Смекни!
smekni.com

Арабский Халифат 3 (стр. 2 из 3)

4) иктпа - временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян [1, c. 82].

Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался необменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление [2, c. 241].


2. Первая французская Конституция 1791 г.

Первая Конституция королевства Франции от 3 сентября 1791 г. В конституциях периода революции содержались установле­ния об основах государственного устройства и форме правления, о способах обеспечения естественных и гражданских прав и о государ­ственных властях – законодательной, исполнительной и судебной. Принятие Национальным собранием первой писаной Консти­туции от 3 сентября 1791 г. приходится на относительно мирный и легальный (конституционный) период течения конфликта между королем и собранием сословий, провозгласившим себя собранием представителей нации. Характерно, что законодательное собрание присягало в этот период «поддерживать Конституцию королевства, изданную Национальным собранием в течение 1789, 1790 и 1791 годов» (ст. 5, разд. 11) [3, c. 271].

В преамбуле Конституции говорилось о направлении перемен в общественном и политическом устройстве нации.

Обеспечение естественных и гражданских прав Конституция провозглашала и обеспечивала следующие естественные и гражданские права:

- доступ всем гражданам к местам и должностям с учетом и добродетелей и способностей;

- равномерную раскладку всех налогов согласно имущественному положению граждан;

- равное наказание за равное правонарушение независимо от каких-либо личных различий;

- свободу передвижения без опасения подвергнуться задержанию или заключению; свободу устного и письменного слова без предварительной цензуры; свободу собраний (за исключением со­браний рабочих и ремесленников для обсуждения «общих вопросов» или собраний, нарушающих полицейские законы о поддержании порядка и общественного спокойствия); свободу отправления сво­их вероисповедных обрядов; свободу обращения с петициями, под­писанными отдельными гражданами;

- запрет издавать законы, препятствующие осуществлению перечисленных естественных и гражданских прав или нарушающих эти права;

- право граждан избирать и назначать служителей культа; брак признавался законом лишь в качестве гражданского дого­вора [4, c. 430].

Под свободой понималась возможность делать все, что не нано­сит ущерба правам других или общественной безопасности (некото­рое уточнение Декларации с упоминанием об интересах обществен­ной безопасности). Конституция гарантировала заботу о призрении покинутых детей, убогих и приискание работы здоровым неимущим (эту тему поддержат и расширят затем якобинцы). Народное образо­вание объявлялось общим для всех граждан и отчасти бесплатным.

Для поддержания «братства между гражданами, преданности родине, конституции, законам» будут установлены, говорилось в Конституции, национальные празднества в ознаменование памя­ти Французской революции.

О государственных властях

Суверенитет принадлежит нации, он един, неделим, неотчуж­даем и неотъемлем. Королевство состоит из 83 департаментов, ко­торые делятся на дистрикты и кантоны. В городах и сельских округах образуются коммуны. Законодательная власть вверяется депутатам Национального собрания, избранным народом на опре­деленный срок. [2, c. 491]

Форма правления, в стране – конституционная монархий при которой исполнительная власть вверена королю.

Законодательная власть принадлежит только законодательно­му корпусу. Исполнительная власть лишена этой возможности, она может издавать предписания и обращения лишь на основе законов во имя их реализации.

Власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определенный срок. Она не может осуществляться ни законодатель­ным корпусом, ни королем, ни народом. Таковы особенности фран­цузской модели обособления властей в условиях конституционной монархии.

Активность граждан-избирателей ограничена мужеским полом и возрастом 25 лет, сроком проживания в городе или кантоне, исправностью в уплате налога, независимым личным положением (домашней прислуге нельзя было участвовать в выборах), принад­лежностью к составу национальной гвардии. Наконец, оставшиеся 249 представителей избиралив соответствии с прямым налогообложением (вся сумма прямых королевских налогов также делилась на 249 частей, и каждый департамент избирал представителей в соответствии с количеством уплачиваемых им налогов). Отныне депутаты должны были избираться всеми налогоплательщиками (к большой выгоде буржуазии) Избиратели, преодолевшие цензовый имущественный барьер, теперь получили также право избирать судей и местную админис­трацию [4, c. 432]

В разделе «О пересмотре конституционных постановлений» было записано: «Национальное учредительное собрание объявля­ет, что нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Кон­ституцию». Далее следовало перечисление процедурных и иных требований к пересмотру Конституции специальным собранием по пересмотру Конституции. В ст. 9 этого раздела было также запи­сано весьма своеобразное положение о гарантиях и гарантах со­блюдения данной Конституции: «Национальное учредительное со­брание вверяет соблюдение Конституции добросовестности законо­дательного корпуса, короля и судей, бдительности отцов семей­ства, супруга и матерей, преданности юных граждан и мужеству всех французов».

Конституция 1791 г. была утверждена королем под угрозой низложения. Согласно положениям Конституции, из 24 млн. насе­ления только 4,3 млн. получили статус активных граждан, а все ос­тальные пребывали в разряде пассивных граждан. Эту ситуацию вполне реалистично резюмировал депутат Дюпон де Немур: «У кого ничего нет, тот не член общества... Управление и законо­дательство – дело собственности, а потому только собственники действительно заинтересованы в них». Еще в декабре 1789 г., пос­ле введения имущественного ценза, устранившего радикальных участников событий из числа санкюлотов, адвокат Камилл Демулен уверенно предположил, что такой ценз создаст в стране ари­стократическую власть. Если бы были живы Руссо, Корнель или Мабли, никто из них не стал бы депутатом. Из числа избирателей исключены все женщины и мужчины моложе 25 лет.

Для избрания выборщиком (по 1 от 100 активных граждан) необходимо дополнительно к перечисленному иметь доход, равный стоимости 200 рабочих дней, или жилое помещение, приносящее доход, а также владение на праве собственности с различиями для городов (свыше 6 тыс. жителей) или для сельской местности (менее 6 тыс. жителей) [2, c. 993].

Выборщики, отобранные по каждому департаменту, избирали затем представителей в собрание нации в количестве, установлен­ном для их департамента. В Национальное собрание могли быть избраны все активные (т.е. имеющие право голоса) граждане не­зависимо от их общественного положения, профессии или размера уплачиваемых налогов.

Число представителей в Национальном законодательном со­брании было установлено в 745 депутатов на 83 департамента. Они избирались каждые два года и заседали в составе одной палаты. Однако число представителей от департаментов распределялось в зависимости и с учетом трех параметров: территории, населения, прямого налогообложения.

Таким образом, примерно одна треть законодателей (247 че­ловек) избиралась в соответствии с размерами территории (от каж­дого департамента по 3 представителя, от департамента Парижа только 1 представитель); другая треть – с количеством населения: вся масса активных граждан королевства делилась на 249 частей [3, c. 274].

3. Основные тенденции государственно-правового развития США и Новейшее время

В послевоенный период изменилась структурная композиция многих конституций либерально-демократической ориентации. От­ныне конституции не просто регулируют организацию и распре­деление власти, но одновременно более широко закрепляют устоявшуюся систему ценностей, принципов права и справедливос­ти, т.е. содержат элементы политико-философского мировоззрения. Так, например, они включают в себя характеристику политичес­ких и идеологических основ организации общества и места и роли в нем политических партий [2, c. 687].

Весьма существенными для организации и функционирования конституционных учреждений становятся в послевоенный период некоторые важные перемены в режиме властвования и в полити­ческой системе в целом. Политическая организация современного либерально-демократического общества, его политическая систе­ма, которую можно назвать еще и политической конституцией, есть, прежде всего форма легитимного (основанного на авторите­те закона) распределения власти в обществе и государстве. Она включает в себя помимо государства также политические партии, массовые религиозные и иные общественные организации, другие учреждения группового либо индивидуального участия в полити­ческой жизни, в выработке важных политических решений и кон­троле за их осуществлением и т. д. [7, c. 500]