Смекни!
smekni.com

Бах, Иоганн Себастьян (стр. 4 из 4)

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них — широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

5. Судьба музыки Баха

Личная печать Баха

В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов. Например, при посещении школы Св. Фомы, Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» — после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их.[31] Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века.

Биография, написанная в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. Всё больше людей открывали для себя его музыку. Например, Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями (в 1814 и 1815 годах в городе Бад-Берка были исполнены некоторые его клавирные и хоровые сочинения), в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой»[32]. Но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по Матфею в 1829 году в Берлине, организованное Феликсом Мендельсоном. Гегель, посетивший концерт, позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого мы только недавно вновь научились ценить в полной мере»[33]. В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора. В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого являлись сбор, изучение и распространение произведений Баха. В последующие полвека этим обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.

В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Некоторые композиторы выражали своё почтение Баху, включая в темы своих произведений мотив BACH (си-бемоль — ля — до — си в латинской нотации). Например, Лист написал прелюдию и фугу на тему BACH, а Шуман написал 6 фуг на ту же тему. Эту же тему использовал и сам Бах, например, в XIV контрапункте из «Искусства фуги». Многие композиторы брали пример с его произведений или использовали темы из них. Примерами являются вариации на тему Диабелли Бетховена, прототипом которых являются «Гольдберг-вариации», 24 прелюдии и фуги Шостаковича, написанные под впечатлением от «Хорошо темперированного клавира», и соната для виолончели ре мажор Брамса, в финал которой вставлены музыкальные цитаты из «Искусства фуги». Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» в исполнении Гарри Гродберга звучит в фильме «Солярис» (1972)[34]. Музыка Баха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск «Вояджера»[35].

6. Монументы Баху в Германии

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге

· Памятник в Лейпциге, воздвигнутый 23 апреля 1843 года Германом Кнауром по инициативе Мендельсона и по чертежам Эдуарда Бендемана, Эрнста Ритшеля и Юлиуса Гюбнера.

· Бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе, спроектированная Адольфом фон Донндорфом, поставлена 28 сентября 1884 года. Сначала стояла на Рыночной площади возле церкви Св. Георгия, 4 апреля 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.

· Памятник Генриха Польмана на площади Баха в Кётене, воздвигнут 21 марта 1885 года.

· Бронзовая статуя Карла Сеффнера с южной стороны церкви Св. Фомы в Лейпциге — 17 мая 1908 года.

· Бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла» под Регенсбургом, 1916 год.

· Статуя Пауля Бирра при входе в церковь Св. Георгия в Эйзенахе, установлена 6 апреля 1939 года.

· Памятник Бруно Эйермана в Веймаре, впервые установленный в 1950 году, затем на два года убранный и вновь открытый в 1995 году на площади Демократии.

· Рельеф Роберта Пропфа в Кётене, 1952 год.

· Памятник Бернда Гёбеля около рынка Арнштадта, воздвигнут 21 марта 1985 года.

· Деревянная стела Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Св. Власия в Мюльхаузене — 17 августа 2001 года.

· Памятник в Ансбахе, спроектирован Юргеном Гёртцем, установлен в июле 2003 года.

7. Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

· Клавирный концерт ре минор (info)

· Кантата 140, хор (info)

· Фуга соль-минор (info)

Литература

· Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха (Сборник, перевод с немецкого, составитель Ханс Йоахим Шульце). М.: Музыка, 1980. (Книга на www.geocities.com (веб-архив))

· И. Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1987. (Книга на early-music.narod.ru,Книга в djvu формате на www.libclassicmusic.ru)

· Ф. Вольфрум. Иоганн Себастьян Бах. М.: 1912.

· А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965 (с купюрами; книга на ldn-knigi.lib.ru, Книга в djvu формате); М.: Классика-XXI, 2002.

· М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982.(Книга в djvu формате)

· М. С. Друскин. Пассионы и мессы Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1976.

· А. Милка, Г. Шабалина. Занимательная бахиана. Выпуски 1, 2. СПб.: Композитор, 2001.

· С. А. Морозов. Бах. (Биография И. С. Баха в серии ЖЗЛ), М.: Молодая гвардия, 1975. (djvu книга ,Книга на www.lib.ru)

· М. А. Сапонов. Шедевры Баха по-русски. М.: Классика-XXI, 2005. ISBN 5-89817-091-X

· Ph. Spitta. Johann Sebastian Bach (два тома). Leipzig: 1880. (нем.)

· K. Wolff. Johann Sebastian Bach: the learned musician (New York: Norton, 2000) ISBN 0-393-04825-X (hbk.); (New York: Norton, 2001) ISBN 0-393-32256-4 (pbk.) (англ.)

Список литературы:

1. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах — глава 1. Истоки Баховского искусства

2. С. А. Морозов. Бах. (Биография И. С. Баха в серии ЖЗЛ), М.: Молодая гвардия, 1975. (Книга на www.lib.ru)

3. Eisenach 1685—1695, J. S. Bach Archive and Bibliography

4. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — генеалогия рода Бахов (веб-архив)

5. В Германии найдены рукописи Баха, подтверждающие его обучение у Бёма — РИА Новости, 31.08.2006

6. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Протокол допроса Баха (веб-архив)

7. И. Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха, глава II

8. М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах — стр. 27

9. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах — глава 7

10. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Запись в деле, Арнштадт, 29 июня 1707 года (веб-архив)

11. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — запись в церковной книге, Дорнхайм (веб-архив)

12. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Проект реконструкции органа (веб-архив)

13. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Запись в деле, Мюльхаузен, 26 июня 1708 года (веб-архив)

14. Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Том 1. — Москва: Советская энциклопедия, 1973. — С. 761. — 1070 с.

15. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Запись в деле, Веймар, 2 декабря 1717 года (веб-архив)

16. М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах — стр. 51

17. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — запись в церковной книге, Кётен (веб-архив)

18. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Протоколы заседания магистрата и прочие документы, связанные с переездом в Лейпциг (веб-архив)

19. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Письмо И. С. Баха Эрдману (веб-архив)

20. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах — глава 8

21. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Сообщение Л. Мицлера о концертах Collegium Musicum (веб-архив)

22. Peter Williams. The Organ Music of J. S. Bach, p. 382—386.

23. Russell Stinson. J. S. Bach’s Great Eighteen Organ Chorales, p. 34—38.

24. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Квелльмальц об операциях Баха (веб-архив)

25. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Опись наследства Баха (веб-архив)

26. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах — глава 9

27. City of music — Johann Sebastian Bach, Leipzig Tourist Office

28. Лейпцигская церковь Святого Фомы (Томаскирхе)

29. М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах — стр. 8

30. А. Швейцер. И. С. Бах — глава 14

31. Документы жизни и деятельности И. С. Баха — Рохлиц об этом событии, 21 ноября 1798 года (веб-архив)

32. Pressemitteilungen (нем.)

33. Matthaus-Passion BWV 244 — conducted by Christoph Spering (англ.)

34. «Солярис», реж. Андрей Тарковский. «Мосфильм», 1972

35. Voyager — Music From Earth (англ.)

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бах,_Иоганн_Себастьян