. Если до того времени оно было вотчиной монархии, при которой государство рассматривалось как родовая собственность, вотчина государя, а власть находилась в руках тех лиц, которым передавал её государь, то в 50-е годы был сделан важный шаг к созданию сословного общества и сословной монархии.

В таком обществе сословия представляли собой большие общности людей, не просто отличавшиеся друг от друга родом занятий и социальным положением, но обладавшие своей внутренней организацией и своими органами самоуправления. В их руках постепенно оказывалась значительная часть функции органов государственной власти на местах.

Также в 50-е годы правящая элита сумела преодолеть конфликты между кланами и выработать согласованную программу действий на местах. С устранением злоупотребления наместников и волостелей, был устранён и один из главных источников противоречия между знатью и стоявшими ниже на социальной лестнице слоями дворянского сословия. Соответственно и влияние знати на широкие круги детей боярских лишь более усилилось.

Можно говорить о единстве всего формирующегося дворянского сословия, которое проявлялось в том, что каждый сын боярский, независимо от того положения на социальной лестнице, которое он занимал, принадлежал к определённой уездной корпорации, городу или городе. Во фрагментах списков членов двора 40-х годов даже представители наиболее знатных родов, начинавшие службу стольниками, непосредственного окружения монарха, были связаны с определёнными городами.

Все дети боярские, входившие в состав государева двора, обозначаются в текстах 50-60-х годов как «выбор из городов», то есть лица, выбранные из состава своих уездных объединений для службы в составе государева двора. В итоге этих реформ вельможи как лица, представлявшие власть государства утратили часть прав и влияния, но приобрели новый вес и значение как верхушка формирующегося дворянского сословия.

Создание органов сословного самоуправления сопровождалось расширением центральных органов управления и усложнением их структуры. Были сформированы особые органы центрального управления, сначала называвшимися «избами», по помещениям, построенным для них в Кремле, а потом получившие название «приказов». «В Дворцовой тетради 1552-1562 годах записано до 50 больших и дворовых дьяков, возглавлявших главнейшие приказы или избы».[9] Увеличение госаппарата, усложнение его структуры, расширение функций, привели к увеличению роли и значения занятого в нём чиновничества, что со временем стало вызывать враждебную реакцию со стороны некоторых представителей знати.

Вслед за законодательной реформой, изменения претерпела и церковь. На Стоглавом соборе был одобрен ряд реформ, направленных на то чтобы исправить обряды, книги, искажаемые писцами-невеждами, также и нравы духовенства, «учебой образовать достойных служителей алтаря», установить правила благочиния, искоренить соблазн в монастырях, очистить христианство российское от всех остатков древнего язычества. Установление строгого порядка в исполнении церковных обрядов, введение строгой системы внутреннего распорядка. « ...многие постановления Собора были полезны для церкви и имеют свое несомненное достоинство. Таковы его определения о заведении училищ при церквах, об учреждении старост для надзора за благочинием духовенства, защите судебных прав клира, мысль об исправлении церковных книг, об истреблении соблазнительных пороков духовенства, суеверий и зловредных обычаев народных»[10] Таким образом утверждается новое отношение государства к церкви, устраняется ее излишняя самостоятельность и церковь подчиняется интересам государства. Продолжая изменения церкви, Иван IV пытается обогатить культуру России и «просветить» ее с помощью западной культуры. Это были годы реализации грандиозных замыслов.

«Иоанн ...предложил ...вывести оттуда в Москву не только ремесленников, художников, аптекарей, типографщиков, но и людей искусных в древних и новых языках - даже филологов!»[11]

Многие из образованных людей, приглашенных в Россию, были ей полезны в деле гражданского образования. В результате развивается публицистика, иконопись и другие виды искусства. Несмотря на свою кратковременность, реформы церкви обуславливались укреплением самодержавия и интересами государства, что обуславливалось огромным влиянием церкви на народ.

Говоря о реформах Ивана Грозного, необходимо также отметить изменения в дипломатических отношениях и торговых контактах с Западом. Наиболее яркий пример – установление дипломатических отношений с Англией в 1533 году. «Иоанн дал наконец торговую жалованную грамоту англичанам, установив в ней, что они могут свободно купечествовать во всех городах России, без всякого стеснения и не платя ни какой пошлины... С того времени пристань св. Николая ...оживилась и сделалась важным торговым местом»[12] При всем интересе к европейской торговле, повысить ее активность было непросто, т. к. плавать через Белое море было сложно в связи с суровыми климатическими условиями, началось строительство нового Балтийского порта в 1556 г. Для привлечения в Россию иностранных купцов, был наложен запрет на выезд российских в Ливонию, но эти меры оказались недостаточными, чтобы как-то закрепить успехи и создать благоприятные условия для развития торговли.

Начало реформы налогообложения в 1548-1549 годах больше всего задело монастыри, а в 1550-1551 была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей.

« ...Запретили ...епископам и монастырям покупать вотчины без ведома и согласия царского...»[13]

Тарханы были отменены Судебником 1550 года, в мае 1551 года была проведена перерегистрация всех жалованных грамот с пометкой. Была установлена единая мера определения доходности – «соха» - земельная единица. Были введены новые налоги: «пищальные деньги», «полоняные». Появляются не только новые налоги, но и увеличиваются многие старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).