Смекни!
smekni.com

Беркли, Джордж (стр. 2 из 4)

3. Беркли и континентальная философия

Отождествляя чувственные вещи с «комбинациями ощущений» в человеческом сознании, Беркли вместе с тем не утверждал, что познающий субъект является творцом чувственно воспринимаемого мира.

Какую бы власть я ни имел над моими собственными мыслями, я нахожу, что идеи, действительно воспринимаемые в ощущении, не находятся в… зависимости от моей воли. Когда я открываю глаза при полном дневном свете, то не от моей воли зависит выбрать между видением или невидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные ими идеи не суть создания моей воли. Существует, следовательно, другая воля или другой дух, который производит их.

— «Трактат…» #29

Так Беркли приходит к выводу о существовании Бога, или «бесконечного Духа», который порождает ощущения в сознании людей («конечных духов»)[15]. Признав волю Бога причиной человеческих восприятий, Беркли тем самым выдвинул положение, родственное окказионализму[16], который получил развитие в работах Н. Мальбранша и других последователей Декарта. Сам Беркли категорически отрицал сходство своих воззрений с учением Мальбранша о «видении всех вещей в Боге», настаивая, что

не существует принципов более фундаментально противоположных.

— «Три разговора между Гиласом и Филонусом», 2-й разговор

Однако специальными историко-философскими исследованиями было установлено наличие преемственной связи философских взглядов Беркли и Мальбранша[17]. Некоторые авторы даже выступили с сенсационной трактовкой, характеризуя Беркли как «ирландского картезианца»[18] и отвергая ранее общепринятую точку зрения о принадлежности его философского учения к эмпиризму. Такая интерпретация берклианства остается спорной[19], но факт влияния на формирование философской системы Беркли не только Дж. Локка, но и континентальной философии, особенно в лице Мальбранша, считается несомненным.

4. Моральная философия

· См. по этой теме: Olscamp, P. J. The Moral Philosophy of George Berkeley. The Hague: Martinus Nijhoff, 1970.

Работа Беркли «Пассивное повиновение» (1712)[20]

является его главным вкладом в моральную и политическую философию. … Другими важными источниками этических воззрений Беркли являются «Алкифрон» (1732)[21], особенно диалоги 1-3, и «Discourse to Magistrates» (1738).[22]

Цель сражения, предпринятого Беркли в «Алсифроне», — … опровержение тезиса о независимости морали от религии и веры в бога. … Беркли не создал самостоятельной этической системы, намечавшейся им как вторая часть «Трактата», и все его устремления в «Алсифроне» сводятся к реабилитации христианской этики. Книга написана в форме семи «платоновских» диалогов. … Рассказ ведется от лица Диона, одного из гостей, собравшихся на ферме Ефранора, не принимающего участия в длившейся целую неделю дискуссии. Кроме соседей среди приезжих гостей два свободомыслящих философа: Алсифрон, олицетворяющий Шефтсбери, и Лисикл, представляющий Мандевиля, вокруг высказываний которых развертывается острая, горячая полемика.[23]

5. Место в истории философии

Философия Беркли представляет чрезвычайно важный момент исторического развития новой философии, знаменуя переход от картезианской и локковской философии к скептицизму Юма и Кантовой критике чистого разума[24]. По характеристике А. Шопенгауэра, Беркли приобрел «бессмертную заслугу перед философией»[25] благодаря тому, что первым выступил с решительным и развёрнутым обоснованием положения о мире как совокупности представлений в сознании субъекта, став тем самым «отцом идеализма»[26].

Беркли вошёл в учебники как великий представитель «британского эмпиризма»[27]. Он оказал влияние на многих философов Нового времени. Так, Томас Рид признавал, что долгое время находился под обаянием философии Беркли перед тем, как выступил с её решительной критикой[28].

Идеализм Беркли проложил дорогу скептицизму Юма и Кантовой критике разума.

Смирнов А.И. Философия Беркли. Исторический и критический очерк. — Варшава: Типография Варшавского учебного округа № 487, 1873. — С. 5.

Некоторые авторы проводят параллель между Беркли и Гуссерлем[29].

Сочинение Беркли «Трактат о принципах человеческого знания» увидело свет на три года раньше публикации трактата Артура Коллиера «Clavis Universalis, или Новое исследование истины, являющееся доказательством несуществования внешнего мира». Философские рассуждения А. Коллиера весьма близки имматериализму Беркли, хотя исторически доказана независимость первого от последнего[30] [31].

При жизни Беркли его философские идеи были сравнительно маловлиятельны[32]. Однако с тех пор, как в 1871 г. «английский берклианец Фрейзер»[33] издал собрание сочинений Беркли, интерес к его философскому учению возрос[32][34]. Возникавшие на рубеже XIX-XX вв. новые философские учения (эмпириокритицизм, неореализм и др.) обращались к идейному наследию Беркли, называли его своим прямым предшественником, заимствовали и развивали его теоретические положения или, наоборот, ставили задачу опровергнуть их[35]. Так, например, критика тезиса Беркли «esse est percipi” — предмет статьи Дж. Мура “Опровержение идеализма» (1903).

К этому периоду относится и имманентная философия — «интересная, но пока ненаписанная в отечественной истории философии страница необерклианства»[36]:

Та современная наука, которую я обозначаю как имманентную философию, … нашла свою пока что наиболее совершенную разработку в «Теории зрения» и «Трактате о началах...» Беркли» — так характеризует общую тенденцию и конкретное гносеологическое содержание имманентной философии М. Кауфман[37].

Мощный толчок серьезным исследованиям по философии Беркли был дан работами Люса и Джессопа, благодаря которым берклиеведение оформилось в самостоятельную область историко-философской науки[38].

Удельный вес берклиеведения в общей массе историко-философской литературы всё возрастает. Судить об этом можно на основании наиболее полных библиографий по философии Беркли[39]. В них находим, что с 1709 по 1932 гг. было издано около 300 работ, что составляло около полутора работ в год. С 1932 по 1979 гг. вышло уже более тысячи, т.е. около 20 работ ежегодно. В 80-е годы количество публикаций ещё удвоилось[40].

В 1977 г. в Ирландии начал издаваться специальный журнал Berkeley Newsletter («Берклиевский бюллетень»), посвященный жизни и творчеству Беркли. Среди славянских стран по количеству берклиеведческих монографий лидирует Польша[41]. Даже русскоязычная книга по философии Беркли впервые издана в Варшаве[42].

6. Наиболее известные сочинения

· «Опыт новой теории зрения» («An Essay Towards a New Theory of Vision» (Лондон, 1709; новое издание, с примечаниями Коуелея, Лондон, 1860))

· «Трактат о принципах человеческого знания» («Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge» (Лондон, 1710))

· «Три разговора между Гиласом и Филонусом» («Three Dialogues between Hylas and Philonous» (Лондон, 1713))

· «Алсифрон, или Мелкий философ» («Alciphron, or The Minute Philosopher» (Лондон, 1732))

· «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» («Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries» (1744))

Литература

7.1. На английском языке

· Bennett J. Locke, Berkeley, Hume: central themes [43]. Oxford, 1971. ISBN 0-19-875016-1, ISBN 978-0-19-875016-1

· Berman, David. George Berkeley: Idealism and the Man. Oxford: Clarendon Press, 1994.

· Frederich, «Ueber B. s Idealismus» (Берлин, 1870).

· Johnson, Samuel. Elementa philosophica — эл. версия для просмотра в браузере, Google Books, полный просмотр.

· New Interpretations of Berkeley’s Thought. Ed. by S. H. Daniel[44]. N. Y.: Humanity Books, 2008, 319 pp. ISBN 978-1-59102-557-3.

· Tipton, I. C.[45] Berkeley, The Philosophy of Immaterialism London: Methuen, 1974. ISBN 0416704409 ISBN 9780416704402

· Watson, R.A. The breakdown of Cartesian metaphysics Hackett Publishing, 1998. (A reissue of the Humanities Press Edition of 1987.)[46] Reviewed by: A. Hausman. Noûs Vol. 27, No. 2 (Jun., 1993), pp. 272-275.

· Winkler, Kenneth P. Berkeley: An Interpretation. Oxford: Clarendon Press, 1989. ISBN 0198249071 ISBN 9780198249078

· Kenneth P. Winkler, ed. The Cambridge Companion to Berkeley. — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — ISBN 978-0-521-45033-1

· Wisdom J. The unconscious origin of Berkeley’s philosophy. London,1953.

7.2. На русском языке

Основная

· Блонский П. П. Проблема реальности у Беркли. — Изд-е 2-е[47]. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 160 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-397-00755-9

· Богомолов А. С. Критика субъективно-идеалистической философии Д.Беркли: Лекция[48] / Утверждено кафедрой истории зарубежной философии МГУ. — М.: изд-во Московского университета, 1959. — 3000 экз.

· Быховский Б. Э. Джордж Беркли. — М.: Мысль, 1970. — 220 с. — (Мыслители прошлого). — 28000 экз.

· Смирнов А. И. Философия Беркли. Исторический и критический очерк. — Варшава: Типография Варшавского учебного округа № 487, 1873.

Дополнительная

· Багрецов Л. М. Несколько слов по истории появления идеалистической философии Джорджа Беркли // Вера и разум. 1908. № 15. Отд. 1. С.362-376.

· Васильева М. Ю. Кант и Беркли: сходство или различие? (PDF) // Кантовский сборник. 2009. № 1. С. 30-39.

· Гайдамака В. П. Проблема духовной субстанции у Д. Беркли // История зарубежной философии и современность / Под ред. проф. А.С. Богомолова. — М.: изд-во Московского университета, 1980. — С. 21-28.

· Дебольский Н. Г. О философии Беркли // Журнал министерства народного просвещения. 1904. Ч. 356. Ноябрь. Отд. 2. С.114-128.

· Девяткин С. В. Берклиеведение: основные этапы, проблемы и перспективы // Вестник Новгородского государствененного университета им. Ярослава Мудрого. Сер. Гуманитарные науки. 1999. № 12. С.21-25.

· Заиченко Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных качеств» // Филос. науки. — 1985. — № 4. — С. 98 - 107.

· Мельвиль Ю. К., Сушко С. А. Аргумент доктора Джонсона: Сэмюэль Джонсон как критик Беркли // Вопросы философии. 1981. № 3. С. 133—144.

· Мур Дж. Опровержение идеализма[49] // Историко-философский ежегодник. 1987. С. 247—265.

· Покровский Н.Е. Сэмюэл Джонсон // Ранняя американская философия. Пуританизм. — М.: Высш. шк., 1989. — С. 180-208. — 246 с. — (Учеб. пособие для гуманит. фак. ун-тов). — 21000 экз. — ISBN 5-06-000003-6