Смекни!
smekni.com

Теория и практика нацизма в 30-е годы в Германии (стр. 3 из 4)

Напомним, что одним из выводов, к которому нацисты пришли в результате бойкота 1 апреля, был следующий: начало организованного проведения в жизнь антиеврейской политики без юридически точного

5 Дан Михман, Иеахим Вайц «Подьем нацизма и формирование антиеврейской политики в Третьем Рейхе в 30-е годы» 1995, Израиль, Тель – Авив.

определения понятия «еврей» невозможно. Такое определение было сформулировано во втором параграфе новой инструкции, названном позднее «арийским параграфом». Согласно этому параграфу достаточным оказалось четверти еврейской крови, для зачисления в «полные евреи». Это правило соблюдалось неукоснительно и принуждало людей, чьи родители или даже деды были крещены или заключили смешанные браки, вернуться к еврейству. В этой инструкции, однако, была небольшая уступка чиновникам, принятым на работу до 1914г, а также ветеранам Мировой Войны.

Апрель – декабрь 1933 г. – волна антиеврейских постановлений. Отметим некоторые из них:

24.04.1933 – увольнение евреев-врачей из поликлиник;

25.04.1933 – введение процентной нормы для евреев в школах и университетах;

05.07.1933 – отмена пособий для молодоженов, если один из партнеров – неариец;

14.07.1933 – отмена выданных после 1918 г. разрешений на получение германского гражданства;

20.09.1933 – распространение действия «арийского параграфа» на адвокатские конторы;

22.09.1933 – учреждение Государственного отдела культуры, куда был открыт доступ лишь для арийцев;

29.09.1933 – требование от крестьян доказательств их арийского происхождения.

Эти законы и постановления главным образом направлены против еврейской интеллигенции. Нацисты стремились «исключить влияние евреев на общественную жизнь». Евреи были выдворены с ключевых позиций в сфере культуры и политики. Так политику ассимиляции сменила дискриминация.

Принятие антисемитских законов было особенно интенсивным в период с апреля по октябрь 1933г. После этого наступило некоторое затишье. Сравнительная неустойчивость нового режима, экономические трудности, трения между СА и армией – все это тормозило законодательную деятельность. В течение 1934 г. нацисты пытались разными способами укрепить режим. Поэтому еврейская проблема на этом этапе перестала быть первостепенной. Самыми значительными акциями, которые были призваны усилить режим в этот период, были «ночь длинных ножей» и объединение в руках Гитлера постов рейхсканцлера и рейхспрезидента ( после смерти Гинденбурга ). Таким образом период в конца 1933г. до весны 1935г. выглядел как затишье перед бурей. Хотя законы 1933г. в то время и приводились в действие, многие сферы общественной жизни Германии оставались доступными для евреев.

В 1935 г. положение изменилось. Обуславливалось это тем, что режим сумел добиться определенных успехов:

1. 1 марта Саар присоединился к Германии;

2. почти сразу же Гитлер объявил о возобновлении всеобщей воинской повинности;

3. значительно уменьшилась безработица.

Эти успехи и послужили основой для возобновления антисемитской политики.

Местные партийные организации стали первоначальными инициаторами. Гитлерюгенд земли Бавария, например, самостоятельно организовывал антиеврейские акции. Весной и летом 1935 г. прокатилась волна арестов евреев, обвиненных в интимных связях с арийскими женщинами. Антисемитские настроения опять усиливались.

Вершиной антиеврейского законодательства стали Нюрнбергские законы, утвержденные рейхстагом 15 сентября 1935 г. Законов было три: первый провозглашал замену старого флага государства новым – партийным флагом со свастикой, два других касались евреев.

Согласно статье второй «Закона о гражданстве Рейха», гражданином может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства, в первую очередь, евреев.

«Закон об охране германской крови и германской чести» среди ряда запретов запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наём евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование

Особое значение этих законов состояло в следующем:

1) Расовый принцип, до той поры все-таки идеологический, нежели государственный, теперь был юридически введен в немецкое законодательство. Это ознаменовало торжество нацистской идеологии в стране.

2) Появилась возможность придать законное юридическое обоснование всем антиеврейским акциям нацизма в будущем.

Через 2 месяца, 14 ноября 1935 г., была опубликована первая поправка к «закону о гражданстве Рейха». Особую важность представляли параграфы 4 и 5. В них давалось определение понятия «еврей»:

«4. (1) Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. Он не может занимать общественные должности (…)

5. (1) Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.

(2) Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, подданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев — родителей его родителей, если он:

а) в момент издания закона принадлежит к иудейской общине или был принят в неё позднее;

б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступил в такой брак позднее;

в) происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года;

г) является внебрачным ребёнком, одним из родителей которого был еврей.»6

После принятия Нюрнбергских законов и первой поправки законодательная деятельность против евреев заметно сократилась. Этот период продолжался около двух лет.

Причины затишья:

· В 1936 г. обе олимпиады – и зимняя, и летняя – должны были состояться в Германии; антиеврейская политика была временно снята с повестки дня.

· Антиеврейское законодательство, конечно же, ущемляло евреев, превращало из в угнетенное меньшинство, но одновременно оно же создавало легальные основы их проживания в Рейхе, предоставляя им законный статус.

В 1938 г. снова наблюдалась активизация антисемитской деятельности во всех областях германской политики. С сентября 1937 г. и до «Хрустальной ночи» было издано 1234 антиеврейских законов, постановлений и указов. Атмосфера необыкновенно кипучего антисемитизма вдруг охватила государственную и партийную структуры Рейха.

3.4 Экономический подход.

Другим направлением нацистской политики было исключение еврейского влияния на экономику Германии.

Стабилизация экономики являлась самой важной задачей администрации в первые годы нацистского режима, и успех в этом деле больше, чем что-либо иное повлиял на степень устойчивости нацистского

6 http://ru.wikipedia.org

«нового порядка». Одной из главных фигур процесса оздоровления германской экономики в 1933-1937 гг. был Ялмар Шахт (1877-1970).

В связи с «усилением» в процессе оздоровления экономики снова встал вопрос: как относится к евреям, которые своей профессиональной деятельностью внесли значительный вклад в экономику Германии. Шахт отложил устранение евреев из экономической сферы. Подобную политику он последовательно проводил в 1935-1937 гг. Из этого, однако, не следует, что Шахт был настроен проеврейски. Его отношение к евреям было, скорее, продиктовано прагматизмом: с исчезновением экономической необходимости отпадет и причина, вынуждающая режим оставлять евреям их нынешний статус. Разумеется, это не означает, что при Шахте вообще не существовало политики экономического притеснения. Напротив, политика проводилась, но лишь в тех областях, где она не причиняла вреда экономическому восстановлению Германии.

Одно из центральных мест в рамках экономического подхода занимала «ариизация»7. Этим термином обозначалась передача еврейского имущества немцам. Подобный термин использовался исключительно в сфере экономики. Ошибочно отождествлять процессы «ариизации» и национализации, поскольку в результате «ариизации» оно переходило в руки частных лиц, а не государства.

«Ариизация» имущества началась уже во второй половине 1933г., но до 1938г она осуществлялась не в силу закона или официального указа, а лишь как «стечение определенных обстоятельств». Зачастую «обстоятельства» создавались нацистами умышленно. Они использовали так называемую ситуацию «предложения, которому нельзя отказать». Например,

определенным заводам нацисты прекращали поставки сырья и оборудования, применяя эмбарго.


7 Дан Михман, Иеахим Вайц «Подьем нацизма и формирование антиеврейской политики в Третьем Рейхе в 30-е годы» 1995, Израиль, Тель – Авив

Процессу «ариизации» подвергались предприятия, от которых практически не было пользы для восстановления мощи Рейха (магазины, маленькие фабрики). Ариизация крупных предприятий усилилась в конце 1937г. – начале 1938г. – после отстранения Шахта от должности министра экономики и начала осуществления четырехлетнего плана, который вызвал прилив деловой активности у крупных немецких промышленников и рост производства в большинстве отраслей индустрии.