Смекни!
smekni.com

Гражданская война в Великом княжестве Литовском 1381 1384 (стр. 2 из 3)

3 августа армии Кейстута, Витовта и Любарта, с одной стороны, и Ягайла и магистра Ливонского ордена Вильгельма фон Фримерсхайма, с другой, встретились около Трок. По немецким источникам известно, что Кейстут прекрасно осознавал, что шансы на победу в открытом сражении невелики: у противника было больше войск, в тому же воины-жемайты отнюдь не стремились в бой[2]. В лагерь Кейстута прибыл Скиргайло, который убедил Витовта начать переговоры. Ягайло принял друга детства и обещал ему мир на условиях восстановления статуса-кво на ноябрь 1381 года. Скиргайло вместе с Витовтом направились к Кейстуту и убедили его начать переговоры с Ягайлом, дав при этом гарантии безопасности от имени последнего[18]. Переговоры в лагере Ягайла закончились, даже не начавшись: прибывшие Кейстут и Витовт были тут же схвачены и пленены в Кревском замке[12]. Войскам было объявлено, что князья продолжат переговоры в Вильне[18]. Через пять дней (15 августа[2]) прибывший в замок Скиргайло обнаружил Кейстута мёртвым[13]. Ягайло объявил, что Кейстут повесился, однако быстро распространился слух о том, что старый князь был убит[5]. В белорусско-литовских летописях Ягайло открыто обвиняется в организации убийства Кейстута и даже называются имена убийц. Так, по хронике Быховца, «великого князя Кейстута удавили коморники великого князя Ягайла, один из них назывался Прокша, который давал ему воду, а были и другие: брат Мостер и Кучук и Лисица Жибентяй»[20]. Ягайло организовал в Вильне пышные похороны по языческому обряду: был сложен большой погребальный костёр, на котором, кроме тела Кейстута, были сожжены кони, оружие и драгоценности[5].

3. Борьба Витовта и Ягайла

Витовту удалось бежать. Побег был организован женой Витовта Анной. По данным различных источников, Витовт обменялся одеждой с посетившей его в заточении Анной (или одной из её служанок) и смог нераскрытым выбраться из замка[21]. По сообщению Виганда Марбургского, вскоре после побега (якобы за его организацию) была утоплена жена Кейстута Бирута[22], а её дядя Видмонт[20] и двоюродный брат Бугрим были замучены[16]. Первоначально Витовт искал помощи у своей сестры Дануты и её мужа Януша Мазовецкого[23], затем у Земовита Плоцкого[23], однако они отказали ему. В этих условиях в конце 1382 года Витовт принял решение обратиться к своим недавним врагам — тевтонским рыцарям[23].

Витовт и его брат Товтивил (крещённый в Мазовии под именем Кон­рад) были приняты новым великим магистром Конрадом Цёлльнером фон Ротенштайном, но без особого энтузиазма[3]. В это время Ягайло вёл переговоры с Орденом по поводу заключения договора, положения которого были сформулированы 31 октября 1382 года[24]. Договор был платой Ягайла за помощь крестоносцев в его борьбе с Кейстутом и Андреем Полоцким[5]. По условиям соглашения, Ягайло обязался в течение четырёх лет христианизовать Княжество, передать Ордену Жемайтию вплоть до русла Дубисы, а также в течение четырёх лет сохранять с крестоносцами союзнические отношения и не начинать войн без их согласия[24], что являлось очевидным ограничением суверенитета Великого княжества Литовского[25]. Тем не менее, договор не был ратифицирован. Крестоносцы пять раз назначали дату ратификации, но Ягайло всегда отвечал отказом[26]. Заключительная встреча была назначена на 19 июля 1383 года, однако также не состоялась по причине задержки тевтонцев из-за мелководья Немана[27]. Другой причиной того, что договор так и не был ратифицирован, было то, что Ягайло без согласования с Орденом начал войну против Януша Мазовецкого и отобрал у него Дрогичин и Мельник[23]. Некоторые историки полагают, что уже в то время Ягайло планировал стратегический союз с Москвой или Польшей[8]. Крестоносцы же рассчитывали столкнуть Ягайло и Витовта друг с другом. 30 июля они объявили Ягайлу войну[23].

Витовт сделал всё возможное, чтобы вновь склонить на свою сторону жемайтов. 11 сентября 1383 года войско крестоносцев под командованием великого магистра Конрада Цёлльнера фон Ротенштайна вступило в пределы Великого княжества. Вскоре к нему присоединился и Витовт, приведший с собой 3000 жемайтов. Осада Трок оказалась удачной, но Вильну взять не удалось. 22 сентября кампания была завершена[23]. Однако уже 25 сентября Ягайло и Скиргайло осадили Троки. 3 ноября лишённый поддержки гарнизон сдал город по соглашению о свободном выходе.

21 октября в Тапиау Витовт был крещён по католическому обряду под именем Виганд. Это имя он получил в честь своего крёстного отца — рагнитского комтура Виганта[28]. Крестоносцы передали Витовту замок Новый Мариенбург на Немане, около устья Дубисы. Здесь к Витовту присоединились его родственники и сторонники, лишённые своих вотчин Ягайлом. Среди них были Товтивил, Анна, брат Анны Судимонт и Иван Ольгимундович Гольшанский[29].

30 января 1384 года в Кёнигсберге Витовт заключил письменный договор с крестоносцами, по которому он становился вассалом Ордена как законный князь трокский и передавал ему Жемайтию до реки Невежис и Ковенскую область[28]. В мае 1384 года крестоносцы начали строительство нового замка в Ковно, названного Новый Мариенвердер[29]. Этот замок также был передан под управление Витовта. Здесь 14 июля был подтверждён Кёнигсбергский договор, дополненный пунктом о наследстве дочери и братьев Витовта, а также о переходе его земель Ордену в случае отсутствия наследников[30].

В это время Ягайло (вероятно, под давлением матери[24]) заключил союз с Великим князем Московским. Велись приготовления к его свадьбе с дочерью Дмитрия Донского Софьей и крещению по православному обряду[31]. Чтобы реализовать намеченный план, Ягайлу было необходимо закончить войну с Витовтом[13]. Весной 1384 года начались тайные переговоры. Ягайло предложил Витовту во владение Волынь с Луцком[20]. Витовт ответил отказом, настаивая на возвращении всей своей вотчины, включавшей занятые Скиргайлом Троки. Ягайло обещал вернуть Троки, как только Скиргайло сможет отобрать у Андрея Ольгердовича Полоцк[3]. В июле Витовт дал согласие и решил избавиться от опеки Тевтонского ордена. Он сжёг Георгенбург и Новый Мариенбург и с войском перебрался в Литву[29]. В плен к нему попал кастелян Нового Мариенбурга Марквард фон Зальцбах, ставший впоследствии его другом и сыгравший значительную роль в будущих событиях. В конце сентября Ягайло и Витовт осадили Новый ­Мариенвердер. 6 ноября замок был взят и разрушен[14].

4. Последствия

Витовт вернулся в Литву без письменного договора с Ягайлом. Он вступил во владение Гродно, Берестем, Подляшьем и Волковыском[28]. Для того, чтобы наследовать Волынь после смерти его дяди Любарта, Витовт был крещён по православному обряду[30][32]. Он признал верховенство Ягайла и стал одним из многих князей в Великом княжестве. Скиргайло продолжал княжить в Троках.

Изначально склонявшийся к Москве, Ягайло вступил в переговоры с поляками. Польская шляхта искала подходящего кандидата на роль короля в качестве жениха Ядвиги. 14 августа 1385 года была заключена Кревская уния, установившая личную унию между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским. Одним из условий унии была христианизация Литвы. В 1386 году Ягайло был крещён под именем Владислав и коронован. В качестве наместника в Литве он оставил Скиргайло[33]. Воспользовавшись отсутствием Ягайла, борьбу за власть в Княжестве возобновил Андрей Полоцкий. Витовт всё это время оставался лояльным по отношению к Ягайлу и помогал в борьбе с Андреем[3].

После поражения и пленения Андрея Полоцкого Скиргайло отказался передать Витовту трокское княжество, тем самым нарушив обещание. В качестве компенсации Ягайло передал Витовту Луцк и Владимир-Волынский[3][30], однако это не помогло улучшить отношения между двоюродными братьями. В то же время росло недовольство литвинов политикой Ягайла: потерей суверенитета и растущим влиянием поляков[34]. Обманутые крестоносцы не оставили претензий на Жемайтию и продолжали вести войну. Все эти обстоятельства позволяли Витовту рассчитывать на благоприятный исход в случае восстания. В 1389 году он бежал в Орден, где снова нашёл поддержку. Во вновь разразившейся гражданской войне Витовт добился значительных успехов. Это позволило ему заключить соглашение с Ягайлом на выгодных ему условиях. Ягайло признавал Витовта великим князем литовским и правителем Трокского княжества, а Витовт, в свою очередь, признавал власть Ягайла в качестве верховного князя литовского. Формально зависимый, на практике Витовт действовал самостоятельно. Более того, во многом Ягайло сам зависел от Витовта[35]. Установившиеся отношения просуществовали до 1430 года, когда после 38 лет правления великий князь Витовт скончался.

Список литературы:

1. Rowell S. C. Baltic Europe // Michael Jones. The New Cambridge Medieval History c. 1300—c. 1415. — Vol. VI. — Cambridge University Press, 2000. — pp. 709—710. — ISBN 0-521-36290-3.

2. Kiaupa Z. Kiaupienė J., Kunevičius A. The History of Lithuania Before 1795 / English ed. — Vilnius: Lithuanian Institute of History, 2000. — pp. 124—126. — ISBN 9986-810-13-2.

3. Ivinskis Z. Vytauto jaunystė ir jo veikimas iki 1392 m. // Paulius Šležas. Vytautas Didysis. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — pp. 7—32.

4. Urban W. Samogitian Crusade. — Chicago: Lithuanian Research and Studies Center, 2006. — p. 168. — ISBN 0-929700-56-2.

5. Urban W. Samogitian Crusade. — Chicago: Lithuanian Research and Studies Center, 2006. — pp. 170—171. — ISBN 0-929700-56-2.

6. Kučinskas A. Kęstutis. — Vilnius: Mokslas, 1988. — p. 159. — ISBN 5-420-623-5.

7. Kučinskas A. Kęstutis. — Vilnius: Mokslas, 1988. — p. 161. — ISBN 5-420-623-5.