Смекни!
smekni.com

Новгородская земля в период феодальной раздробленности (стр. 1 из 7)

1.

2. Дайте определения следующим понятиям: авторитаризм, тоталитаризм, диктатура.

Авторитаризм – политический режим, при котором политическая власть находится в руках одного человека или группы лиц. Для авторитаризма характерно полное или частичное отсутствие политических свобод граждан, ограничение деятельности партий и организаций.

Тоталитаризм – весь, целый, полный - одна из форм авторитарного государства (тоталитарное государство), которое характеризуется его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. В качестве наиболее ярких примеров тоталитарных режимов можно назвать фашистский в гитлеровской Германии и сталинский в бывшем СССР.

Диктатура – власть, не связанная никакими законами, действующая по произволу диктатора, обеспечивающая политическое господство тому или иному классу или общественному слою, а также способ осуществления этой власти, политический режим.

3. Новгородская земля в период феодальной раздробленности.

Среди русских земель Новгород занимал особое место. Его недаром звали Господин Великий Новгород. Здесь рано утвердилась княжеская власть, сыгравшая важную роль в политическом объединении Руси. Позже, когда образовалось Киевское государство, здесь укрывались князья, потерпевшие поражение в междоусобных схватках, они набирали подмогу, отсюда призывали наемные скандинавские отряды. С XI в. киевские князья держали здесь своих старших сыновей и посадников, обеспечивая владение не только самим городом, но и его обширными землями.

Новгород являлся центром огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины. Наиболее важными городами были Псков, Старая Русса, Торжок и Ладога. Расширялись пределы Господина Великого Новгорода за счет военной колонизации, которая не встречала серьезного сопротивления со стороны разрозненных и немногочисленных племенных союзов звероловов и морских охотников Севера. Наиболее активной частью колонистов были дружины «ушкуйников» (ушкуями назывались их лодки). Они снаряжались по частной инициативе, ставили опорные городки на завоеванных землях и собирали дань мехами с местного населения в казну города. Буйный нрав таких молодцов выведен в образе Васьки Буслая, популярного героя новгородских былин, который не верил «ни в чох, ни в сглаз, ни в вороний грай».

В первую очередь новгородцы подчинили себе финские племена, жившие на южном берегу Финского залива (водь), на территории внутренней Финляндии (ямь) и вокруг Ладожского озера (карелы). С середины ХII в. русские колонизаторы столкнулись со шведами, обосновавшимися на северо-западном берегу Финского залива. Неизменными союзниками новгородцев в борьбе со шведами выступали карелы и водь. С 30-х годов ХII в. постоянными стали походы новгородцев в землю эстов (чудь). В начале ХIII в. территорию чуди захватили ливонские рыцари, и граница новгородских земель прошла по линии Чудского и Псковского озер.

Самые богатые новгородские владения образовались в Северном Поморье, от «терского берега» Белого моря (восточная часть Кольского полуострова) до Зауралья. Их центром было Заволочье, географически совпадавшее с Двинской землей. Оно находилось за волоком, который нужно было преодолеть, чтобы попасть с реки Шексны в верховья Северодвинской системы. С началом освоения Заволочья в 1032 г. началось продвижение новгородцев на восток, в бассейн реки Печоры, далее через «Камень» (Урал), где была «высота гор, ако до небес», на нижнее течение реки Оби, носившей у русских колонистов название Югры. В рассказе о первом походе на Югру в 1096 г. летописец сообщает: «Югра же людье есть, язык нем и седят с самоядью на полумощных странах». Жители края остяки-ханты, не знавшие железа, молча обменивали железные предметы на пушнину.

Так постепенно сложилась территория новгородских владений. Ее исконное ядро делилось на пять частей («пятины»): Водьскую, Шелонскую, Бежецкую, Обонежскую и Деревскую. От них к северу и северо-востоку шли земли: Заволочье, Тре, Печора, Пермь и Югра. Сам Новгород также делился на пять концов и две стороны: Торговую — на восточном берегу реки Волхова и Софийскую — на западном. На восточной стороне распологался «торг» (рыночная площадь), «Ярославо дворище» — место вечевых сходок горожан, готский и немецкий торговые дворы. На западной стороне помещался «детинец» (кремль), в котором находился храм святой Софии Премудрости Божией, построенный при сыне Ярослава Мудрого Владимире в 1045—1050 годах.

Начало политической самостоятельности сами новгородцы относили к «грамотам Ярослава» (1016 и 1036 годов), содержание которых до нас не дошло. Во всех последующих переговорах с князьями они требовали, чтобы те целовали крест «на всей воле новгородской и на всех грамотах Ярославлих». В 1095 г. Новгород решительно отказался подчиниться воле великого киевского князя Святополка Изяславовича и принять на княжение его сына: «Вот, князь, мы присланы к тебе, и вот что нам ведено сказать: не хотим Святополка, ни сына его; если у твоего сына две главы, то пришли его в Новгород». В 1126 г. летопись впервые упоминает о том, что новгородцы сами выбрали себе посадника, прежде присылавшегося из Киева.

События 1136 г. окончательно сделали Новгород независимым от Киева. Их предыстория началась в 1117 г., когда Владимир Мономах посадил в Новгороде своего внука Всеволода Мстиславовича, который целовал крест новгородцам быть у них князем до конца жизни. Все новгородские бояре были тогда приведены под присягу на верность Всеволоду. После смерти отца Всеволода, киевского князя Мстислава Владимировича его место занял дядя Всеволода Ярополк Владимирович, который отозвал Всеволода из Новгорода и посадил на княжение в Переяславле. Однако вскоре Всеволод был изгнан из Переяславля другим своим дядей, Юрием Долгоруким. Тогда он вернулся в Новгород, где и вспыхнуло антикняжеское восстание: «бысть встань велика в людех». Князя с семейством горожане посадили на епископском дворе под арест и отпустили спустя два месяца, предъявив следующие обвинения: «не блюдет» смердов, проявил в походе личную трусость, нарушил целование новгородцам. Первое обвинение не могло исходить от самих смердов. Оно отразило интересы феодального хозяйства, рабочую силу которого, смердов, князь охранял недостаточно хорошо. Второе обвинение связано с нарушением княжеской обязанности охранять безопасность города.

К концу ХII в. Новгород уже вовсю осуществлял право выбирать любого из русских князей: «Новгород выложиша вси князи в свободу: где им либо, ту же собе князя поимають» — записано в первой Новгородской летописи под 1196 г. Частые перемены князей были здесь ординарным явлением. Князь в Новгороде был главным образом военным предводителем. Поэтому новгородцы ценили наиболее воинственных князей. Приглашая к себе князя, новгородцы заключали с ним договор, точно устанавливавший компетенцию сторон. Вся судебная и правленческая деятельность князя должна была осуществляться по согласию и под надзором посадника. Князь не мог назначать на административные должности, не должен был препятствовать торговле с немцами и не имел права сам принимать в ней участие. Также и войну он не мог начать «без новгородского слова», т.е. постановления веча. Из боязни, чтобы князь не сделался влиятельной политической силой, ему и его людям запрещалось проживать в черте города, принимать новгородцев в личную зависимость, приобретать земельную собственность в пределах новгородской территории.

Новгородская политическая власть может быть названа феодальной боярской республикой олигархического типа. Наибольшей полноты своего развития она достигла в конце ХIV — начале ХV в. В основе ее лежала вечевая деятельность, направлявшаяся интересами богатого боярства и купечества. Верховную власть в городе осуществляли: архиепископ владыка новгородский, степенный посадник и степенный тысяцкий («степенью» назывался помост на главной вечевой площади, с которого должностные лица обращались к народу). Административно город был устроен по принципу самоуправляющихся общин. Он делился на «концы», «сотни» и «улицы», каждая из которых имела свое вече и могла «созвонить» общегородское собрание. Оно происходило на Ярославом дворище торговой части города. Сюда могли приходить все свободные полноправные новгородцы-мужчины. Решение составлялось на слух, скорее по силе криков, нежели большинству голосов. Когда дело доходило до драки, осилившая сторона признавалась большинством. Иногда одновременно собиралось два веча — на Торговой и Софийской стороне. Иногда, когда участники являлись «в доспехах», споры разрешались врукопашную на Волховском мосту.

Компетенция веча была всеобъемлющей: оно принимало законы, «рядилось» с князьями, выбирало посадника, тысяцкого и кандидатов в архиепископы, распоряжалось государственными землями, постройками церквей и монастырей. Вече было высшей судебной инстанцией для пригородов Новгорода и частных лиц, ведало судом по государственным и особо тяжким преступлениям, областью внешних сношений, обороны и торговли.

В силу стихийного характера вечевых собраний возникла необходимость в предварительной проработке докладов для утверждения их на вече. Так сложился особый правительственный орган — Совет господ, куда входили высшие представители городской администрации, кончанские и сотские старосты и верхи новгородского боярства. Судебные функции распределялись между княжеским наместником, посадским и тысяцким. В пригороды и волости Новгорода, которые платили ему дань, посылались из центра посадники. Выйти из повинования Господину Великому Новгороду удалось лишь Пскову. Жители Двинской земли, которые «задались» за великого князя Московского в 1397 г., были приведены к покорности Новгороду силой.

Важное место в политической структуре занимал владыка архиепископ новгородский и псковский. В 1156 г. вече впервые самостоятельно поставило на эту должность епископа Аркадия. В ХIII—ХIV вв. вече избирало архиепископа из трех кандидатов, записки с их именами клались на престол храма святой Софии, и жребий решал исход дела. Архиепископ председательствовал в Совете господ. Все правительственные постановления заключались по его благословению. Он же примирял враждующие стороны, вершил суд, благославлял начало военных действий, которые велись «за святую Софию». Храм святой Софии был не только главной святыней Новгорода, но и символом его независимости. Вся Новгородская земля считалась «волостью святой Софии».