Смекни!
smekni.com

Древние германцы (стр. 3 из 7)

Оружие защиты также изготавливалось у варваров совершенно иначе. Если римляне делали сплошные панцири, то германцы предпочитали легкие рубашки из узких пластин и колец. Германцы считали, что защищаться нужно не от видимого противника, но от невидимых духов смерти; а от них надежной защитой является не столько толстая сплошная броня, но непрерывный металлический звон, издаваемый пластинчато-кольчатой рубашкой и удерживающий духов смерти на расстоянии. Оказалось, что это иррациональное отношение к войне привело германцев к созданию более надежного защитного вооружения, чем у римлян. Дело в том, что римский панцирь был слишком жесткой конструкцией, не способной амортизировать удары большой силы; римский воин погибал порой просто от чрезмерно сильного сотрясения, от жесткой детонации, когда обрывались внутренние органы, без видимых ран и увечий. А германская кольчуга могла амортизировать удары и служила более сильной защитой. Превосходство германского оружия стало одним из факторов исторической победы германцев над Римом.

Помимо металлообработки германцы достигли немалых успехов в стеклоделии. Они умели волочить стеклянную проволоку, которую использовали для украшений; они первыми научились получать листовое стекло, которое позднее стали использовать для остекления окон.

В керамическом производстве германцам принадлежит приоритет в изготовлении керамической плитки и черепицы, которой впоследствии покрывали крыши.

В изготовлении одежды германцы использовали кройку и шитье; они различали верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю и летнюю одежду; именно с германцами в Европе распространились брюки, рубашки, сапоги; от германцев европейцы унаследовали ношение париков, признак свободного состояния.

Но, пожалуй, наиболее впечатляющими были достижения германцев в судостроении и в навигации. Предки германцев уже в эпоху неолита делали струги и ладьи, управлявшиеся веслами. В I тыс. н.э. германцы делали гребные и парусные корабли 20 – 30 м длиной. Строительство корабля начиналось с киля, для которого выбиралось дерево 30 – 50 м. Концы этого дерева вымачивались в особых растворах и загибались, чтобы получалась форма дуги, полусферы. Затем к килю прикреплялись ребра – шпангоуты, а на них набивались рейки борта, причем рейки накладывались одна на другую внахлест, но не в стык, как было принято у римлян. Это создавало повышенную пластичность бортов и всей конструкции корабля и усиливало его амортизационные качества – корабль германцев мог плавать в открытом море и океане, мог выдерживать любой шторм. Германцы использовали не треугольный парус, характерный для римлян, но квадратный, который устанавливался поперек корабля и позволял плавать даже против ветра. Для германцев корабль имел большее значение, чем просто средство передвижения; корабль был для них жилищем и храмом, палуба корабля была ложем; корабль позволял совершить последнее мистическое плавание из посюстороннего мира в потусторонний; германцев поэтому отличала редкая преданность кораблю, палубой которого клялись, и эта клятва считалась нерушимой; с кораблем не расставались и могли совершать на нем многодневные плавания в открытом морском пространстве. Неудивительно, что германцы совершали плавания уже в VIII – IX вв. в Северный Ледовитый океан, доходили до Полярного Урала, до земли Биармии, отождествляющейся с Пермской землей. В IX в. германцы совершали плавания в Атлантический океан и достигали Гренландии, которая в то время действительно была зеленым островом. В X в. Лейв Эриксон доплыл до Америки, став первооткрывателем этого континента.

Германцы были также искусными градостроителями. Их города отличались идеальной круглой формой, подражавшей небесному городу героев – Вальгалле; улицы были прямыми, пересекались под прямым углом; дома ставились в каре; город имел четыре входа, ориентированных на четыре стороны света; город окружался стенами из дерева, валом и рвом. Самым известным из таких городов был Треллеборг, на территории нынешней Дании. Точно такой же город был обнаружен в XX в. на побережье Атлантического океана, в Канаде; он был основан в X в. северогерманскими колонистами, прибывшими вместе с Лейвом Эриксоном.

Религия. Мифология. Эпос

В I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. варвары были язычниками, поклонялись богам природных стихий, совершали жертвоприношения. Наиболее изучен пантеон германцев. Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьелльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за 1 год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрея. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фреей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли. Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Боги пришли в еще больший страх. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, и им помогла Фрея, жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя.

У Одина и Фреи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрея не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, она собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги. Таким образом, после конца света, гибели богов наступило воскресение. Затем последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи, и это обстоятельство объясняет предрасположенность германцев к христианству.