Смекни!
smekni.com

Эпоха гражданских войн в Норвегии (стр. 2 из 3)

Сверре правил Норвегией до 1202 года, но оказался неспособен добиться долгого мира. Церковь, бывшая на стороне короля Магнуса и Эрлинга Скакке, оставалась опасной оппозицией Сверре на протяжении всего его царствования. В 1190 году архиепископ Эйрик Иварссон бежал из страны, в 1194 году получил разрешение от папы на отлучение Сверре от церкви и призвал епископов, оставшихся в стране, последовать за ним в Данию, что они и сделали. После этого Сверре смог заставить епископа Осло Николаса Арнессона, одного из своих сильнейших соперников, короновать себя в Бергене (1194). В 1198 году папа Иннокентий III наложил на Норвегию интердикт. Хотя Сверре подделал письма, в которых утверждалось, что его отлучение было отменено, в действительности он оставался отлучённым до конца жизни.

Несколько претендентов подняли восстание против Сверре. Среди наиболее опасных соперников был Йон Кувлунг, предполагаемый сын короля Инге Горбатого. Он был объявлен королём в 1185 году и погиб в битве при Бергене в 1188 году. Сигурд Магнуссон, сын короля Магнуса Эрлингссона, был объявлен королём на Оркнейских островах в 1193 году. В возрасте 13 лет он возглавил партию. Он получил поддержку кроме прочих со стороны Харальда Маддадссона. Его возвышение завершилось поражением и смертью в битве при Флорваге в окрестностях Бергена в 1194 году.

1.6. Возвышение баглеров

В 1197 году возникла самая серьезная угроза режиму Сверре. Несколько влиятельных оппонентов Сверре, включая епископа Осло Николаса Арнессона, который был сводным братом короля Инге Горбатого, и архиепископа Эйрика Иварссона, встретились на ярмарке Халор в Сконе, затем ставшего частью Дании. Они выбрали своим претендентом предполагаемого сына Магнуса Эрлингссона малолетнего Инге Магнуссона. Их партия стала называться баглерами от старонорвежского слова, обозначавшего епископский посох. Война между баглерами, пользовавшимися открытой поддержкой церкви, и биркебейнерами заняла остаток правления Сверре. Они не смогли сместить Сверре, но и он не сумел одержать над ними решительную победу. Когда Сверре умер от болезни в Бергене в 1202 году, он стал первым королём Норвегии, умершим естественной смертью после Сигурда Крестоносца в 1130 году. Перед смертью он дал совет своему сыну и наследнику Хокону Сверрирсону примириться с церковью. Хокон стал новым королем и главой биркебейнеров, а епископы, вернувшиеся в страну позднее в том же году, освободили страну от интердикта. Лишившийся большинства своих сторонников король баглеров Инге был убит в тот же год.

1.7. Вторая война баглеров и соглашение в Квитсёй

Хокон Сверрирссон сумел умиротворить всю страну, но внезапно умер в 1204 году. Его преемником стал малолетний Гутторм, умерший в том же году. Биркебейнерам не был известен ни один из прямых наследников короля Сверре и они выбрали новым королём его племянника Инге Бардсона. Следом в Дании возродилась партия баглеров, выбравшая своим королём ещё одного сына короля Магнуса Эрлингссона Эрлинга Стейнвегга. В 1204 году при помощи датского короля Вальдемара II они вторглись в Норвегию, захватив Осло-фьорд. Вторая война с баглерами продолжалась до 1208 года. После болезни и смерти Эрлинга Стейнвегга его сменили Филипп Симонссон, племянник короля Инге Горбатого, и Николас, епископ Осло, и война продолжилась без перерыва. Оплотом баглеров был Осло-фьорд, а биркебейнеров — Трёнделаг, но сражения и стычки случались по всей стране. В конце концов епископы смогли заключить соглашение между двумя сторонами на встрече в Квитсёй в 1208 году. Под контролем короля баглеров Филиппа оставалась восточная Норвегия, но он отказывался от королевского титула, тем самым король биркебейнеров Инге оставался единственным правителем всей страны. На деле Филипп продолжал именовать себя королём до смерти, но мир между баглерами и биркебейнерами сохранялся до 1217 года.

1.8. Примирение между баглерами и биркебейнерами

В 1217 году умер король биркебейнеров Инге Бардссон. Биркебейнеры, опасаясь остаться без вождя в случае нападения баглеров, выбрали своим королём 13-летнего Хокона Хоконссона, а ярл Скуле Бардссон возглавил армию. Хокон Хоконссон был посмертным сыном Хокона Сверрирсона, которого биркебейнеры не опасались, когда выбирали Инге своим королём в 1204 году — он прибыл ко двору короля Инге в 1206 году. Скуле был братом короля Инге, и сам имел претензии на трон, однако на время удовольствовался для себя ролью главнокомандующего, став фактически самым могущественным человеком в королевстве. Когда в том же году умер король баглеров Филипп, Скуле действовал быстро. Он убедил баглеров не выбирать собственного короля. Вместо этого они официально распустили свою партию и присягнули в верности Хокону, таким образом объединив королевство. Оставались недовольные элементы, и в восточной Норвегии вспыхнуло восстание во главе с сыном Эрлинга Стейнвегга по имени Сигурд Риббунг, продолжавшееся до 1227 года. После смерти Сигурда от естественных причин его сторонники прекратили восстание. 1227 год иногда указывается как год окончания эпохи гражданских войн, но чаще в неё включают также восстание Скуле Бардссона в 1239-1240 годах.

Избрание королём Хокона в 1217 году казалось временным решением до тех пор, пока не будет заключено постоянное соглашение, и Скуле, несомненно, надеялся вскоре сам занять трон. На собрании всей знати страны в Бергене в 1223 году, Скуле выставил свою кандидатуру на пост короля против Хокона вместе с Сигурдом Риббунгом и двумя другими претендентами. Однако съезд утвердил королём Хокона. Взрослея, Хокон постепенно брал власть в стране в свои руки, а власть Скуле неуклонно ослабевала. Пытаясь сохранить мир между ними, Хокон женился в 1225 году на дочери Скуле Маргарите. В 1237 году Скуле был пожалован титул герцога (hertogi), впервые в Норвегии. Этого оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить Скуле, и в 1239 году он провозгласил себя королём и начал войну против Хокона. Его мятеж был безуспешным, и в 1240 он был убит людьми Хокона, когда искал убежища в монастыре в Нидарусе. Эпоха гражданских войн завершилась.

2. Взгляды на эпоху гражданских войн

2.1. Мнения современников

Гражданские войны и раздоры в королевской династии были обычным делом в Средние века в Норвегии как и в других странах Европы. Тем не менее, существуют свидетельства, что современники относились к этому времени как к особому, отличающемуся от предыдущего. Монах Теодорик, который писал историю Норвегии на латыни ок. 1180 года заканчивает свой труд смертью короля Сигурда Крестоносца в 1130 году, полагая следующее:

"…совершенно неуместно описывать последующие преступления, убийства, лжесвидетельства, отцеубийства, осквернения святых мест, богохульства, грабежи духовенства и простых людей, похищения женщин и другие гнусности, которые слишком долго перечислять"[1]

"...уже более века, хотя короли сменяются здесь стремительно, еще ни один из них не умер от старости или болезни, но все они погибали от меча, оставляя величие империи своим убийцам как законным наследникам, поэтому поистине выражение "Ты убил, и еще вступаешь в наследство?" [3 Цар. 21:19] может относиться ко всем кто правил тут столь долгое время."[1]

2.2. Современные взгляды

Современные историки выдвигают различные версии и объяснения относящиеся к эпохе гражданских войн. Источники того времени, саги, слишком подчеркивают личные мотивы конфликтов – войны происходили из-за борьбы различных людей за трон. Запутанное право наследования и практика разделения власти между несколькими правителями одновременно, приводили к тому, что личные конфликты перерастали в полномасштабные войны. Не так давно историк Нарве Бьёрго предположил, что практика разделения власти была хорошим способом управления королевством в начальный период после объединения, а стремления к централизации и унитарности были важными факторами возникновения войн. Эдвард Булл также подчеркивал вражду жителей различных областей как причину войн, ссылаясь на тот факт, что разные претенденты часто находили поддержку в определенных районах страны. Также важным являлось вмешательство внешних сил: датских и в меньшей степени шведских королей, которые всегда были готовы оказать поддержку той партии которая на их взгляд способствовала увеличению их собственного влияния, в частности в области Ослофьорд.

Популярным объяснением в ранней норвежской историографии (кон. XIX – нач. XX вв.), служил конфликт между королевской властью и аристократией (лендманнами). В соответствии с этим взглядом такие историки как П. А. Мунк, Й. Е. Сарс и Густав Сторм, аристократия рассматривала короля как средство их управления страной. Следовательно они поддерживали слабых королей, но в конце концов потерпели поражение от сильного короля Сверре. Подобным образом объяснялось вмешательство церкви. Эти версии не подтвердились, когда стало ясно, что лендрманы в равной степени поддерживали обе стороны, причем до и после короля Сверре. Собственно Сверре сам привлек некоторых лендрманов на свою сторону. Кнут Хелле подчеркивает, сколь большую работу проделала церковь после смерти Сверре, чтобы добиться примирения между двумя партиями и стабильности.

К середине XX в. в норвежской историографии стал популярен материалистический подход. Его сторонники, например, Эдвард Булл и Андреас Холмсен искали экономические и социальные причины гражданских войн. Они считали, что в XII в. норвежское общество стало социально расслаиваться, появилось большое количество бывших самостоятельных крестьян ставших арендаторами, в то время как лендрманы и церковь стали крупными землевладельцами. Это породило конфликт, который привел к гражданским войнам. Они также считали, что отдельные регионы такие как Трёнделаг и внутренние части восточной Норвегии были более однородными и поэтому противостояли более расслоенным социально регионам. Эти попытки объяснить события как форму классовой борьбы не нашли значительного подтверждения в источниках. Оказалось невозможным эмпирически доказать что в тот период усилилось социальное расслоение. Недавние исследования показывают, что скорее это было не так. Кнут Хелле подчеркивает неуклонное усиление королевской власти, на протяжении всего периода гражданских войн. К концу войн возобладала идея унитарного королевства (в противоположность практике разделения государства), начала создаваться централизованная администрация, усилилась королевская власть и соответственно король смог сдерживать региональные и социальные конфликты, не давая им перерасти в открытое противостояние. С этой точки зрения гражданские войны стали последним этапом объединения Норвегии в единое государство.