Смекни!
smekni.com

Конституционные принципы взаимоотношений человека, общества и государства (стр. 2 из 6)

Первая, тоталитарная модель, таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из приоритета госу­дарства над правами человека, полного подчинения человека госу­дарству и полном отсутствии свободы. Она исключает саму поста­новку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается как органическая, неразрывная частица общества. Для тоталитар­ного государства характерно — безусловный приоритет целого над частью, полное подчинение личности государству, растворение ин­дивидуального “я” в безликом коллективном “мы”. Тоталитаризм лишает человека свободы выбора, будь то экономика, политика или культура. Формируется массовый тип личности, ориентирующийся на идеологическую однообразность, безальтернативную преданность, энтузиазм в выполнении руководящих указаний и непритязатель­ность. [10, с.59-61]

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и го­сударства основан на приоритете индивида в отношениях с госу­дарством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. По­следнее является результатом соглашения, договора свободных ин­дивидов. Оно подконтрольно народу и призвано лишь выполнять строго ограниченные функции — обеспечение безопасности и сво­боды граждан, поддержание общественного порядка и некоторые другие. То есть рассматривает человека как изолированного, не­зависимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах. Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама про­блема прав человека ставится и конституционно закрепляется главным образом в форме прав, ограждаемых от посягательства власти.

В современной науке преобладает третий, партиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и государства. Он лишен крайностей и не рассматривает человека как изолированного, не­зависимого от общества индивида, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между человеком, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усмат­ривается не столько в ограждение этих прав от посягательства государства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности. Современная демократическая модель ориентирует внимание на обя­занности государства обеспечить экономические и социальные ус­ловия для реализации человеком своих безусловных прав и свобод.

1.2. Соотношение человек – общество - государство на разных этапах истории

Все три рассмотренных выше способа взаимоотношений чело­века, общества и государства в большей или меньшей степени представлены в истории человечества. На заре развития государ­ственности человек был отчужден от власти, не обладал развитым самосознанием и руководствовался в отношениях с обществом и го­сударством, прежде всего многовековыми традициями, не отделяя себя от рода, общины, общества, государства.

Античные мыслители не разделяли общество и государство. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. Позже государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.

С развитием общества, индивидуальности возникли идеи есте­ственного права человека (право на жизнь, свободу, собствен­ность). Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые права, обусловленные природой. Само же государство есть результат общественного договора. Значительный вклад в эту концепцию внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего его право на частную собствен­ность. Различал естественное и условное, позитивное право. По­зитивное право, в отличие от естественного, более изменчиво и является результатом деятельности государства и согласия между людьми в обществе. Аристотель проповедовал идею верховенства естественного права над законами государства, которая получила развитие в современной концепции прав человека. [12, с.67]

Во времена феодализма идея равенства от рождения естествен­ных прав всех людей или хотя бы правового равенства всех сво­бодных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные поданным монархом. Каждое из сословий имело специфические права, которые сокращались по мере снижения по лестнице общественной иерархии. В эпоху просвещения идея ес­тественных прав получила либеральное толкование.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции прав человека и его взаимоотношений с государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джеффер­сон и другие. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы ес­тественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Спиноза одним из первых дал теоре­тическое обоснование демократического государства, которое, бу­дучи связано законами, обеспечивает действительные права и сво­боды граждан. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, не­зыблемость договоров.

Дж. Локк, его называют родоначальником либерализма, впер­вые четко разделил такие понятия как “личность”, “общество” и “государства”. Либеральная теория демократии сформировалась на базе учений Дж. Локка и Ш. Монтескье, приверженцев договорной теории происхождения государства и теории естественных прав че­ловека. Он рассматривал функции государства, исходя из индиви­дуального начала. Основная функция государства — защита неотчу­ждаемых естественных прав личности. Основа всякой государствен­ной власти — согласие свободных людей подчинять свою волю реше­нию большинства. Общественная власть — не высшее начало, гос­подствующее над людьми, а сбор индивидуальных прав.

Дж. Локк предусматривал особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Его важней­шие компоненты — принцип разделения властей и законность. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей Ш. Монтескье. Цель этой теории — гарантировать безопасность граж­дан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечить их поли­тическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. [10, с.9]

В учениях Ж. Руссо получила наибольшую завершенность идея общественного договора, в которой он видел основу всякой закон­ной власти. Существо общественного договора сводилось к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становиться ее участником. Таким обра­зом, властью обладают все участники соглашения. Законодательной властью, согласно Руссо, обладает только народ, которому при­надлежит решение вопроса о форме правительства. Согласно кон­цепции народного суверенитета Руссо все члены общества должны участвовать в управлении государством.

Отделение государства от общества и превращение его и обще­ства в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господ­ства обменных отношений как средства, связующего людей в обще­ственные организмы. Общество, освободившееся от тирании госу­дарства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, по­лучило название гражданского. В наше время оно играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье – со­словность.

Различные теории государства и прав человека решали про­блему взаимоотношений по-разному. На базе этих теорий и проис­ходит первоначальное формирование конституционных принципов взаимоотношений человека, общества и государства. По общепри­знанному мнению, появление конституции в современном ее понима­нии относится к 17 веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демо­кратических революций, с необходимостью правового закрепления нового общественного строя, нового устройства государства, ос­новных принципов взаимоотношения государства, общества и чело­века. Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе (обществе) как единственном носителе верховной власти, его суверенитета, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества.

В течение 19-20 века эти теории развивались последовате­лями либерализма. Либералы обосновывали конституционные права и свободы граждан, прежде всего неприкосновенность личности, сво­боду частной собственности и конкуренции, отстаивали идею не­вмешательства государства в экономику. Политическая свобода рассматривалась ими как средство для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая политические свободы, превращается в тиранию. Отсюда следовал вывод о том, что политическая власть не должна быть абсолютной. Границей для нее служат права инди­вида и система разделения и равновесия властей. Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельной сферы жизни. [10, с.10]

В первой половине 20 века в связи с развитием государст­венно-монополистического капитализма наблюдался кризис идей ли­берализма и появлению доктрины государственного регулирования. Сторонники активного вмешательства государства в экономику (Дж. Кейнс и другие) полагали, что ограничение свободы в рамках сис­темы централизованного планирования есть жертва, необходимая для достижения более важной цели — обеспечения достойной жизни основной массы населения. Развивались теории, взгляды которых на взаимоотношения человека, общества и государства были диа­метрально противоположны либеральным. Появились теории элит, основоположником ее был В. Паретто, которому принадлежит термин “элита”. Общество в целом, по его мнению, состояло из элит и низшего неизбранного класса. Вариантом элитистской теории явля­лась концепция “олигархии” Р. Михельсона. Он доказывал невоз­можность осуществления принципов демократии в политической жизни.