Смекни!
smekni.com

Российское государство 16 века (стр. 3 из 5)

Вместе с тем реформы не завершили процессы централизации. Государственный аппарат был недостаточно развит для того, что бы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей. Россия, таким образом, развивалась в направлении и сословно – представительной монархии. В России, отличии от Западной Европы, где сословными были высшие органы власти. Здание сословно – представительной монархии строилось с низу, с местных органов власти. В 1549 г. Был созван первый Земский собор, состоящий из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Земский собор в XVI веке, собирались не регулярно, характер представительства в них не был чётко определён.

В правительственной деятельности Избранной рады важное место занимала организация класса феодалов. В 1550 г. было решено

дать в радиусе 60-70 верст от Москвы поместья тысяче бояр и

дворян – «лутчих слуг», обязанных быть всегда наготове для испол­нения ответственных поручений. Был составлен список, в который вошли представители знатнейших родов и верхи Государева двора. Впрочем, вероятно предположение (разделяемое не всеми исследо­вателями), что реформу не провели в жизнь: не нашелся необходимый резерв земель. В 1552 г. была составлена дворовая тетрадь - полный список Государева двора, около 4000 человек. Именно из состава двора выходили и воеводы, и головы (высший и старший командный состав), и

10

дипломаты, и администраторы и т. п. Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми бо­ярскими или дворянами; просто дети боярские составили нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне записаны по тем уездам («городам»), где они владели землей. Тем самым закреплялась организация феодалов в уездные служилые корпорации. Дети боярские одного уезда вместе выходили на службу, решали судьбу выморочных поместий, определяли оклады жалованья (поместного и денежного) друг для друга.

Было упорядочено местничество. Возникло оно лишь на рубеже XV-XVI вв. и состояло в том, что при назначении на военные и государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека. Учитывалась не абстрактная знатность, а службы предков и родственников. Если некогда один служилый человек был подчинен другому, то и их дети, и племянники, и внуки всегда должны были находиться в том же соотношении. Хотя местничество и давало аристократии некоторые гарантии сохранения ее господствующего положения, оно вместе с тем выдвигало те роды, которые издавна и верно служили великим князьям московским. Однако решение местнических дел было очень сложным: против одной цепочки «случаев» при желании выдвигалась другая. Перед каждым походом начинались затяжные споры. В 1550 г. были ограничены случаи, когда служба считалась совместной, и местнические счеты стали несколько упорядоченнее. Местничаться имели право только аристократические роды. Их состав был точно определен официальным родословным справочником, составленным в середине XVI в.,-«Государевым родословцем». Все назначения записывались в разрядные книги, которые с середины XVI в. велись при Разрядном приказе. Эти записи были систематизированы в официальном «Государеве разряде»: только на него теперь можно было опираться при местнических спорах. Шла централизация денежной системы и системы мер. При Елене Глинской московский рубль стал основной денежной единицей для всей страны. Но продолжали чеканить и новгородскую деньгу, равняющуюся двум московским. На «новгородке» был изображен всадник с копьем. Эти деньги потому называли копейными. Отсюда происходит копейка -1/100 рубля. Для наиболее распространенной меры вместимости сыпучих тел - четверти (ею мерили зерно) были созданы медные эталоны, которые разослали во все уезды. Тем самым было достигнуто единообразие мер.

Централизация коснулась и церковного управления. Еще в конце 40-х годов многие «местночтимые» святые были признаны общерусскими. В государстве создавался единый пантеон святых. Эти решения были утверждены в 1551 г. так называемым Стоглавым собором (в сборнике его решений было 100 глав, отсюда и название «Стоглав»). Собор, работами которого руководил митрополит Макарий, унифицировал церковные обряды. При участии Ивана IV он принял меры для искоренения

11

безнравственности в духовенстве. Например, Собор запретил монахам пить водку, а разрешил лишь виноградное вино, пиво и мед. Собор сохранил и один из пережитков удельной старины: духовенство и«церковные люди» подлежали суду епископов, а не государства.

Хотя далеко не все из реформ Избранной рады удалось в полной мере осуществить, все же они означали невиданный шаг вперед в

направлении централизации и преодоления пережитков феодальной раздробленности.

В 1560 г. пало правительство Избранной рады. Разногласии между Иваном IVN. ;ли невиданньl________________________________________________________________________________________________ и его приближенными накапливались долго. В 1553 г. царь опасно заболел. Многие придворные, в том числе Сильвестр и отец А.Ф. Адашева - Федор Григорьевич, не желали присягать грудному младенцу, сыну царя Ивана Дмитрию. Выска­зывалось опасение, что при царе «пеленочнике» может повториться боярское правление. В наследники предлагали двоюродного брата Ивана IV- Старицкого удельного князя Владимира Андреевича. Правда, все обошлось: все в конце концов присягнули, а царь выздоровел. Но отношения царя с советниками охладились.

Иван IV, человек с непомерно развитым властолюбием, со временем стал тяготиться людьми с самостоятельными взглядами. Опасным непокорством считал царь всякую самостоятельность в суждениях. Недаром впоследствии он обвинял Сильвестра и Ада­шева в том, что они отняли у него всю власть. Напряженными были отношения Сильвестра и Адашева с родственниками первой и любимой жены царя Ивана -Анастасии Захарьиной-Юрьевой. Были и внешнеполитические разногласия: Адашев был против бесперспективной войны в Ливонии.

Но самыми тяжелыми были внутриполитические разногласия. Избранная рада проводила серьезные, глубокие реформы, Рассчитанные на_ длительный период. Царь Иван стремился к немедленным результатам. Но при неразвитости аппарата государ­- ственной власти быстрое движение к централизации было возможно только при помощи террора. Царь пошел именно по этому пути, Избранная рада на него не соглашалась.

В 1560 г. Сильвестра царь сослал в далекий Соловецкий монас­тырь, А.Ф. Адашев с братом Данилой отправлены на воеводство в Ливонию, вскоре они были арестованы. А.Ф. Адашев умер в тюрьме, а его брат - казнен. В 1564 г. бежал в Великое княжество Литовское Андрей Михайлович Курбский, возглавлявший войска в Ливонии. Он находился в близких отношениях с Адашевым и понимал, что его ждут опала и казнь.

Опричнина.

Падение Избранной рады послужило прологом к одному из

самых мрачных периодов отечественной истории - оnричнине. События первой половины 60-х гг. стали ее предысторией.

12

Война, где противником России выступали объединен­ные личной унией Великое княжество Литовское и королевство Польское, требовала чрезвычайного напряжения всех сил. Росли налоги, а с ними и эксплуатация крестьян. Становилось неус­тойчивым и хозяйство феодалов- его благосостояние основыва­лось на платежеспособности крестьян. Россия с 1547-1548 гг., с первого похода на Казань, непрерывно вела военные действия, служилые люди начали уставать. Победы сменяются неудачами. Осложнились отношения со старицким князем Владимиром Андреевичем. "Бояр и служилых людей у Владимира Андреевича отобрали, а двор его наполнили царскими соглядатаями. Часть удела, расположенную вблизи от литовской границы, царь взял себе, а Владимиру Андреевичу «пожаловал» в компенсацию уезд на Волге.

Но все эти разрозненные мероприятия были лишь подготовкой к тому решительному повороту в политике, который позволил бы царю проводить в стране беспощадный террор.

В декабре 1564 г. Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье. Но из Троице­-Сергиева монастыря он поехал дальше -в свое охотничье село Александровскую слободу (ныне - г. Александров Владимирской обл.). В начале января 1565 г. гонец привез в Москву два послания царя, оглашенные на Красной площади. В первом царь сообщал,

что он «положил гнев и опалу» на высшее духовенство и всех

феодалов (он тщательно перечислил все категории класса феода­лов): на бояр и детей боярских - за их нежелание воевать против недругов и насилия над народом, на духовенство - поскольку оно заступается за «изменников». Царь отрекся от престола . В грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, Иван IV заверял их, что они не виноваты в его уходе . Это был рассчитанный демагогический жест: царь ловко

противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за

защитника простых людей от насилий феодалов. Московские чер­ные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол, угрожая расправой.

Через несколько дней царь принял в Александровской слободе

делегацию духовенства и бояр и согласился вернуться на престол, но лишь за тем, чтобы казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину. Опричниной издавна назывался удел, который выделялся вдове князя, «опричь» (т. е. кроме) всей земли. Теперь опять же «опричь» всей Русской земли выделялась госуда­рева опричнина, своеобразный личный удел государя всея Руси. Остальная часть государства именовалась земщиной. Земли, которые были взяты в опричнину, можно разделить на три группы. Во-пер­вых, это были уезды с давно развитым феодальным землевладением, служилые люди которые были исконной опорой великокняжеской власти (Суздальский, Ростовский, часть Переславль-Залесского, возможно, Костромской); во-вторых, уезды, пограничные с