Смекни!
smekni.com

Мусульманское право 3 (стр. 3 из 4)

Иджтихад (буквально «усердие», «прилежание», «настойчивость») представляет собой поиск правил поведения на основе рационального толкования самых общих постулатов или многозначных положений Корана и сунны либо в случае пробельности этих источников. На его основе и формулируется подавляющее большинство норм, ре­гулирующих взаимоотношения людей. Конечно, такая свобода оцени­вать мирские проблемы «по своему усмотрению» не является абсолют­ной и предоставлена далеко не каждому. Суть иджтихада в том и за­ключается, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти ответ, который соответствовал бы шариату. Именно поэтому мусуль­манские правоведы полагают, что муджтахид (облеченный правом на иджтихад знаток шариата) не создает новое правило поведения, а лишь ищет и «извлекает» его, обнаруживает решение, изначально содержащееся в шариате - если не в его точных положениях, то в его много­значных предписаниях или общих принципах и целях.

Как дополнительный источник мусульманского права можно рассматривать также тефсир - текстуальное толкование формального закона. Пророк и его сподвижники изъяснялись на реалистичном и в то же время поэтическом языке с пропуском некоторых слов. В результате игры контекста первоначальный смысл текста постоянно менялся и мог отражаться на производном слове, которое можно отнести к праву, обычаю или условности, что является абсолютно недопустимым для уголовного права, когда для вынесения определения требуется абсолютная уверенность.

Коран и Сунна (даже истолкованные посредством тефсира) были еще далеки от того, чтобы содержать всеобъемлющие ответы, так как эти данные касались лишь пяти-шести сотен стихов – менее чем одной пятой части священной Книги – и от двух до трех тысяч преданий. Очень скоро стала ощущаться необходимость в построении, и почтенные лица давали фетвы - консультации по поводу случаев, не предусмотренных в священном писании. Подобные консультации оставались мнениями, не приобретавшими силу общепризнанного значения. Мыслители решили, что в случае, когда толкование получает одобрение мусульманской общины, оно может получать силу закона. Так появился третий источник мусульманского права, основанный на догме о непогрешимости мусульманской общины в случае, когда она выносит единодушное решение (в данном случае под общиной понимается не народ, а совокупность юристов одной эпохи).

Иджмаэто "общее согласие мусульманской общины". Для того, чтобы норма права была допущена иджмой, не обязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» европейского права. Требуемое единство – это единство компетентных лиц, роль которых стоит в установлении права. «Ученые - наследники пророков». Единогласное мнение докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными.

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Иджма рассматривается как «общее согласие мусульманской общины». Отвергаемая некоторы­ми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. Иджма может быть четко выраженной или предполага­емой, но сила последней во много меньше. Этот третий источник мусульманско­го права - иджма - имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независи­мо от их происхождения подлежат применению.

Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общественный характер. Кияс является одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Суждение по аналогии можно рассматривать лишь как способ толкования и применения права. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно, исходя из норм права, найти решение, которое должно быть принято в данном частном случае. Однако нельзя надеяться приспособить с помощью этого метода мусульманское право к нуждам современного общества. Но эта задача и не занимала докторов ислама. «Право не хочет быть отражением действительности; это скорее свет, который должен вести верующих к религиозному идеалу, так как часто они не видят нужного направления. Идея приспособления права к эволюции идеалов совершенно чужда этой системе». Поскольку кияс, как и иджма, является человеческим творением и поэтому может быть подвержен ошибкам, то он обретает право закона только после того, как на это даст согласие мусульманская община. Иджма и кияс составляют важную группу источников шариата.

Заключение

Очевидно, что сложившееся в Х веке нашей эры мусульманское право непригодно для нужд современного общества. В нем нет регламентации некоторых институтов, которые сегодня необходимы. Кроме того, многие нормы мусульманского права, приемлемые в свое время, теперь не в полной мере отвечают нынешним условиям, а иногда даже шокируют того, кто знакомится с ними. Тем не менее, мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного мира и регулировать отношения между более чем 500 миллионами мусульман, которые составляют большинство населения в трех десятках государств, и значимое меньшинство в других. Ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на современное государственно-правовое развитие ряда стран Востока. Это объясняется тем, что государственное право является ведущей отраслью, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма и тем самым непосредственно отражает политические интересы различных общественных классов, социальных слоев и групп, определяет их роль в функционировании государства, место в политической системе данной страны в целом.

Так как общественное развитие мусульманских стран разнообразно, а традиции неодинаковы, их правовые системы в современном виде различны между собой.

Заканчивая данную работу, можно подвести итог изучению мусульманской правовой системы и мусульманского общества в целом. Основными задачами являлось раскрыть основные черты мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили мусульманскому праву со временем приобрести мировое значение. А также понять место мусульманского права в современном обществе.

Для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения: оно действует, прежде всего, во взаимоотношениях мусульман. Данный принцип в целом сохраняется и в наши дни. Например, брачно-семенные нормы мусульманского права распространяются исключительно на мусульман и не применяются другими религи­озными конфессиями.

Вместе с тем с самого возникновения ислама и становления мусульманского государства многие нормы мусульманского права распространялись и на немусульман. Это отно­сится, например, к государственному праву или к положениям, устанавливающим налоги на немусульманское население. Дру­гим случаем является подчинение нормам мусульманского пра­ва немусульманки, вышедшей замуж за мусульманина. Наибо­лее нагляден отход от религиозного принципа при применении норм «личного статуса», которые традиционно рассматриваются в тесной связи с вероисповеданием лица. Так, в настоящее вре­мя мусульманско-правовые нормы относительно завещания, наследования, ограничения правоспособности в большинстве арабских стран распространяются и на немусульман.

В исламе господствует концепция теократического общества, в ко­тором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Целью мусуль­манского государства провозглашается реализация всех предписаний ислама, утверждение «мусульманского образа жизни».

На практике мусульманское государство нередко действи­тельно выполняло предписанную ему роль - регулятивную, путем обеспечения реализации правил поведения. Иначе говоря, мусульманское государство в этом качестве выступало элементом (институтом) самой религиозной системы, равно как отдельные мусульманские религиозные ин­ституты - уфтий, кади - являлись частью государственного механизма. Применение религиозной санкции было делом госу­дарства и предшествовало наказанию грешника в загробном мире. Вместе с тем, когда определенная религиозная норма применялась и защищалась государством, она приобретала ка­чество правового правила поведения, точнее, становилась источ­ником совпадающей с ней правовой нормы. А применение госу­дарством установленной в Коране или сунне санкции означало придание данной правовой норме и соответствующей юридиче­ской санкции. В этом случае, поскольку санкцию применял государственный орган, норма становилась правовой, совпадающей по содержанию с религиозной.

Путем многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленными в священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они прежде всего являются нормативно-религиозными предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеоло­гии. А правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством.