Смекни!
smekni.com

История Уфы (стр. 3 из 3)

Рано приобщился рабочий-медник к революционной деятель­ности. Был он умелым конспиратором, распространителем неле­гальной литературы. Старшие товарищи-большевики полюбили рабочего паренька. В 1905 году, в семнадцать лет, Иван Беляков был принят в ряды РСДРП.

Теперь имя И. М. Белякова все чаще встречалось в жандарм­ских документах. Умелое использование нелегальных и легаль­ных форм помогало избежать ареста.

После Февральской революции о жизни уфимского рабочего Ивана Белякова можно было узнать по протоколам собраний и митингов, по сообщениям большевистской газеты “Вперед!”

“10 апреля 1917 года, — говорится в одном из материалов газеты, — по окончании работ в Уфимских железнодорожных мастерских было созвано собрание граждан рабочих, принадлежа­щих к социал-демократической партии. Тов. Беляков сделал док­лад об образовании Уфимского комитета партии. После обмена мнениями решено организовать партийный комитет при мастер­ских...”

Перед началом собрания кто-то из “железняков”, видимо, но­вичок, попросил рассказать о себе.

— Родился я в 1888 году, — сказал Беляков. — С 1905 года большевик. Сейчас вот избрали членом Уфимского губернского комитета РСДРП. В составе комитета Цюрупа, Свидерский, Брюханов. Многие из вас их знают. Да и меня, наверное, знают. Я же из мастерских...

— Знаем! — отозвалось собрание.

Нелегко было рабочему, имеющему за плечами лишь началь­ную школу, быть членом и Уфимского комитета РСДРП, и испол­кома Уфимского губернского Совета рабочих и солдатских депу­татов, выполнять ответственные поручения. Сориентироваться в сложной обстановке большевикам помогали Центральный Ко­митет, В. И. Ленин. Под влиянием вождя вырвалась часть социал-демократов губернии, в том числе и Беляков, из пут оборончества. В апреле 1917 года уфимцы обсуждали решения Уральской об­ластной конференции, которой руководил - Я. М. Свердлов, одоб­рили телеграмму, посланную делегатами В. И. Ленину. И уж со­вершенно неожиданно увидел рабочий-медник свою фамилию в списке кандидатов в Учредительное собрание от уфимской пар­тийной организации, где на первом месте стоял В. И. Ленин.

Приближался день, когда загремят залпы “Авроры”. Незадол­го до этого, 22 октября, большевики Уфы проводят своеобразный смотр своих рядов. Для того, чтобы усилить боеспособность Уфим­ского комитета РСДРП(б), его состав переизбирают. Называются кандидатуры Н. П. Брюханова, Э. С. Кадомцева, А. Д. Цюрупы, И. М. Белякова, А. П. Кучкина, А. А. Юрьева, М. И. Родионова, Ф. Я. Першина, А. И. Свидерского и других.

— Мы, члены Уфимского комитета РСДРП(б), внимательно следили за развитием революционных событий в стране, особенно в Петрограде, — вспоминал А. П. Кучкин. — Ждали, что ЦК партии вот-вот даст сигнал к восстанию в столице...

В эти дни И. М. Беляков выступает перед рабочими, солдата­ми, ведет агитационную работу. После победы Октября он стано­вится активным строителем новой жизни. Белякова в это время можно было видеть во главе рабочей секции Уфимского губерн­ского Совета рабочих и солдатских депутатов, часто он выступал на коротких, но важных заседаниях Уфимского губернского рев­кома, губернского комитета партии.

Очень ярко прошла первомайская демонстрация 1918 года. Проводить этот праздник губком поручил И. М. Белякову. Вот что сообщала потом газета:

“В день 1 Мая — пролетарского интернационального празд­ника имела место грандиозная манифестация, устроенная в этот великий день всеми организациями города, стоящими на плат­форме Советской власти... Число участников демонстрации дости­гало 25—30 тысяч, не считая любопытных, шедших возле и за демонстрантами... Бесконечной лентой вилась она по улицам города, потонув вся в море красных знамен... Мощные звуки пролетарских песен, сливаясь с музыкой нескольких духовых оркест­ров, оглашали улицы, радуя слух всех сочувствующих революции граждан и смущая покой ее врагов...”

Трудно приходилось в первые годы Советской власти. С болью в сердце руководил И. М. Беляков, заместитель председателя губ совнархоза, эвакуацией из Уфы советских учреждений и их ра­ботников во время летнего наступления белогвардейцев в 1918 го­ду. Веселее было, когда гнали беляков из заснеженного предново­годнего города. В освобожденной Уфе создавались новые учреж­дения. В те дни родился такой документ:

“...Ввиду острой нужды в опытных сотрудниках в коллегии комиссариата городского хозяйства прошу не отказать в сроч­ном откомандировании в качестве члена в означенный комисса­риат тов. Ив. Мих. Белякова”.

В июле 1919 года И. М. Беляков работает уже членом Прези­диума губернского совнархоза.

1920 год. Бывший рабочий железнодорожных мастерских под­нимает своих товарищей, весь город на восстановление транспор­та. Проводятся коммунистические субботники, своим примером зовут вперед коммунисты. И в строй подвижного состава встают один за другим некогда искалеченные, безмолвные паровозы.

Казалось, не было тогда дела, которого нельзя было поручить коммунисту Ивану Михайловичу Белякову. В голодный засушли­вый год он едет в Курскую губернию заготавливать для Башкирии фураж. Едет в последнюю командировку. В марте 1922 года 34-летний уфимец погибает там от тифа. “Власть труда” жители города читали некролог: “...Не стало тебя, товарищ, но работа твоя осталась, она жива среди рабочей массы — откуда ты вышел и для кого ты жил”.

Первым крупным собирателем башкирского фольклора был Александр Григорьевич Бессонов. В 1941 году был издан сбор­ник башкирских народных сказок в его переводе на русский язык. К сожалению, А. Г. Бессонову не довелось увидеть свой труд напечатанным: он умер в первые годы революции. Большая часть архива исследователя, собирателя жемчужин башкирского фоль­клора, затерялась. Оригиналы, записи башкирского текста сказок потеряны или в дореволюционные годы, или со смертью неутоми­мого энтузиаста.

Родился А. Г. Бессонов в Вятке в 1848 году. Образование по­лучил в школах духовного ведомства. Очень рано стал обучаться разговорному татарскому и удмуртскому . языкам. Работал на­родным учителем в Уржумском уезде, в Казани, Оренбурге, инс­пектором народных училищ Орского и Верхнеуральского уездов Оренбургской губернии, изучил в совершенстве башкирский и ка­захский языки. Люди, знавшие исследователя, говорили, что Александр Григорьевич в среде бюрократических деятелей доре­волюционного просвещения выглядел “белой вороной”. Был он тихим, скромным, невзрачно одетым. Многие удивились, что та­кого “замухрышку”, “блаженного” назначили инспектором. Они не брали во внимание огромные фактические знания, которыми обладал Бессонов. Он был пожизненным членом Екатеринбург­ского общества любителей естествознания...

Знания А. Г. Бессонов накапливал необычным путем. Он хо­дил пешком из деревни в деревню, кропотливо собирая материа­лы по фольклору и этнографии. Все это делалось за свой счет, без всякой материальной поддержки. Не входило это и в обязан­ности инспектора. Полицейские власти глухих районов с подо­зрением относились к его деятельности, не верили, что он пред­ставитель школьной администрации, и нередко до выяснения личности забирали в каталажку.

Шли годы, материалы накапливались. Бессонов выступал в роли и лингвиста, и фольклориста. Нужно было досконально знать башкирский язык, чтобы подойти к истокам фольклора. Отдельные заметки и примечания показывают в нем большого знатока быта татар и башкир.

Специалисты внимательно изучили пометки А. Г. Бессонова при переводе башкирских сказок на русский язык. Рукописи пе­ревода сохранились. Исследователь бережно относился к фонети­ке, учитывал особенности различных диалектов, сохранял мно­жество бытовых и этнографических сведений. Эти пометки и по­ныне сохраняют свою научную ценность.

Непроторенной дорогой шел А. Г. Бессонов и как фолькло­рист. Он не имел предшественников, если не считать авторов не­скольких публикаций. Не у кого было учиться ему методике собирания башкирских сказок. А вот у него самого — есть чему поучиться. Бессонов проявил чутье научного исследователя. Главная сила его — в обилии фактического материала, в доку­ментальности записи, в бережном отношении к записанному тексту. Он не приукрашивает сказки, не исправляет их, а подает в первозданном виде.

Сборник башкирских народных сказок, изданный в 1941 го­ду, представляет большую ценность. А. Г. Бессонов собрал ог­ромный фактический материал, дал перспективу для изучения башкирских народных сказок.

Александр Григорьевич был одним из тех демократически настроенных русских и башкирских просветителей, которые еще в начале XX века делали робкие попытки создания письменности башкирского литературного языка. В “Букваре для башкир”, из­данном в 1907 году в Казани, он сравнивает арабскую азбуку с русской. Вот что он написал по этому поводу: “Арабская азбу­ка сопоставлена нами с русской азбукой, примененной к башкир­скому языку с той целью, чтобы башкирские дети, изучающие как арабскую грамоту, так и русский язык с русской грамотой, могли вместе с тем выяснить для себя особенности произношения, фонетики своего родного языка, не стыдились бы его, а полюбили бы этот чудный, благозвучный язык”.

Но попытки А. Г. Бессонова и других просветителей не увен­чались успехом, так как царское правительство не было заинте­ресовано в развитии национального языка и национальной куль­туры “инородцев”.

Дело А. Г. Бессонова успешно продолжают сейчас ученые Башкирской АССР.

Заключение

Уфа — столица многонационального суверенного Башкор­тостана в составе Российской Федерации.

Столица Башкортостана занимает возвышенное плато ме­жду обвивающими ее с трех сторон реками Агиделью, Уфой и Демой.

В 1574 г. на высоком берегу Агидели была заложена кре­пость. Небольшое поселение, возведенное на горе воинами российского царя, носило поначалу имя этой горы — Тура-Тау. Чуть позже, когда вокруг были построены дубовые сте­ны, местные жители назвали его «Имэнкала» — «Дубовый город». Почти одновременно крепость стала называться «Уфа», вероятно, от древнетюркского «Уфак», что означает «неболыпой», «малый».