Смекни!
smekni.com

Руны 2 (стр. 3 из 4)

7. Рунические календари

Существовали также рунические календари, разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim — «календарь» и stok — «палка»), в Норвегии их называли проиставами (от prim — «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком[2]. Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма «Computus Runicus», копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa, «безночные дни», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi, «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния[2]. Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug () обозначал 17, Tvimaður () обозначал 18, Belgþor () обозначал 19. Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником, так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, Первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября, День св. Мартина, обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» — арабскими цифрами или другими числовыми знаками[9].

8. Славянские руны

К настоящему времени не обнаружено доказательств существования славянских рун. В XIX—XX веках этой проблемой учёные занимались всерьёз[2], а в последние годы тема стала популярной среди исследователей-любителей.

На территории России, Украины и Латвии был найден ряд надписей, выполненных хорошо известными германскими рунами. Однако в Старой Ладоге и в Новгороде были обнаружены две непрочтённые надписи, сделанные неизвестными письменностями, предположительно руническими, причём совершенно несхожими друг с другом. Черноризец Храбр в своём трактате «О письменах» упоминает про использование славянами-язычниками «черт и резов» для гадания, что позволяет предположить возможность существования славянских рун. Впрочем, в трактате Храбра прямо утверждается отсутствие письменности у славян. Также со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги», признанной научным сообществом подделкой XIX—XX века.[34] В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными.

9. Языки рунических надписей

Основные статьи: Древнегерманский язык, Готский язык, Древнеанглийский язык, Древнескандинавский язык, Древнешведский язык, Шведский язык

Наиболее древние рунические надписи были написаны на древнегерманском языке, однако они не могут в полной мере отобразить общегерманское языковое состояние: ранние надписи, найденные в различных местах, не имеют никаких языковых особенностей и не дают информации относительно развития языка в том или ином регионе. Более поздние рунические надписи написаны на англосаксонском (англосаксонские руны), древнескандинавском (скандинавские руны) языках. Наиболее поздние рунические надписи, сделанные далекарлийскими рунами, написаны на шведском языке. В целом, написанное рунами не всегда соответствует произношению ввиду большого количества сокращений в конце слова и отсутствия словораздела в ранних рунических надписях. В связи с этими факторами, многие рунические надписи допускают различную интерпретацию[1].

10. Руны в культуре

10.1. Оккультное значение

Ещё Юлий Цезарь сообщал в середине I в. до н. э. о германском обычае гадания на жеребьёвых палочках[35]. Тацит подробнее рассказал о нём:

Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками.[36]

Магические свойства рунам приписывали ещё древние германцы, так, в «Старшей Эдде» можно найти упоминания о неких мистических свойствах рун как оберегов от различных опасностей, обмана, как целебных символов[37].

Речи Сигрдривы

Одним из наиболее ранних рунических памятников, где упоминаются магические значения рун, является рукопись «Computus Runicus» датского учёного и врача Оле Ворма, копия рукописи 1328 года.

Современный гадательный смысл рун ввёл в XIX—XX вв. немецкий исследователь рун и оккультист Гвидо фон Лист, который, помимо прочего, создал рунический «алфавит» специально для гадания — «арманический футарк». Этот алфавит основывался на скандинавских рунах, были добавлены два «знака», названия рун были изменены. Ниже даны их названия в «алфавитном порядке»: Fa, Ur, Thorr, Os, Rit, Ka, Hagal, Nauth, Is, Ar, Sol, Tyr, Bar, Laf, Man, Yr, Ef, Fyfros.

Сегодня руны используются исключительно как мистические символы для гадания, «зачаровывания» предметов, используются в татуировках и оберегах. Для гадания используется набор из 24[38] или 25[39] рун. Как правило, руны наносят на камни[39], однако гадатели часто пользуются рунами из дерева, кости и даже солёного теста[38].

Каждая руна в магической практике имеет своё значение. Руна Феху связана с финансами, применяется для решения проблем такого рода; руна Уруз — руна силы, уверенности в себе; руна Турисаз — руна удачи, начала новых действий; Ансуз — руна знаний и опыта, руна Райдо применяется, чтобы обезопасить себя в поездках; Кеназ использовалась для привлечения талантов; Гебо — руна любви; Вуньо — руна удовлетворения, успешного окончания того или иного дела; Хагалл — руна безопасности; Науд — руна принуждения, использовалась для освобождения от проблем; Иса использовалась для того, чтобы те или иные обстоятельства сохранялись в текущем виде; Йера — руна земледелия, получения результатов от труда; Эйваз — руна защиты; Перто — руна совершенствования магического опыта; Альгиз — также руна защиты от недоброжелателей; Совило — руна победы; Тейваз — руна войны; Беркана — руна роста, развития; Эваз — руна изменений; Манназ — руна привлечения помощи; Лагуз использовалась для усиления интуиции, предчувствий; Ингуз — руна сбора урожая; Дагаз — руна гармоничных изменений; Одал — руна мудрости прошлых поколений.

В современной практике используют также 25-ю руну, руну Одина, пустую руну (то есть пустую гадательную деревянную заготовку для руны), которая означает «чистую судьбу». Руны складывают в специальный мешочек, который следует постоянно носить с собой. Доставать руны из мешочка стоит только в момент гадания. Существует множество разнообразных способов гадания с помощью рун: расклады на 1 руну (да/нет), 3 (прошлое-настоящее-будущее), 4, 5, 7, 9 (т. н. «мировое древо»), 12, 24 («раскладывание по полотну») руны. При трактовке расклада учитывается значение каждой отдельно взятой руны (учитывается прямое, перевёрнутое (отсутствие) и зеркальное (отказ) расположение руны), их взаимное расположение, смысловые сочетания (к примеру, «одаль» — дом, родина, клан, и «райдо» — дорога предвещают скорую дорогу домой).

Зигфрид Кюммер считал, что руны служат как бы мостом, соединяющим человека с древними арийскими богами[40]. Он полагал, что в каждая руна соответствует положению человеческого тела. Также он считал необходимым петь различные комбинации рун. Впоследствии под влиянием этого Адольф Гитлер использовал руны в нацистской символике[41]. Кюммер писал:

Руническая магия позволяет управлять различными энергетическими потоками, идущими из пяти космических сфер. Для этого необходимо создать соответствующие условия для своего физического тела — то есть принять правильную руническую позу — и настроить своё сознание на восприятие энергетических потоков. Это делается при помощи особых рунических звуков, которые германцы называли «гальд» (galdr — «заклинание», «магическая песня»).

10.2. Руны в нацистской символике

В символике SS не раз встречаются рунические знаки. Так, символом SS были две белые руны s на чёрном фоне. Более того, руны не раз встречаются на символике различных дивизий SS: руна o на эмблеме 7-й добровольческой горной дивизии «Принц Ойген», 23-й горной дивизии «Кама» и 23-й добровольческой танково-гренадерской дивизии «Недерланд»; руна s также встречается на символике 12-й танковой дивизии «Гитлерюгенд»; руна t изображена на эмблеме 32-й добровольческой гренадерской дивизии «30 января»; руна n на эмблеме 6-й горной дивизии «Норд».

Руна s была символом организации Deutsches Jungvolk — подразделения Гитлерюгенда.